Предмет:
русский язык Тема:
Правописание безударной гласной в корне слова. Класс: 6
Уровень: базовый
Цель: Совершенствовать умения обучающихся распознавать и правильно писать орфограммы в корне.
Задачи:
Повторить правописание слов с корневыми орфограммами: чередующиеся гласные О/А, Е/И в корнях слов, проверяемая безударная гласная в корне слова, непроверяемая безударная гласная в коне слова.
Развивать орфографическую зоркость, умение работать с информацией - анализировать языковой материал, устанавливать закономерности, создавать устное высказывание на лингвистическую тему.
Воспитать уважительное отношение к родному языку, коммуникабельность.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Основное содержание:
Орфография как раздел лингвистики. Правописание корней с чередующимися гласными О/А: лаг-лож, кас-кос, раст-ращ-рос, зар-зор, мак-мок. Правописание корней с чередующимися гласными Е/И: бер-бир, пер-пир, дер-дир, стел-стил, мер-мир, тер-тир, блест-блист. Правописание слов с проверяемой безударной гласной, правописание слов с непроверяемой безударной гласной.
Термины и понятия:
орфография;
морфема: приставка, корень, суффикс, окончание;
морфемный разбор;
чередование гласных;
безударная гласная;
сильная позиция;
слабая позиция;
морфологический (фонематический) принцип;
Планируемые результаты:
Личностные:
проявление учебно–познавательного интереса и эмоционально– ценностного отношения к теме урока;
Метапредметные
Познавательные:
умение работать с информацией – находить учебные материалы в различных информационных ресурсах;
понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;
извлекать необходимую информацию из прослушанного текста;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
определять основную и второстепенную информацию;
уметь устанавливать аналогии.
Регулятивные:
умение работать по предложенному учителем плану;
выполнять задания в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно планировать пути достижения целей;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные:
уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
умение работать с информацией – поиск теоретического и языкового материала, использование данной информации для создания устного и письменного монологического высказывания;
умение использовать ЭОРы для самостоятельной учебной деятельности;
В ценностно-ориентационной сфере:
понимание важной роли лингвистических знаний как неотъемлемого условия гармоничных социальных и межличностных отношений;
умение взаимодействовать с сетевым пространством, соответствующим требованиям информационной безопасности;
В эстетической сфере:
формирование информационной культуры и эстетического вкуса обучающихся через взаимодействие с ЭОР;
понимание важности соблюдения норм русского языка, их значимости в сетевом пространстве.
Организация образовательного пространства
Оборудование:
Дидактический материал:
Таблица №1. «Постановка учебной цели».
Таблица №2. «Безударная гласная».
3. Индивидуальная карточка для самостоятельной работы №1.
«А нашэм письме»
4.Индивидуальная карточка для самостоятельной работы №2.
«Стихотворение "Густой зеленый ельник у дороги..." И. А.Бунина»
5. Индивидуальная карточка для самостоятельной работы №3.
Контрольный тест «Безударная гласная в корне слова»
Ресурсы, в том числе электронные:
1. Русская орфография: небольшой экскурс в прошлое//
http://www.gramma.ru/KOL/?id=4.1
2. Светозар: открытая международная олимпиада школьников по русскому языку//Учебник Светозара//
http://svetozar.ru/book/chered_glas.shtml
3.Ярус. Портал русского языка//
http://yarus.aspu.ru/?id=100
4.Электронное задание "Повторим орфографию". Вариант 1 (N 7994)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e15c-0a01-00ee-0067-45c553e97687/%5BRUS8_167-0%5D_%5BQS_266%5D.html
5.Электронное задание "Повторим орфографию". Вариант 11 (N 7984)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e2a0-0a01-00ee-01c7-602fa703effd/%5BRUS8_167-0%5D_%5BQS_276%5D.html
6. Электронное задание "Повторим орфографию". Вариант 2 (N 7993)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e17c-0a01-00ee-0017-aae1613fff18/%5BRUS8_167-0%5D_%5BQS_267%5D.html
7. Электронное задание "Повторим орфографию". Вариант 12 (N 7983)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e2c0-0a01-00ee-000a-432ea0fc19c6/%5BRUS8_167-0%5D_%5BQS_277%5D.html
8. «Аудиохрестоматия» //Бунин И.А.
http://xn--80aaleoc0aobsmmdd7a0n.xn--p1ai/work/121/
9. Российский общеобразовательный портал: коллекция – диктанты//
http://language.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12977&ob_no=12985
Межпредметные связи: русский язык - литература
Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И).
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель: определение темы и цели урока, формирование комфортной психологической среды, способствующей эффективной учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Ситуативное(ые) задание(я):
Учитель: Существует достаточно распространённое мнение, что русская орфография – явление сложное и крайне трудное.
Однако при всём многообразии правил русского правописания большинство из них подчиняется одному, главному для русской орфографии принципу – морфологическому (фонематическому).
Морфологический принцип – это единообразие (одинаковое) написание морфем, независимо от их произношения, так, как они слышатся в сильной позиции.
Задание 1: Ответьте на вопрос. Что такое морфема? Дайте определение понятию морфема. Назовите и охарактеризуйте морфемы.
Примерные ответы обучающихся:
Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Окончание, корень, приставка, суффикс – это морфемы.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, служащая для связи слов в словосочетании и предложении. Выражает значение рода, числа, падежа, лица.
Корень – это общая часть родственных слов, в которой заключено основное лексическое значение.
Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Задание 2: Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: Почему морфологический (фонематичный) принцип - это главный принцип в русской орфографии?
Индивидуальная карточка для самостоятельной работы №1.
«А нашэм письме»
Вот какой текст написал филолог В.П. Семенихин в 1964 году во время дискуссии о реформе русской орфографии:
А НАШЭМ ПИСЬМЕ
Вазможноли рускае фанетическае письмо? Это нисуразнейшый иссамых нисуразных вапросаф иба только таким ано и далжно быть. Этат выват так ачевиден што врядли стоит ево абасновывать. Лучшэе ево абаснавание наглядный пакас рускава фанетическава письма што я и придлагаю.
1. Русская орфография: небольшой экскурс в прошлое//
http://www.gramma.ru/KOL/?id=4.1
Формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф).
Примерные ответы обучающихся:
У каждого человека свои особенности произношения звуков. Они зависят от физических особенностей, уровня культуры и образования, места проживания. Написание слов по этому принципу затруднило бы понимание письменного текст, привело к неправильному пониманию информации, создало бы огромное количество затруднений не только для человека, но и для существования государства.
Учитель: В русском языке есть исключения - отступления от этого принципа. Среди них - корневые орфограммы с безударной гласной: правописание непроверяемых безударных гласных в корне, правописание чередующихся гласных в корне.
Задание 3: Прочитайте стихотворение С. Балашева «Настроение». Назовите виды орфограмм в корне, которые встретились в этом стихотворении.
1. Светозар: открытая международная олимпиада школьников по русскому языку//Учебник Светозара//
http://svetozar.ru/book/chered_glas.shtml
Горит заря. Клонится день к закату.
Творит вечернюю прохладу бор.
И тихо плавают лучи по перекату.
Листва ведет неслышный разговор
Туман ложится пологом в низинах.
И в зарослях не видно больше птиц,
Скакавших бойко утром по вершинам, -
Их сон касается и клонит клювы ниц.
Природа замирает. На равнине
Луч стелет сочетание теней.
Седеющий туман в долине
Чуть дремлет на перине из камней…
Формы работы: фронтальная (Ф).
Примерные ответы обучающихся:
Корни с чередующимися гласными О/А, Е/И: Горит заря, клонится, твори, плавают, ложится, зарослях, скакавших, касается, клонит, замирает, на равнине, стелет сочетание.
Корни с проверяемыми безударными гласными: вечернюю, листва ведет разговор, вершинам, теней, седеющий, на перине из камней.
Корни с непроверяемыми безударными гласными: к закату, пологом.
Задание 4: Сформулируйте и запишите тему урока. Исходя из темы, поставьте перед собой цель, заполнив таблицу.
Таблица №1. Постановка учебной цели.
Формы работы: индивидуальная (И).
II этап. Учебно-познавательная деятельность.
Цель: актуализировать знания обучающихся о правописании слов с корневой орфограммой.
Учебные задания и методы работы с информацией.
Задание 1: Проанализируйте таблицу. Повторите правила правописания корней с безударными гласными.
http://yarus.aspu.ru/?id=100
Задание 2: Выполните тест. Аргументируйте выбор правила написания орфограммы.
Задание для первой группы:
Электронное задание "Повторим орфографию". Вариант 1 (N 7994)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e15c-0a01-00ee-0067-45c553e97687/%5BRUS8_167-0%5D_%5BQS_266%5D.html
Задание для второй группы:
Электронное задание "Повторим орфографию". Вариант 11 (N 7984)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e2a0-0a01-00ee-01c7-602fa703effd/%5BRUS8_167-0%5D_%5BQS_276%5D.html
Задание для третьей группы:
Электронное задание "Повторим орфографию". Вариант 2 (N 7993)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e17c-0a01-00ee-0017-aae1613fff18/%5BRUS8_167-0%5D_%5BQS_267%5D.html
Задание для четвертой группы:
Электронное задание "Повторим орфографию". Вариант 12 (N 7983)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e2c0-0a01-00ee-000a-432ea0fc19c6/%5BRUS8_167-0%5D_%5BQS_277%5D.html
Задание 3: Прослушайте текст Иван Алексеевич Бунин "Густой зеленый ельник у дороги...".
1. «Аудиохрестоматия» //Бунин И.А.
http://xn--80aaleoc0aobsmmdd7a0n.xn--p1ai/work/121/
Задание 4: Заполните таблицу, используя в качестве примеров слова из стихотворения И.А.Бунина.
Таблица №2. Безударная гласная
Проверяемая ударением гласная | Непроверяемая безударная гласная |
| |
Индивидуальная карточка для самостоятельной работы № 2.
Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
Вот снова след размеренный и редкий,
И вдруг — прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон — и ветки,
Обитые рогами Теряется на бегу...
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!
Пример заполнения таблицы обучающимися.
Таблица №2. Безударная гласная.
Проверяемая ударением гласная | Непроверяемая безударная гласная |
Зелёный, снег,. могучий, тонконогий, рога, натоптал, тропинок, остинок, макушки, далеко, теряется, легко, долиной, красоту, уносил | Дороги, олень, собачий, стремительности |
Для проверки заданий рекомендуем использовать ИД. Текст воспроизводится на ИД. Функция «перемещение» позволяет распределить слова по указанным орфограммам.
Для проверки задания возможно использовать документ-камеру. Отвечающий демонстрируют с помощью документ-камеры заполненную таблицу, поясняя и комментируя орфограммы..
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель: совершенствовать умение дифференцировать корневые орфограммы с безударной гласной, составлять письменные высказывания.
Учебные задания и методы работы с информацией.
Задание 1: Составьте 3 предложения, используя следующие словосочетания по вашему выбору: прилагать усилия в учении, разгораться ярко, вырасти прекрасным человеком, загореть под лучами солнца, провинциальный городок, директор успешного предприятия, нападающий в футбольной команде, интересный вариант решения задачи, театральный вестибюль, гениальный русский поэт, набираться сил.
Выполните морфемный разбор слов с корневой орфограммой.
Задание для первой группы: проверяемая ударением безударная гласная
Задание для второй группы: непроверяемая ударением безударная гласная,
Задание для третьей группы: чередующиеся гласные в корне слова.
Формы работы: групповая (Г), фронтальная (Ф).
Для организации работы над заданием рекомендуем использовать ИД. Словосочетания воспроизводятся на ИД. Ученики составляют предложения в соответствии с заданием.
Этапы проверки выполнения:
1) представитель от каждой группы выделяет словосочетания в соответствии со своим заданием, функция «перемещение» позволяет распределить слова по группам с указанными орфограммами;
2)ученики – представители каждой группы читают составленные предложения;
3)выполнение морфемного разбора на ИД, его комментирование с соблюдением следующей последовательности: окончание, основа, корень, приставка, суффикс.
Задание 2: Словарный диктант по теме «Чередующиеся гласные»
Российский общеобразовательный портал: коллекция – диктанты//
http://language.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12977&ob_no=12985
Формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф)
Для проверки задания рекомендуем использовать документ-камеру. Отвечающий демонстрируют с помощью документ-камеры тетрадь с выполненным заданием, поясняя и комментируя орфограммы.
IV этап. Диагностика качества освоения темы
Цель: установить степень усвоения темы «Правописание безударной гласной в корне слова»
Варианты заданий:
Задание 1: Выполните контрольный тест «Безударные гласные в корне слова»
Индивидуальная карточка для самостоятельной работы № 3. Контрольный тест ««Безударные гласные в корне слова»
1.В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) препод..вать, пол..гается, упр..щать
2) предст..влять, предназн..чение, дек..рация
3) д..роженька, ф..нтазия, л..боратория
4) пригл..шать, уг..сать, выр..сти
2.В каком ряду во всех словах пропущено И?
1) проб..раться, соед..нение, от..гощать
2) забл..стел, разв..вать ум, приор..тет
3) прив..легированный, пост..лать, изв..нился
4) прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно
3.В каком ряду во всех словах пишется буква О?
1) обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия
2) з..ря, г..лантерея, пок..яние
3) выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп
4) укр..щать, предл..жение, зап..нки
4.В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) б..режливый, выб..рем, выб..раем
2) соб..рут, в красном б..рете, разб..раться
3) т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять
4) раст..ряться, т..рмометр, раст..рание
5.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?
1) несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед
2) к..сающийся, изл..жение, п..стух
3) выр..сла, декл..рировать, опр..вдать
4) медик..менты, к..нтинент, мини..тюра
6.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?
1) благосл..вить, сокр..щать, р..скошный
2) предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания
3) безотл..гательный, отр..сль , ди..гональ
4) предпол..жительно, прор..стать, п..норама
7.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение
2) ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая
3) ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать
4) обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание
8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ст..рательно, прик..снуться, кв..танция
2) эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать
3) пре..бладать, п..чать, тор..пясь
4) осл..жненный, м..лькают, м..тодика
9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) выцв..сти, л..тучий, обж..гание
2) в..ршина, подд..ржать, сож..лея
3) нар..стание, загр..мождать, обн..женный
4) дел..гат, перег..реть, об..зательныйй
10. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?
1) пригл..шать, уг..сать, выр..сти
2) предст..влять, предназн..чение, дек..рация
3) д..роженька, ф..нтазия, л..боратория
4) препод..вать, пол..гается, упр..щать
11. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?
1) с..мейный, ч..ловечество, оз..рять
2) м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться
3) возвр..щение, согр..вать, л..рический
4) гл..внейший, преод..ление, д..намичный
12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) умн..жать, напр..вление, фин..нсист
2) р..альный, ск..зание, м..тинговать
3) м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться
4) мин..ральный, зап..саться, повт..рение
13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) нагр..вать, стр..мление, подж..гатель
2) под..рить, хв..стун, просл..вляя
3) переб..решь, к..варный, ст..рона
4) об..яние, прик..снуться, л..скающий
14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) в..зти, к..пучий, взр..стить
2) выт..рать, р..гламент, огр..жденный
3) ед..ница, приз..мляясь, оп..здать
4) пр..зидиум, пож..мать, см..гченный
Ответы к тесту :
Задание 2: Домашнее задание (по выбору обучающихся):
Составить словарный диктант с корневыми орфограммами (30слов).
Исследовательский проект «Орфографическая история одного слова», «История одного корня».
VI этап. Рефлексивная деятельность
Цель: организация самоанализа обучающимися своей деятельности и её результатов, а также степени удовлетворенности уроком.
Самоанализ и самооценка ученика
Задание 1 (самооценка своей деятельности). Посмотрите свои записи в таблице № «Постановка учебной цели». Ответьте на вопросы:
Что я успел сделать на уроке?
Чего достиг?
Что осталось для меня нерешенным?
Расположите на лестнице успеха смайлик на той ступеньке, которая соответствует вашему уровню усвоению темы.
Задание 2 (самоанализ): Продолжите фразу:
я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
Использованные информационные источники.
Сайты
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //
http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/
3. «Аудиохрестоматия» //
http://аудиохрестоматия.рф/pages/about/
4. Ярус. Портал русского языка//
http://yarus.aspu.ru/
5.Светозар: открытая международная олимпиада школьников по русскому языку//
http://www.svetozar.ru/olympiada/index.html
6. Грамота.ру//
http://www.gramota.ru/slovari/