Практическая работа № 1.
«Получение, собирание и распознавание газов».
Цели урока: проверить правильность усвоения знаний о газообразных веществах, способах их получения и распознавания; продолжить формировать умения проводить эксперимент, наблюдать и делать выводы из увиденного.
Оборудование: компьютер, презентация урока, пробирки, спиртовка, спички, лучинки, стеклянные трубки; растворы: соляной кислоты, уксусной кислоты, пероксида водорода, известковой воды; цинк, мрамор,
Ход урока.
I. Подготовка к уроку (проверить готовность к уроку групп учащихся, оборудования, класса; отметить в журнале отсутствующих учащихся; сообщить тему и цели урока).
II. Инструктаж по технике безопасности.
1. Какое воздействие на кожу человека и ткань оказывают кислоты? (При попадании на кожу человека или ткань, кислоты разрушают их).
2. Какое воздействие на кожу человека и ткань оказывают щелочи? (При попадании на кожу человека или ткань, щелочи разрушают их).
3. Таким образом, как необходимо обращаться с кислотами и щелочами? (Кислоты и щелочи необходимо брать трубкой и только в нужном количестве).
4. От чьей спиртовки можно зажечь свою? (Спиртовку нельзя зажигать от другой спиртовки. Её можно зажигать только спичкой).
Напоминаю, что обращаться со стеклянной посудой нужно очень осторожно, чтобы не раздавить или разбить её. Сколы при разрушении стеклянной посуды очень острые и могут вызвать очень глубокие порезы.
III. Инструктаж по работе.
Практическую работу вы будите выполнять по инструкции.
В соответствии с вашим вариантом, дайте название практической работе, сформулируйте цель, определите оборудование и реактивы. При оформлении работы обязательно описываете свои действия и наблюдения, записываете уравнения химических реакций, делаете рисунок установки для получения указанного вам газа, записываете вывод по работе.
По окончании работы навести порядок на рабочем месте.
IV. Выполнение работы.
«Получение, собирание и распознавание кислорода».
Получение кислорода Получение кислорода. Соберите прибор для получения кислорода Получите кислород разложением перманганата калия. Соберите кислород методом вытеснения воздуха. Запишите уравнения соответствующих реакций. |
Собирание и распознавание углекислого газа Наполнять газом пробирку в течение 1 мин. Внести горящую лучинку в стакан. Наблюдать изменения. |
«Получение, собирание и распознавание углекислого газа».
Получение углекислого газа Соберите прибор для получения углекислого газа. В пробирку, закрепленную в штативе, поместите 2-3 кусочка мрамора, прилейте 2 мл соляной кислоты и быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Соберите углекислый газ методом вытеснения воздуха. Докажите его наличие в пробирке. |
Собирание и распознавание углекислого газа |
«Получение аммиака»
Повторите правила безопасной работы со щелочами. Соблюдайте эти правила в процессе проведения химического эксперимента.
Получение, собирание и распознавание аммиака
1) Поместите в ступку по две ложки-дозатора хлорид аммония и гидроксида кальция каждого. Разотрите смесь пестиком. Что ощущаете?
2) Соберите прибор для получения аммиака: наберите в сухую пробирку не более ¼ ее высоты приготовленной смеси, закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, укрепите пробирку в лапке штатива с небольшим наклоном к пробке. Наденьте сухую пробирку для собирания аммиака на газоотводную трубку, направленную вверх.
3) Нагревайте пробирку со смесью.
4) Поднесите влажную индикаторную бумажку к отверстию пробирки с аммиаком.
5) Прекратите нагревание. Снимите пробирку с аммиаком, не переворачивая ее, опустите ее отверстием вниз в стакан с водой. Закройте конец газоотводной трубки влажным ватным тампоном.