ГБОУ СОШ № 206 | «Права и обязанности школьников» | 4 класс | Дворникова С.В. ![]() |
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Права и обязанности школьников»
4 класс
Цели:
Показать единство прав и свобод.
Доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.
Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
1. Сообщение темы и цели классного часа
Тема нашего классного часа "Права и обязанности школьников"
- Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: "Что люди могут делать и чего не могут делать?", "Что они обязаны делать и чего не обязаны?", "На что они имеют право и на что не имеют?" Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.
Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.
2. Обобщение понятий "права" и "обязанности" школьника.
- Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право?
Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.
- Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности?
- Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.
- В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?
- Устав школы
- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.
- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?
(Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности)
-Кроме Устава школы ваши права и обязанности прописаны в
« Декларации прав ребёнка»
международном соглашении «Конвенции о правах ребёнка»
и Основном законе нашей страны Конституции Российской Федерации
Вопрос
- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья, учителя
Самая маленькая форма государства - это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности.
3. Работа по карточкам
Из предложенного списка выберите , что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.
Права ребёнка
право на жизнь
право свободно выражать свои взгляды и мнения
право на образование
право жить с родителями
право на защиту от насилия
Обязанности ребёнка
хорошо учиться
помогать по дому
заботиться о старших
стараться самому обслуживать себя
заботиться о младших
не обсуждать поступки родителей с посторонними
4. Работа с ситуациями
-Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)
- Вспомните, что иногда случается на уроках.
- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения.
- А теперь давайте разбираться. Что же происходит? У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право? Право, которое защищают все законы и все документы.
- Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать учиться другим , ты нарушаешь права других ребят.
Объясни
- Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова
- На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями
- Кто имеет право ограничить ваши права
Вывод: Твои права заканчиваются там, где начинаются права других людей.
5. Решение кроссворда. (Слайды 25-38)
1. Норма, правило, установленное и охраняемое государством.
2. Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду.
3. У взрослых право на работу,
А у детей есть на ::
4. У всех есть право на...,
Я маму так свою люблю.
Люблю братишку сорванца
И очень я люблю отца.
5. Вот, к примеру, право...
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
Она нам всем нужна.
- Прочитай в кроссворде, какие права есть у детей.
6. Итог КЛАССНОГО ЧАСА
- Обязанность - обязательный человек - это какой человек? (Ответы детей).
- Это тот, кто выполняет свои обязанности, кто не нарушает законы.
Это законопослушный человек. Стать законопослушным, обязательным человеком очень важно для вашей будущей самостоятельной жизни. В любом учреждении, училище, заводе, фирме, где вы будете учиться или работать вам предложат подписать контракт - трудовой договор или договор о выполнении устава училища.
- После нарушения трудовых обязательств следует увольнение с работы, исключение из училища. Необязательный, невоспитанный, неаккуратный работник не нужен на производстве. Помните об этом.