СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по химии 11 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены разработки практических работ для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2 - 11 кл»

Практическая работа №2

Идентификация неорганических веществ.


Цель работы: с помощью характерных реакций распознать предложенные

неорганические вещества, определить качественный состав почвы.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок.

Реактивы: растворы: хлорида аммония, сульфата натрия, гидроксида натрия, хлорида бария, соляной кислоты; синяя лакмусовая бумага, цинк, нитрат серебра.

Ход работы:


  1. Приготовить таблицу для записи выполнения работы по форме:

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

Вывод





2. Выполнить опыты

3. Заполнить таблицу.

4. Сделать общий вывод.


Правила техники безопасности

  1. Работать с кислотами и щелочами осторожно. Концентрированные кислоты аккуратно вносить в пробирку над лотком. Если кислота попала на кожу или одежду, быстро смыть большим количеством воды.

  2. Ничего не пробовать на вкус.

  3. В пробирку наливать не более 1 мл веществ.

  4. Нюхать летучие вещества осторожно, направляя воздух рукой от пробирки к себе.

  5. Не закрывать пробирку пальцем при взбалтывании в ней жидкости. Взбалтывать содержимое следует держа пробирку за верхнюю часть и слегка покачивая.

  6. Не наклоняться над пробиркой, так как брызги могут попасть в глаза.

  7. Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей, так как жидкость иногда может выплеснуться из пробирки.

  8. При нагревании пробирки не касаться фитиля спиртовки, так как фитиль холодный и пробирка может лопнуть.

  9. Горящую спиртовку нельзя переносить со стола на стол.

  10. Зажигать спиртовку только спичками.

  11. Гасить спиртовку только колпачком.

  12. После работы привести в порядок своё рабочее место.


Опыт . Качественные реакции на неорганические вещества.


Задание: в трех пронумерованных пробирках (1, 2, 3) даны вещества:


ХЛОРИД АММОНИЯ

СОЛЯНАЯ КИСЛОТА

СУЛЬФАТ НАТРИЯ


С помощью характерных реакций распознать, в какой из пробирок находятся данные вещества.


Для выполнения данного опыта содержимое каждой пронумерованной пробирки разделить на три пробы.


1. Для определения хлорида аммония – в пробирку с хлоридом аммония прилить раствор гидроксида натрия, нагреть в пламени спиртовки.

? Что наблюдаете?

Написать уравнение реакции в молекулярной, полной ионной, сокращенной ионной формах.

2. Для определения соляной кислоты - в пробирку с соляной кислотой прилить раствор нитрата серебра.

? Что наблюдаете?

Написать уравнение реакции в молекулярной, полной ионной, сокращенной ионной формах.

3. Для определения сульфата натрия - в пробирку с сульфатом натрия прилить раствор хлорида бария.


? Что наблюдаете?

4. Написать уравнение реакции в молекулярной, полной ионной, сокращенной ионной формах.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа№1-1»

Практическая работа №1

«Получение, собирание и распознавание газов»

Цель работы:

Оборудование и реактивы: прибор для получения газов, пробирки (2 шт.), штатив для пробирок, шпатель, химический стакан, лучинка, спички, мрамор (СаСО3), известковая вода (Са(ОН)2), HCl (1:2).

Техника безопасности:




Ход работы:

Действия

Наблюдения

Уравнения реакций. Выводы

  1. Получение углекислого газа

  • Соберите прибор для получения углекислого газа.

  • В пробирку, закрепленную в штативе, поместите 2-3 кусочка мрамора,

  • прилейте 2 мл соляной кислоты и быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой.

  • Соберите углекислый газ методом вытеснения воздуха.

  • Докажите его наличие в пробирке.



CaCO3 + HCl →

  1. Собирание и распознавание углекислого газа

  • Перенесите конец газоотводной трубки в пробирку с 1 мл известковой воды и пропускайте через нее углекислый газ.

      • Что вы наблюдаете?

  • Запишите уравнения соответствующих реакций.




Ca(OH)2 + CO2

Вывод:

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа№1-2»

Практическая работа №1

«Получение, собирание и распознавание газов»

Цель работы:


Оборудование и реактивы: пробирки (3 шт.), спиртовка, спички, штатив, газоотводная трубка, хлорид аммония (кристаллический), гидроксид кальция (кристаллический), стаканчик с водой, индикаторная бумага, вата.


Техника безопасности:


Ход работы:

Действия

Наблюдения

Уравнения реакций. Выводы

Получение, собирание и распознавание аммиака

1) Поместите в ступку по две ложки-дозатора хлорид аммония и гидроксида кальция каждого. Разотрите смесь пестиком. Что ощущаете?

2) Соберите прибор для получения аммиака: наберите в сухую пробирку не более ¼ ее высоты приготовленной смеси, закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, укрепите пробирку в лапке штатива с небольшим наклоном к пробке. Наденьте сухую пробирку для собирания аммиака на газоотводную трубку, направленную вверх.

3) Нагревайте пробирку со смесью.

4) Поднесите влажную индикаторную бумажку к отверстию пробирки с аммиаком.

5) Прекратите нагревание. Снимите пробирку с аммиаком, не переворачивая ее, опустите ее отверстием вниз в стакан с водой. Закройте конец газоотводной трубки влажным ватным тампоном.



NH4Cl + Ca(OH)2












NH4OH↔

Вывод:

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа№1-3»

Практическая работа №1

«Получение, собирание и распознавание газов»

Цель работы:

Оборудование и реактивы: пробирки (2 шт.), штатив для пробирок, шпатель, лучинка, спички, перманганат калия (KMnO4),индикаторная бумага.

Техника безопасности:




Ход работы:

Действия

Наблюдения

Уравнения реакций. Выводы

  1. Получение кислорода

  1. Получение кислорода.

  • Соберите прибор для получения кислорода

  • Получите кислород разложением перманганата калия.

  • Соберите кислород методом вытеснения воздуха.

  • Запишите уравнения соответствующих реакций.



KMnO4

  1. Собирание и распознавание углекислого газа

Наполнять газом пробирку в течение 1 мин. Внести горящую лучинку в стакан. Наблюдать изменения.




CxHy+O2

Вывод:

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа№1»

Практическая работа № 1.

«Получение, собирание и распознавание газов».

Цели урока: проверить правильность усвоения знаний о газообразных веществах, способах их получения и распознавания; продолжить формировать умения проводить эксперимент, наблюдать и делать выводы из увиденного.

Оборудование: компьютер, презентация урока, пробирки, спиртовка, спички, лучинки, стеклянные трубки; растворы: соляной кислоты, уксусной кислоты, пероксида водорода, известковой воды; цинк, мрамор,

Ход урока.

I. Подготовка к уроку (проверить готовность к уроку групп учащихся, оборудования, класса; отметить в журнале отсутствующих учащихся; сообщить тему и цели урока).

II. Инструктаж по технике безопасности.

1. Какое воздействие на кожу человека и ткань оказывают кислоты? (При попадании на кожу человека или ткань, кислоты разрушают их).

2. Какое воздействие на кожу человека и ткань оказывают щелочи? (При попадании на кожу человека или ткань, щелочи разрушают их).

3. Таким образом, как необходимо обращаться с кислотами и щелочами? (Кислоты и щелочи необходимо брать трубкой и только в нужном количестве).

4. От чьей спиртовки можно зажечь свою? (Спиртовку нельзя зажигать от другой спиртовки. Её можно зажигать только спичкой).

Напоминаю, что обращаться со стеклянной посудой нужно очень осторожно, чтобы не раздавить или разбить её. Сколы при разрушении стеклянной посуды очень острые и могут вызвать очень глубокие порезы.

III. Инструктаж по работе.

Практическую работу вы будите выполнять по инструкции.

В соответствии с вашим вариантом, дайте название практической работе, сформулируйте цель, определите оборудование и реактивы. При оформлении работы обязательно описываете свои действия и наблюдения, записываете уравнения химических реакций, делаете рисунок установки для получения указанного вам газа, записываете вывод по работе.

По окончании работы навести порядок на рабочем месте.

IV. Выполнение работы.

  1. «Получение, собирание и распознавание кислорода».

  1. Получение кислорода

  1. Получение кислорода.

  • Соберите прибор для получения кислорода

  • Получите кислород разложением перманганата калия.

  • Соберите кислород методом вытеснения воздуха.

  • Запишите уравнения соответствующих реакций.

  1. Собирание и распознавание углекислого газа

Наполнять газом пробирку в течение 1 мин. Внести горящую лучинку в стакан. Наблюдать изменения.


  1. «Получение, собирание и распознавание углекислого газа».

  1. Получение углекислого газа

  • Соберите прибор для получения углекислого газа.

  • В пробирку, закрепленную в штативе, поместите 2-3 кусочка мрамора,

  • прилейте 2 мл соляной кислоты и быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой.

  • Соберите углекислый газ методом вытеснения воздуха.

  • Докажите его наличие в пробирке.

  1. Собирание и распознавание углекислого газа

  • Перенесите конец газоотводной трубки в пробирку с 1 мл известковой воды и пропускайте через нее углекислый газ.

      • Что вы наблюдаете?

  • Запишите уравнения соответствующих реакций.



  1. «Получение аммиака»

Повторите правила безопасной работы со щелочами. Соблюдайте эти правила в процессе проведения химического эксперимента.

Получение, собирание и распознавание аммиака

1) Поместите в ступку по две ложки-дозатора хлорид аммония и гидроксида кальция каждого. Разотрите смесь пестиком. Что ощущаете?

2) Соберите прибор для получения аммиака: наберите в сухую пробирку не более ¼ ее высоты приготовленной смеси, закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, укрепите пробирку в лапке штатива с небольшим наклоном к пробке. Наденьте сухую пробирку для собирания аммиака на газоотводную трубку, направленную вверх.

3) Нагревайте пробирку со смесью.

4) Поднесите влажную индикаторную бумажку к отверстию пробирки с аммиаком.

5) Прекратите нагревание. Снимите пробирку с аммиаком, не переворачивая ее, опустите ее отверстием вниз в стакан с водой. Закройте конец газоотводной трубки влажным ватным тампоном.

Просмотр содержимого документа
«Практические работы 11 класс оборудование и реактивы»

Практические работы 11 класс

№ п/п

Название работы

Оборудование и реактивы

1

Получение и распознавание газов

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, лучинки, стеклянные газоотводные трубки, вата, шпатель.

Реактивы: растворы: соляной кислоты, уксусной кислоты, пероксида водорода, известковой воды; цинк, мрамор., хлорид аммония, гидроксид кальция кристаллический, индикаторная бумага, перманганат калия.


2

Идентификация неорганических веществ

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок.

Реактивы: растворы: хлорида аммония, сульфата натрия, гидроксида натрия, хлорида бария, соляной кислоты; синяя лакмусовая бумага, цинк, нитрат серебра.