СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум. Композиция. Сюжет

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие поможет понять различия терминов "копозиция", "сюжет" и закрепить практически полученные знания

Просмотр содержимого документа
«Практикум. Композиция. Сюжет»

ПРАКТИКУМ КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТ Цель искусства — не просто отобразить тот или иной объект, а сделать его носителем значения, - считал академик, литературовед Ю. М. Лотман. Именно он в 1960 году в своих работах по литературоведению ввел термин «структура». И хотя это слово из общенаучного языка, в литературе оно также получило свое объяснение. Именно теоретические понятия композиция и сюжет – частные понятия по отношению к термину структура. Приветствую вас любознательные!

ПРАКТИКУМ

КОМПОЗИЦИЯ

СЮЖЕТ

Цель искусства — не просто отобразить тот или иной объект, а сделать его носителем значения, - считал академик, литературовед Ю. М. Лотман. Именно он в 1960 году в своих работах по литературоведению ввел термин «структура». И хотя это слово из общенаучного языка, в литературе оно также получило свое объяснение. Именно теоретические понятия композиция и сюжет – частные понятия по отношению к термину структура.

Приветствую вас любознательные!

Всё в жизни имеет структуру Понимание придёт через литературу Зачем мне это надо ? Легко и быстро разбираться в типичных художественных произведениях Видеть за частным - общее Итак, все в жизни имеет структуру и понимание этого приходит к нам через литературу. Вопрос-мотивация – зачем мне это надо дает содержательные ответы: 1. понимание композиции и сюжета даст возможность легко разбираться в типичных художественных произведениях, научит видеть за частным – общее. А это поможет ориентироваться в жизни и не допускать непоправимых ошибок Ориентироваться в жизни Не допускать непоправимых ошибок в жизни 2

Всё в жизни имеет структуру

Понимание придёт через литературу

Зачем мне это надо ?

Легко и быстро разбираться в типичных художественных произведениях

Видеть за частным - общее

Итак, все в жизни имеет структуру и понимание этого приходит к нам через литературу. Вопрос-мотивация – зачем мне это надо дает содержательные ответы: 1. понимание композиции и сюжета даст возможность легко разбираться в типичных художественных произведениях, научит видеть за частным – общее. А это поможет ориентироваться в жизни и не допускать непоправимых ошибок

Ориентироваться в жизни

Не допускать непоправимых ошибок в жизни

2

РОДЫ ЛИТ-РЫ: ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА Закрепи понятия жанра в литературе Распредели известные тебе художественные произведения по родам литературы. Назови жанр А.С. Пушкин. «Дубровский» А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Узник». «Няне», «И.И. Пущину» С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» Летопись. Сказание о белгородском киселе М.Ю. Лермонтов «Бородино» Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» И.С. Тургенев «Муму» Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» У литературы есть особое деление всех накопленных столетиями художественных произведений на роды, т.е. родственные по определённым признакам: ЭПОС – прозаические произведения; ЛИРИКА – стихотворные, лирические; ДРАМа – предназначенные для постановки на сцене. Останови видео на этом слайде и выполни несложную работу – распредели известные тебе художественные произведения по родам и назови конкретный жанр известных тебе классических произведений 2

РОДЫ

ЛИТ-РЫ:

ЭПОС

ЛИРИКА

ДРАМА

Закрепи понятия жанра в литературе

Распредели известные тебе художественные произведения по родам литературы. Назови жанр

  • А.С. Пушкин. «Дубровский»
  • А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Узник». «Няне», «И.И. Пущину»
  • С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
  • Летопись. Сказание о белгородском киселе
  • М.Ю. Лермонтов «Бородино»
  • Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
  • И.С. Тургенев «Муму»
  • Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

У литературы есть особое деление всех накопленных столетиями художественных произведений на роды, т.е. родственные по определённым признакам: ЭПОС – прозаические произведения; ЛИРИКА – стихотворные, лирические; ДРАМа – предназначенные для постановки на сцене.

Останови видео на этом слайде и выполни несложную работу – распредели известные тебе художественные произведения по родам и назови конкретный жанр известных тебе классических произведений

2

Сверь свои ответы! РОДЫ ЛИТ-РЫ: ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА 2,5 1,4,6,7,8 3 А.С. Пушкин. «Дубровский» (роман) А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Узник». «Няне», «И.И. Пущину» ( стихотворения, послание) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» (пьеса-сказка) Летопись. Сказание о белгородском киселе (эпос) М.Ю. Лермонтов «Бородино» (стихотворение) Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (рассказ) И.С. Тургенев «Муму» (рассказ) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (рассказ) Сверь свои ответы. Уточни пробелы в своих знаниях. Обратись за помощью к товарищу, учителю или справочникам в Интернете 2

Сверь свои ответы!

РОДЫ

ЛИТ-РЫ:

ЭПОС

ЛИРИКА

ДРАМА

2,5

1,4,6,7,8

3

  • А.С. Пушкин. «Дубровский» (роман)
  • А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Узник». «Няне», «И.И. Пущину» ( стихотворения, послание)
  • С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» (пьеса-сказка)
  • Летопись. Сказание о белгородском киселе (эпос)
  • М.Ю. Лермонтов «Бородино» (стихотворение)
  • Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (рассказ)
  • И.С. Тургенев «Муму» (рассказ)
  • Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (рассказ)

Сверь свои ответы. Уточни пробелы в своих знаниях. Обратись за помощью к товарищу, учителю или справочникам в Интернете

2

ЗАВЯЗКА КУЛЬМИНАЦИЯ РАЗВЯЗКА Сюжет и композиция Род литературы - ЭПОС ЖАНР эпоса - РОМАН Сюжет  (фр.sujet – предмет, содержание) – последовательность и связь событий в художественном произведении Композиция  (лат.compositio – сложение, состав) – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов РАЗЛИЧАЙ! ПОСТРОЕНИЕ ЭПИЗОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ Замечательный роман А.С. Пушкина тебе знаком уже. Давай закрепим и теоретические знания. А именно уясним различия между сюжетом и композицией. И одно и другое слово, как видишь, заимствованные, но я обращаю внимание на ключевые слова в пояснительных статьях. Различайте последовательность – линейную содержательную – это сюжет. У него всегда есть начало, развитие действия и концовка или завершение. Построение – это ключевое слово служит композиции, так как располагает различными составляющими и предоставляет самому автору располагать части, образы, эпизоды по своему идейному замыслу. ОБРАЗЫ РАЗВИТИЕ НАЧАЛО ЗАВЕРШЕНИЕ ГЕРОИ 5

ЗАВЯЗКА

КУЛЬМИНАЦИЯ

РАЗВЯЗКА

Сюжет и композиция

Род литературы - ЭПОС

ЖАНР эпоса - РОМАН

Сюжет (фр.sujet – предмет, содержание) последовательность и связь событий в художественном произведении

Композиция (лат.compositio – сложение, состав) построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов

РАЗЛИЧАЙ!

ПОСТРОЕНИЕ

ЭПИЗОД

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Замечательный роман А.С. Пушкина тебе знаком уже. Давай закрепим и теоретические знания. А именно уясним различия между сюжетом и композицией. И одно и другое слово, как видишь, заимствованные, но я обращаю внимание на ключевые слова в пояснительных статьях. Различайте последовательность – линейную содержательную – это сюжет. У него всегда есть начало, развитие действия и концовка или завершение.

Построение – это ключевое слово служит композиции, так как располагает различными составляющими и предоставляет самому автору располагать части, образы, эпизоды по своему идейному замыслу.

ОБРАЗЫ

РАЗВИТИЕ

НАЧАЛО

ЗАВЕРШЕНИЕ

ГЕРОИ

5

Творческая

лаборатория писателя

Рассказ приятеля П. В. Нащокина о социальной несправедливости в дворянском обществе

Сюжет будущего романа – последовательный план

Два соседа-помещика – давние друзья – ссора – разорение небогатого друга – его смерть – месть сына за отца

Композиция романа – построение, взаимосвязь, художественный вымысел, система образов

Рождение эпического произведения проследим, заглянув в творческую лабораторию писателя. Приятель Пушкина Нащокин рассказал реальную историю о социальной несправедливости. Богатый дворянин разорил небогатого, пустил его по миру и тот стал разбойничать. Из услышанного Пушкин создает сюжет будущего романа – план реализации темы социальной несправедливости: друзья-помещики-ссора-разорение небогатого друга – его смерть – месть сына за смерть отца. И только после этого начинается сам творческий процесс построения романа, с определённой системой образов, множеством сюжетных линий, столкновением характеров. Пушкин позволяет себе развязку заменить открытым финалом. Читатель додумает сам развязку. Создаст свой ремейк. Нарушить последовательность, прием ретроспективы, также в руках автора

развязка

Кульминация

Экспозиция

Завязка

Открытый финал

Ретроспектива

Система образов

5

Закрепляем понятия  Практикуемся Установите соответствие между литературными  терминами и цитатами из романа А. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу. 1. ЭКСПОЗИЦИЯ 2. ЗАВЯЗКА Б. Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя… 3. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ В. Я не француз Дефорж, Я Дубровский. … Но вам не надобно меня бояться – ни за себя, ни за него. 4. КУЛЬМИНАЦИЯ Закрепим теоретические понятия. Практикуемся. Композиция эпического произведения включает: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, открытый финал. А вот теперь остановите слайд и выполните задание – мини-тест на соответствие. Внимательно прочтите цитаты из романа.. Установите соответствие между композиционными терминами и цитатами 5. ОТКРЫТЫЙ  ФИНАЛ Г. Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа… Д. Все завидовали согласию, царствующему между Троекуровым и бедным его соседом… 5

Закрепляем понятия

Практикуемся

Установите соответствие между литературными

терминами и цитатами из романа

А. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу.

1. ЭКСПОЗИЦИЯ

2. ЗАВЯЗКА

Б. Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя…

3. РАЗВИТИЕ

ДЕЙСТВИЯ

В. Я не француз Дефорж, Я Дубровский. … Но вам не надобно меня бояться – ни за себя, ни за него.

4. КУЛЬМИНАЦИЯ

Закрепим теоретические понятия. Практикуемся. Композиция эпического произведения включает: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, открытый финал. А вот теперь остановите слайд и выполните задание – мини-тест на соответствие. Внимательно прочтите цитаты из романа.. Установите соответствие между композиционными терминами и цитатами

5. ОТКРЫТЫЙ

ФИНАЛ

Г. Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа…

Д. Все завидовали согласию, царствующему между Троекуровым и бедным его соседом…

5

Благодарю за внимание! Сверь правильность ответов! 1 Д 2 Г 3 Б 4 5 В А Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы Зугрэсской средней школы № 17 Плыс Лариса Николаевна В таблице можете сверить правильность своих ответов. Благодарю за внимание! Урок подготовила и провела…

Благодарю

за внимание!

Сверь правильность ответов!

1

Д

2

Г

3

Б

4

5

В

А

Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы Зугрэсской средней школы № 17 Плыс Лариса Николаевна

В таблице можете сверить правильность своих ответов. Благодарю за внимание! Урок подготовила и провела…