Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обуч- ся | УУД |
Мотивационно-целевой этап | 1.Учитель предлагает проанализировать слова, записанные на доске либо представленные на слайде. Необходимо предположить, что связывает эти слова по смыслу. Определить тему урока, цели и задачи урока. Это слова: человеческое стадо, палка-копалка, рубило, собирательство. | Обучающиеся анализируют смысл данных слов, выясняют, что эти слова связывает по смыслу и определяют тему урока «Древнейшие люди» | Регулятивные: —владение приемами самоорганизации своей учебной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения) Коммуникативные: —осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу |
| 2.Организует просмотр видеоролика на 1-2 минуты с кадрами жизни древнейшего человека (мультфильм или публицистический документальный фильм) | Предлагают свои версии названия новой темы, обсуждают, приходят к единому мнению, ставят цели и задачи урока |
Актуализация опорных знаний | Фронтальный опрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?» Для этого вспомни: 1.Кого называют археологами? 2.Как работают археологи? 3.Как находят археологические памятники? 4.Что называют историческим источником? 5.О каких периодах в истории сведения могут дать только археологи? 6.Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история». 7.Как называется первая часть Всемирной истории? 8.Что изучает история Древнего мира? | Отвечают на вопросы и начинают осмысливать, о чём пойдёт речь на уроке. | Личностные: понимание ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; Предметные: умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; Регулятивные: Развитие навыка анализа и логического рассуждения |
4.Предлагает составить вопросы к рисункам на заданную тему | Рассматривают рисунки, придумывают вопросы, актуализируют знания |
Изучение нового материала | 5.Делит класс на группы и каждой группе предлагает проблему: 1 группа - Облик далеких предков. 2 группа - Первые орудия труда. 3 группа - Охота и овладение огнем. 4 группа: Где жили древнейшие люди? И т.д. Предварительно проговаривает вводную беседу и предлагает каждой группе поработать с текстами и представить классу информацию на заданную тему. Предварительный рассказ учителя: Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле). Запись в тетрадь: первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Теперь соберём более подробную информацию Далее работа в группах, защита своих работ | С помощью учителя проникают в тему и работая в группах собирают и анализируют материал о древнейшем человеке | Личностные: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; инициативное сотрудничество в поиске информации; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; , понимание себя и других. Предметные: умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь |
| 6. Предлагает ученикам после предварительной беседы найти ответы на предложенные по теме вопросы и записать их, используя материал учебника и озвучить классу; либо поработать с планом-конспектом темы, работая либо в парах, либо индивидуально. | Ученики осмысливают тему урока во время поиска ответов на вопросы, записей в тетрадях и обсуждения под руководством учителя |
Самоконтроль и самооценка | 7. Учитель даёт блиц-опрос, во время которого ученики отвечают либо «Да», либо «Нет»: Например: 1.Древнейший человек жил на территории Северной Америки? 2.Основным занятием древнейшего человека было собирательство? И т.д. После опроса организовывает либо взаимопроверку с выставлением оценок, либо самопроверку. | Учащиеся в ускоренном темпе отвечают на вопросы, записывая Да или Нет. Под руководством учителя анализируют ответы и выставляют отметки за работу. Таким образом, осмысливают изученный на уроке материал. | Личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Регулятивные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Познавательные: развитие познавательного интереса учащихся |
8. Тест на пройденную тему с самопроверкой А1. Древнейшие люди появились на территории 1) Австралии 2) Латинской Америки 3) Восточной Африки А2. Первобытные люди жили группами, потому что 1) так было легче обмениваться информацией 2) в одиночку нельзя было выжить 3) этого требовали обычаи А3. Какое орудие помогало людям заниматься собирательством? 1) дубина 2) гарпун 3) палка-копалка А4. Главное занятие древнейших людей 1) охота 2) скотоводство 3) кузнечное дело А5. Камень, заострённый человеком с помощью других камней, — это 1) копьё 2) рубило 3) дубина И т.д. Работа завершается выставлением оценок | С целью осмысления нового материала ученики решают тест и участвуют в проверке с последующим выставлением отметок |
Рефлексия учебной деятельности | 9. Рефлексия урока: отзыв об уроке. Доволен ли ты как прошёл урок? Было интересно? Сумел ли ты показать свои знания? | Ученик подводит итоги изучаемого материала и высказывает своё мнение | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; Уметь анализировать и логически выстраивать ответ; Грамотно строить свои умозаключения, давая исчерпывающий ответ на поставленный вопр |
10. Продолжите предложения: «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке мне было сложно…, потому что…» | |