СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правильные многоугольники

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал для итогового повторения темы "Правильные треугольники". Содержит задачи по готовым чертежам

Просмотр содержимого документа
«Правильные многоугольники»

Правильные многоугольники Работу выполнили ученицы 9 «Б» класса 1 Гимназии им. А. Л. Кекина Чистова Александра и Стрижич Диана  2019 г

Правильные многоугольники

Работу выполнили ученицы 9 «Б» класса

1

Гимназии им. А. Л. Кекина

Чистова Александра и Стрижич Диана

2019 г

ЗАДАЧИ  1) Ввести понятие правильного  многоугольника.  2) Вывести формулу для  вычисления угла правильного n-  угольника и показать ее  применение в процессе решения  задач.

ЗАДАЧИ

1) Ввести понятие правильного

многоугольника.

2) Вывести формулу для

вычисления угла правильного n-

угольника и показать ее

применение в процессе решения

задач.

ИСТРОЧЕСКАЯ СПРВКА Построение правильного многоугольника с n сторонами оставалось проблемой для математиков вплоть до XIX века. Такое построение идентично разделению окружности на n равных частей, так как соединив между собой точки, делящие окружность на части, можно получить искомый многоугольник. Средневековая математика почти никак не продвинулась в этом вопросе. Лишь в 1796 году Карлу Фридриху Гауссу удалось доказать, что если число сторон правильного многоугольника равно простому числу Ферма, то его можно построить при помощи циркуля и линейки. очку в деле построения правильных многоугольников поставило нахождение построений 17-, 257- и 65537-угольника. Первое было найдено Йоханнесом Эрхингером в 1825 году, второе — Фридрихом Юлиусом Ришело в 1832 году, а последнее — Иоганном Густавом Гермесом в 1894 году.С тех пор проблема считается полностью решённой.

ИСТРОЧЕСКАЯ СПРВКА

Построение правильного многоугольника с n сторонами оставалось проблемой для математиков вплоть до XIX века. Такое построение идентично разделению окружности на n равных частей, так как соединив между собой точки, делящие окружность на части, можно получить искомый многоугольник. Средневековая математика почти никак не продвинулась в этом вопросе. Лишь в 1796 году Карлу Фридриху Гауссу удалось доказать, что если число сторон правильного многоугольника равно простому числу Ферма, то его можно построить при помощи циркуля и линейки. очку в деле построения правильных многоугольников поставило нахождение построений 17-, 257- и 65537-угольника. Первое было найдено Йоханнесом Эрхингером в 1825 году, второе — Фридрихом Юлиусом Ришело в 1832 году, а последнее — Иоганном Густавом Гермесом в 1894 году.С тех пор проблема считается полностью решённой.

Понятие правильного многоугольника Пра́вильный многоуго́льник — это выпуклый многоугольник, у которого все стороны между собой равны и все углы между смежными сторонами равны. Определение правильного многоугольника может зависеть от определения многоугольника: если он определён как плоская замкнутая ломаная, то появляется определение правильного звёздчатого многоугольника как невыпуклого многоугольника, у которого все стороны между собой равны и все углы между собой равны.

Понятие правильного многоугольника

Пра́вильный многоуго́льник — это выпуклый многоугольник, у которого все стороны между собой равны и все углы между смежными сторонами равны.

Определение правильного многоугольника может зависеть от определения многоугольника: если он определён как плоская замкнутая ломаная, то появляется определение правильного звёздчатого многоугольника как невыпуклого многоугольника, у которого все стороны между собой равны и все углы между собой равны.

Формула для вычисления угла Выведем формулу для вычисления угла правильного n-угольника. Сумма всех углов такого n-угольника равна  (n-2)*180 , причем все его углы равны, поэтому

Формула для вычисления угла

Выведем формулу для вычисления угла правильного n-угольника. Сумма всех углов такого n-угольника равна (n-2)*180 , причем все его углы равны, поэтому

Окружность, описанная около правильного многоугольника Окружность называется описанной около многоугольника , если вершины многоугольника лежат на этой окружности

Окружность, описанная около правильного многоугольника

Окружность называется описанной около многоугольника , если вершины многоугольника лежат на этой окружности

Теорема : Около любого правильного многоугольника можно описать окружность, и притом только одну

Теорема : Около любого правильного многоугольника можно описать окружность, и притом только одну

Окружность, вписанная в правильный многоугольник Окружность называется вписанной в многоульник , если все стороны многоугольника касаются этой окружности

Окружность, вписанная в правильный многоугольник

Окружность называется вписанной в многоульник , если все стороны многоугольника касаются этой окружности

Теорема : В любой правильный многоугольник можно вписать окружность, и притом только одну

Теорема : В любой правильный многоугольник можно вписать окружность, и притом только одну

Из этих двух теорем можно сформулировать следующие следствия: Следствие 1 : Вписанная в правильный многоугольник окружность касается его в серединах его сторон. Следствие 2 : Центр окружности, описанной около правильного многоугольника, совпадает с центром окружности, вписанной в этот же правильный многоугольник. Этот центр называется центром правильного многоугольника.

Из этих двух теорем можно сформулировать следующие следствия:

Следствие 1 : Вписанная в правильный многоугольник окружность касается его в серединах его сторон.

Следствие 2 : Центр окружности, описанной около правильного многоугольника, совпадает с центром окружности, вписанной в этот же правильный многоугольник. Этот центр называется центром правильного многоугольника.

Формулы для вычисления Площадь правильного многоугольника Сторона правильного многоугольника Радиус вписанной окружности

Формулы для вычисления

Площадь правильного многоугольника

Сторона правильного многоугольника

Радиус вписанной окружности

Формулы для правильного n -угольника

Формулы для правильного n -угольника

Задачи на уровень «3» Задача №1 Дано: Правильный шестиугольник, т.е. n = 6 . Найти: угол правильного шестиугольника

Задачи на уровень «3»

Задача №1

Дано: Правильный шестиугольник, т.е. n = 6 . Найти: угол правильного шестиугольника

Задачи на уровень «3» Задача №2 Сторона правильного треугольника равна 4 см. Найдите радиусы вписанной и описанной окружностей

Задачи на уровень «3»

Задача №2

Сторона правильного треугольника равна 4 см. Найдите радиусы вписанной и описанной окружностей

Задачи на уровень «4» и «5» Задача №1. В правильный шестиугольник ABCDEF, со стороной 6 см, вписан правильный треугольник A1B1C1. Найдите отношение радиуса окружности, вписанной в треугольник A1B1C1, к радиусу окружности, вписанной в шестиугольник ABCDEF.

Задачи на уровень «4» и «5»

Задача №1. В правильный шестиугольник ABCDEF, со стороной 6 см, вписан правильный треугольник A1B1C1. Найдите отношение радиуса окружности, вписанной в треугольник A1B1C1, к радиусу окружности, вписанной в шестиугольник ABCDEF.

Задачи на уровень «4» и «5» Задача №2. Наглядно - поисковая задача. В правильный треугольник MNP вписана окружность. Отрезок NR перпендикулярен отрезку MP и пересекает его в точке K. Угол KMR=300. Найдите радиус вписанной окружности в треугольник MNP и её длину.

Задачи на уровень «4» и «5»

Задача №2. Наглядно - поисковая задача. В правильный треугольник MNP вписана окружность. Отрезок NR перпендикулярен отрезку MP и пересекает его в точке K. Угол KMR=300. Найдите радиус вписанной окружности в треугольник MNP и её длину.

Задачи на уровень «4» и «5» Задача №3. Радиус окружности, вписанной в правильный шестиугольник, равен 5 см. Вычисли сторону шестиугольника HC и его площадь.

Задачи на уровень «4» и «5»

Задача №3. Радиус окружности, вписанной в правильный шестиугольник, равен 5 см.

Вычисли сторону шестиугольника HC и его площадь.

Решение 1. Сторона правильного шестиугольника равна радиусу описанной около него окружности HC=R=OC CA=53√=53√3 см r=OA=5 см HC=2CA  ΔOAC — прямоугольный HC=103√3 см ∢ ACO=60° (т.к. OC=HC=OH) 2. p=36HC21=3HC; p — полупериметр шестиугольника tgC=противолежащий катетприлежащий катет=OACA p=103√ см tg60°=3√=5CA  S=p⋅rS=103√⋅5  S=503√см2 3√CA=5

Решение

1. Сторона правильного шестиугольника равна радиусу описанной около него окружности HC=R=OC

CA=53√=53√3 см

r=OA=5 см

HC=2CA

ΔOAC — прямоугольный

HC=103√3 см

∢ ACO=60° (т.к. OC=HC=OH)

2. p=36HC21=3HC; p — полупериметр шестиугольника

tgC=противолежащий катетприлежащий катет=OACA

p=103√ см

tg60°=3√=5CA

S=p⋅rS=103√⋅5

S=503√см2

3√CA=5

Задачи на уровень «4» и «5» Дан правильный многоугольник и длина радиуса R окружности описанной около многоугольника. Определи площадь многоугольника, если у многоугольника 12 сторон и R=18 см

Задачи на уровень «4» и «5»

Дан правильный многоугольник и длина радиуса R окружности описанной около многоугольника. Определи площадь многоугольника, если у многоугольника 12 сторон и R=18 см

Решение 1)Так как дан радиус описанной окружности, удобно вычислить площадь маленького треугольника по формуле SAOL=R2⋅sin30°2 и умножить на12. Также как и первом случае, определим площадь треугольника AOB и умножим её на 10.  S12−уг.=12⋅182⋅sin30°2=972см2  S10−уг.=10⋅182⋅sin36°2=953см2 Ответ: 953 см2

Решение

1)Так как дан радиус описанной окружности, удобно вычислить площадь маленького треугольника по формуле SAOL=R2⋅sin30°2 и умножить на12.

Также как и первом случае, определим площадь треугольника AOB и умножим её на 10.

S12−уг.=12⋅182⋅sin30°2=972см2

S10−уг.=10⋅182⋅sin36°2=953см2

Ответ: 953 см2

Задачи на уровень «4» и «5» Дан равносторонний треугольник. Вычисли неизвестные величины, если BO=4дм.

Задачи на уровень «4» и «5»

Дан равносторонний треугольник. Вычисли неизвестные величины, если BO=4дм.

рЕШЕНИЕ 1. Если в равносторонний треугольник вписана окружность, то её центр находится на высоте треугольника и делит высоту в отношении 2:1, считая от вершины треугольника. tgC=tg60°=3√ Поэтому радиус вписанной окружности равен половине радиуса BO описанной окружности. r=0,5⋅4=2дм tgC=противолежащий катетприлежащий катет=BEEC EO=r=2дм  6EC=3√1 (используем основное свойство пропорции)  2. BE=BO+r=4+2=6дм EC3√=6 (делим обе части уравнения на 3√)  В равностороннем треугольнике высоты равны, поэтому AD=BE= EC=63√ (умножаем числитель и знаменатель дроби на 3√) 6 дм  EC=263√31=23√дм 3. В равностороннем треугольнике углы равны по 60°. ΔBEC — прямоугольный, т.к. BE — высота.

рЕШЕНИЕ

1. Если в равносторонний треугольник вписана окружность, то её центр находится на высоте треугольника и делит высоту в отношении 2:1, считая от вершины треугольника.

tgC=tg60°=3√

Поэтому радиус вписанной окружности равен половине радиуса BO описанной окружности. r=0,5⋅4=2дм

tgC=противолежащий катетприлежащий катет=BEEC

EO=r=2дм

6EC=3√1 (используем основное свойство пропорции)

2. BE=BO+r=4+2=6дм

EC3√=6 (делим обе части уравнения на 3√)

В равностороннем треугольнике высоты равны, поэтому AD=BE=

EC=63√ (умножаем числитель и знаменатель дроби на 3√)

6 дм

EC=263√31=23√дм

3. В равностороннем треугольнике углы равны по 60°. ΔBEC — прямоугольный, т.к. BE — высота.

Задачи на уровень «4» и «5» Задача 119. Дано: Δ ABC - равносторонний, периметр треугольника PΔ = 18 см айти: сторону квадрата, вписанного в ту же окружность a4 = ?

Задачи на уровень «4» и «5»

Задача 119.

Дано:

Δ ABC - равносторонний,

периметр треугольника

PΔ = 18 см

айти: сторону квадрата, вписанного в ту же окружность

a4 = ?

решение Решение: Т.к. Pn = n • an , то сторона треугольника 18 = 3 • a3 a3 = 6 Тогда радиус описанной окружности a3 = R• R = = 2 Тогда сторона квадрата a4 = • R = • 2= 2 Ответ: 2.

решение

  • Решение:

Т.к. Pn = n • an , то сторона треугольника

18 = 3 • a3 a3 = 6

Тогда радиус описанной окружности

a3 = R• R = = 2

Тогда сторона квадрата a4 = • R = • 2= 2

Ответ: 2.

Задачи по готовым чертежам №1

Задачи по готовым чертежам №1

Решение

Решение

Задачи по готовым чертежам №2

Задачи по готовым чертежам №2

решение

решение

Задачи по готовым чертежам №3

Задачи по готовым чертежам №3

решение

решение

Задачи по готовым чертежам №4 Дано: правильный многоугольник, дуга AB= 72° ( AB = 72°) AB - сторона правильного n-угольника Найти: количество сторон многоугольника n = ?

Задачи по готовым чертежам №4

Дано: правильный многоугольник,

дуга AB= 72° ( AB = 72°)

AB - сторона правильного n-угольника

Найти:

количество сторон многоугольника n = ?

решение

решение

Задачи по готовым чертежам №5 Дано: A1A2A3A4A5 - правильный пятиугольник αn = • 180° = 108°

Задачи по готовым чертежам №5

Дано:

A1A2A3A4A5 - правильный пятиугольник

αn = • 180° = 108°

решение

решение

Задачи по готовым чертежам №6 Дано: ABCDEF - правильный шестиугольник BF = 1,5 см Найти: площадь шестиугольника

Задачи по готовым чертежам №6

Дано:

ABCDEF - правильный шестиугольник

BF = 1,5 см

Найти: площадь шестиугольника

решение

решение

Задачи по готовым чертежам №7 Дано: A1A2A3A4A5A6 - правильный шестиугольник, вписанный в окружность (O; R) B1B2B3B4B5B6 - правильный шестиугольник, описанный около окружности (O; R) OH = r OH1 = R Найти: пропорцию площадей шестиугольников

Задачи по готовым чертежам №7

Дано: A1A2A3A4A5A6 - правильный шестиугольник, вписанный в окружность (O; R)

B1B2B3B4B5B6 - правильный шестиугольник, описанный около окружности (O; R)

OH = r

OH1 = R

Найти: пропорцию площадей шестиугольников

Решение

Решение

Источники http://uchitelya.com/geometriya/86735-konspekt-uroka-reshenie-zadach-po-teme-pravilnyy-mnogougolnik-9-klass.html http://shkolniku.com/algebra/task2503204.html https://ru.onlinemschool.com/math/formula/regular_polygon/ http://www.treugolniki.ru/pravilnyj-mnogougolnik/ https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/151887

Источники

http://uchitelya.com/geometriya/86735-konspekt-uroka-reshenie-zadach-po-teme-pravilnyy-mnogougolnik-9-klass.html

http://shkolniku.com/algebra/task2503204.html

https://ru.onlinemschool.com/math/formula/regular_polygon/

http://www.treugolniki.ru/pravilnyj-mnogougolnik/

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/151887


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя