Урок- путешествие.
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого
слов, развитие умения подбирать проверочные слова.
Задачи:
Образовательная: учить видеть орфограмму, развивать умения проверять слова
с безударными гласными в корне слова.
Развивающая:
развитие речи, мышления, внимания, памяти, наблюдательности учащихся.
совершенствование знаний о признаках однокоренных слов;
Воспитательная: воспитание любви к русскому языку, чувства сопереживания,
взаимопомощи, аккуратности.
Тип: урок-закрепление.
Оборудование: компьютер, карта маршрута, словари, памятка, звездочки.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы урока.
(карта путешествия)
- Сегодня у нас урок необычный. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на космическом корабле. Мы с вами побываем на необыкновенных планетах. Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться назад на нашу планету.
3. Физминутка.
А сейчас мы с вами, дети
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз,
1, 2, 3, 4. Вот летит ракета ввысь!
Скорость света набирая,
По вселенной мы летим,
На далекую планету
Поскорей попасть хотим.
Сели в кресло, дали газ
И ракета понеслась!
4. Минутка чистописания.
- Мы приближаемся к планете «Безударные гласные». Открываем бортовые журналы. Бортовой журнал нужен для записи событий, наблюдений, решений, операций. Наше путешествие начинается, и мы с вами будем вести записи. Вспомните правила посадки при письме.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я примусь!
Запишите в свои борт журналы число и вид работы. Записи должны быть аккуратными, без ошибок.
Вот жители этой планеты.
А О И Е Я (На дереве)
- Запишите их в свою тетрадь.
- К какой группе относятся буквы, которые вы прописали? (Гласные буквы)
- Что вы знаете о гласных звуках? (Они образуют слог, могут быть ударными и безударными)
- Почему именно эти гласные живут на этой планете? (Эти гласные нужно проверять)
- Как называется эта планета? (Планета безударных гласных)
- В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной? (В корне)
- Когда их надо проверять? (В безударном слоге)
- Почему? (Слышатся неясно)
- Как их надо проверять? (Подобрать проверочное слово, где эта гласная стоит под ударением.)
5. Словарная работа.
Отправляемся к планете «Словарей».
Словари предлагают выполнить следующее задание.
- Нужно найти спрятанные слова. Для этого нужно «взять» из каждого слова указанный слог, а затем соединить слоги.
1-й слог – ранетка 1-й слог – костер
2-й слог – океан 2-й слог – самосвал
3-й слог - монета
Р…кета Косм…с
- Как вы думаете, какие буквы надо вставить?
- А как это проверить? (По словарю)
- Давайте спросим у словарей, что это за слова и откуда они взялись.
Дети находят в словарях значения слов.
Ракета.
Толковый словарь: слово ракета имеет два значения.
1. Применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе. (Сигнальная ракета)
2. Летательный аппарат (снаряд с реактивным двигателем). (Космическая ракета. Ракетное вооружение).
Орфографический словарь:
- Запишите это слово, выделите букву «а». Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.
- Сколько в слове слогов?
- Какой первый слог? Второй? Третий?
- Как слово ракета разделить для переноса?
- Запишите транскрипцию этого слова. [р а к' э т а]
Космос
Толковый словарь: Вселенная, мир.
Орфографический словарь:
- Запишите это слово, выделите букву «о» во втором слоге. Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.
- Сколько в слове слогов?
- Какой первый слог? Второй?
- Как слово космос разделить для переноса?
- Запишите транскрипцию этого слова. [к о с м а с]
7. Закрепление пройденного материала.
- Мы покидаем с вами планету «Словарей» и отправляемся путешествовать дальше.
- Перед нами планета «Орфо». Жители этой планеты очень хитры и коварны, они
любят обманывать и запутывать путешественников. Чтобы удачно отправиться
дальше, нам необходимо справиться с заданиями, которые предлагают вам
Орфографики.
- Какими способами можно проверить безударную гласную?
Памятка.
Способы проверки безударных гласных в корне слова.
Измени форму слова.
1. Один – много.
Трава – травы
Стена – стены
2. Много – один.
Шаги – шаг
Грачи – грач
3. Что делал? Что делать? - Что делает?
Смотрел, смотреть – смотрит
Писал, писать – пишет
Подбери однокоренное слово.
1. Слово – предмет (имя существительное).
Трещит – треск
Цветок – цвет
2. Слово – признак (имя прилагательное).
Темнота – темный
Ласкает – ласковый
3. Слово – действие (глагол).
Кормушка – кормит
Ходьба - ходит
4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.
Ковер – коврик
Гнездо – гнёздышко
1. Перед вами группа слов:
- Вставьте пропущенные буквы.
Выполняется взаимопроверка написанного. Ответы на доске.
-Устно назовите проверочные слова.
- Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно изменить слово один – много, много – один)
2. Посмотрите внимательно на доску. Вам надо выбрать проверочное слово.
- В каком столбике проверяемые слова, а в каком проверочные?
- Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать однокоренное слово).
9. Игра «Закончи стихотворение»
-Я вам прочитаю отрывки из стихотворений известных поэтов, а вы дополните каждое из них подходящим словом.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на … (полях).
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки …. (зимы).
В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать …(снежок)
Зима не даром злится –
Прошла ее пора:
Весна в окно стучится
И гонит со … (двора).
Иду по тропинке.
У самой сосны
Синеет подснежник –
Фонарик … (весны).
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется …(листвою).
Проверка цепочкой.
9. Самостоятельная работа.
Мы объездили полсвета,
Посетили мы планеты.
Нет планеты лучше нашей.
- Чтобы вернуться на землю нам надо выполнить последнее задание.
10. Итог урока
С планетами пришла пора проститься,
На землю всем нам надо торопиться.
К концу подходит наш урок-
Пора нам подвести итог.
-Какие гласные в корне требуют проверки?
-Как вы подбирали проверочные слова?
11. Рефлексия.
Кому из вас понравилось в пути?
Кто же смог звезду удачи обрести?
- Давайте зажжем на нашей планете «Земля» свои звездочки, которые будут напоминать жителям планет, на которых мы побывали о нас.
– чувствовали себя уверенно, нас ничего не тревожило.
– немного волновались.
– очень боялись.