ПРАКТИКУМ
КОМПОЗИЦИЯ
СЮЖЕТ
Цель искусства — не просто отобразить тот или иной объект, а сделать его носителем значения, - считал академик, литературовед Ю. М. Лотман. Именно он в 1960 году в своих работах по литературоведению ввел термин «структура». И хотя это слово из общенаучного языка, в литературе оно также получило свое объяснение. Именно теоретические понятия композиция и сюжет – частные понятия по отношению к термину структура.
Приветствую вас любознательные!
Всё в жизни имеет структуру
Понимание придёт через литературу
Зачем мне это надо ?
Легко и быстро разбираться в типичных художественных произведениях
Видеть за частным - общее
Итак, все в жизни имеет структуру и понимание этого приходит к нам через литературу. Вопрос-мотивация – зачем мне это надо дает содержательные ответы: 1. понимание композиции и сюжета даст возможность легко разбираться в типичных художественных произведениях, научит видеть за частным – общее. А это поможет ориентироваться в жизни и не допускать непоправимых ошибок
Ориентироваться в жизни
Не допускать непоправимых ошибок в жизни
2
РОДЫ
ЛИТ-РЫ:
ЭПОС
ЛИРИКА
ДРАМА
Закрепи понятия жанра в литературе
Распредели известные тебе художественные произведения по родам литературы. Назови жанр
- А.С. Пушкин. «Дубровский»
- А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Узник». «Няне», «И.И. Пущину»
- С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
- Летопись. Сказание о белгородском киселе
- М.Ю. Лермонтов «Бородино»
- Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
- И.С. Тургенев «Муму»
- Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
У литературы есть особое деление всех накопленных столетиями художественных произведений на роды, т.е. родственные по определённым признакам: ЭПОС – прозаические произведения; ЛИРИКА – стихотворные, лирические; ДРАМа – предназначенные для постановки на сцене.
Останови видео на этом слайде и выполни несложную работу – распредели известные тебе художественные произведения по родам и назови конкретный жанр известных тебе классических произведений
2
Сверь свои ответы!
РОДЫ
ЛИТ-РЫ:
ЭПОС
ЛИРИКА
ДРАМА
2,5
1,4,6,7,8
3
- А.С. Пушкин. «Дубровский» (роман)
- А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Узник». «Няне», «И.И. Пущину» ( стихотворения, послание)
- С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» (пьеса-сказка)
- Летопись. Сказание о белгородском киселе (эпос)
- М.Ю. Лермонтов «Бородино» (стихотворение)
- Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (рассказ)
- И.С. Тургенев «Муму» (рассказ)
- Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (рассказ)
Сверь свои ответы. Уточни пробелы в своих знаниях. Обратись за помощью к товарищу, учителю или справочникам в Интернете
2
ЗАВЯЗКА
КУЛЬМИНАЦИЯ
РАЗВЯЗКА
Сюжет и композиция
Род литературы - ЭПОС
ЖАНР эпоса - РОМАН
Сюжет (фр.sujet – предмет, содержание) – последовательность и связь событий в художественном произведении
Композиция (лат.compositio – сложение, состав) – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов
РАЗЛИЧАЙ!
ПОСТРОЕНИЕ
ЭПИЗОД
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Замечательный роман А.С. Пушкина тебе знаком уже. Давай закрепим и теоретические знания. А именно уясним различия между сюжетом и композицией. И одно и другое слово, как видишь, заимствованные, но я обращаю внимание на ключевые слова в пояснительных статьях. Различайте последовательность – линейную содержательную – это сюжет. У него всегда есть начало, развитие действия и концовка или завершение.
Построение – это ключевое слово служит композиции, так как располагает различными составляющими и предоставляет самому автору располагать части, образы, эпизоды по своему идейному замыслу.
ОБРАЗЫ
РАЗВИТИЕ
НАЧАЛО
ЗАВЕРШЕНИЕ
ГЕРОИ
5
Творческая
лаборатория писателя
Рассказ приятеля П. В. Нащокина о социальной несправедливости в дворянском обществе
Сюжет будущего романа – последовательный план
Два соседа-помещика – давние друзья – ссора – разорение небогатого друга – его смерть – месть сына за отца
Композиция романа – построение, взаимосвязь, художественный вымысел, система образов
Рождение эпического произведения проследим, заглянув в творческую лабораторию писателя. Приятель Пушкина Нащокин рассказал реальную историю о социальной несправедливости. Богатый дворянин разорил небогатого, пустил его по миру и тот стал разбойничать. Из услышанного Пушкин создает сюжет будущего романа – план реализации темы социальной несправедливости: друзья-помещики-ссора-разорение небогатого друга – его смерть – месть сына за смерть отца. И только после этого начинается сам творческий процесс построения романа, с определённой системой образов, множеством сюжетных линий, столкновением характеров. Пушкин позволяет себе развязку заменить открытым финалом. Читатель додумает сам развязку. Создаст свой ремейк. Нарушить последовательность, прием ретроспективы, также в руках автора
развязка
Кульминация
Экспозиция
Завязка
Открытый финал
Ретроспектива
Система образов
5
Закрепляем понятия
Практикуемся
Установите соответствие между литературными
терминами и цитатами из романа
А. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу.
1. ЭКСПОЗИЦИЯ
2. ЗАВЯЗКА
Б. Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя…
3. РАЗВИТИЕ
ДЕЙСТВИЯ
В. Я не француз Дефорж, Я Дубровский. … Но вам не надобно меня бояться – ни за себя, ни за него.
4. КУЛЬМИНАЦИЯ
Закрепим теоретические понятия. Практикуемся. Композиция эпического произведения включает: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, открытый финал. А вот теперь остановите слайд и выполните задание – мини-тест на соответствие. Внимательно прочтите цитаты из романа.. Установите соответствие между композиционными терминами и цитатами
5. ОТКРЫТЫЙ
ФИНАЛ
Г. Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа…
Д. Все завидовали согласию, царствующему между Троекуровым и бедным его соседом…
5
Благодарю
за внимание!
Сверь правильность ответов!
1
Д
2
Г
3
Б
4
5
В
А
Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы Зугрэсской средней школы № 17 Плыс Лариса Николаевна
В таблице можете сверить правильность своих ответов. Благодарю за внимание! Урок подготовила и провела…