СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Правописание безударных гласных в корне слова».»

Урок- путешествие.

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».


Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого

слов, развитие умения подбирать проверочные слова.

Задачи:

Образовательная: учить видеть орфограмму, развивать умения проверять слова

с безударными гласными в корне слова.

Развивающая:

  • развитие речи, мышления, внимания, памяти, наблюдательности учащихся.

  • совершенствование знаний о признаках однокоренных слов;


Воспитательная: воспитание любви к русскому языку, чувства сопереживания,

взаимопомощи, аккуратности.


Тип: урок-закрепление.

Оборудование: компьютер, карта маршрута, словари, памятка, звездочки.


Ход урока:


1. Орг. момент.

2. Сообщение темы урока.

(карта путешествия)

- Сегодня у нас урок необычный. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на космическом корабле. Мы с вами побываем на необыкновенных планетах. Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться назад на нашу планету.


3. Физминутка.

А сейчас мы с вами, дети

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз,

1, 2, 3, 4. Вот летит ракета ввысь!

Скорость света набирая,

По вселенной мы летим,

На далекую планету

Поскорей попасть хотим.

Сели в кресло, дали газ

И ракета понеслась!


4. Минутка чистописания.

- Мы приближаемся к планете «Безударные гласные». Открываем бортовые журналы. Бортовой журнал нужен для записи событий, наблюдений, решений, операций. Наше путешествие начинается, и мы с вами будем вести записи. Вспомните правила посадки при письме.



Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я примусь!

Запишите в свои борт журналы число и вид работы. Записи должны быть аккуратными, без ошибок.


Вот жители этой планеты.

А О И Е Я (На дереве)

- Запишите их в свою тетрадь.

- К какой группе относятся буквы, которые вы прописали? (Гласные буквы)

- Что вы знаете о гласных звуках? (Они образуют слог, могут быть ударными и безударными)

- Почему именно эти гласные живут на этой планете? (Эти гласные нужно проверять)

- Как называется эта планета? (Планета безударных гласных)

- В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной? (В корне)

- Когда их надо проверять? (В безударном слоге)

- Почему? (Слышатся неясно)

- Как их надо проверять? (Подобрать проверочное слово, где эта гласная стоит под ударением.)


5. Словарная работа.

Отправляемся к планете «Словарей».

Словари предлагают выполнить следующее задание.

- Нужно найти спрятанные слова. Для этого нужно «взять» из каждого слова указанный слог, а затем соединить слоги.


1-й слог – ранетка 1-й слог – костер

2-й слог – океан 2-й слог – самосвал

3-й слог - монета


Р…кета Косм…с

- Как вы думаете, какие буквы надо вставить?

- А как это проверить? (По словарю)

- Давайте спросим у словарей, что это за слова и откуда они взялись.

Дети находят в словарях значения слов.


Ракета.

Толковый словарь: слово ракета имеет два значения.

1. Применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе. (Сигнальная ракета)

2. Летательный аппарат (снаряд с реактивным двигателем). (Космическая ракета. Ракетное вооружение).

Орфографический словарь:

- Запишите это слово, выделите букву «а». Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.

- Сколько в слове слогов?

- Какой первый слог? Второй? Третий?

- Как слово ракета разделить для переноса?

- Запишите транскрипцию этого слова. [р а к' э т а]


Космос

Толковый словарь: Вселенная, мир.

Орфографический словарь:

- Запишите это слово, выделите букву «о» во втором слоге. Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.

- Сколько в слове слогов?

- Какой первый слог? Второй?

- Как слово космос разделить для переноса?

- Запишите транскрипцию этого слова. [к о с м а с]


7. Закрепление пройденного материала.

- Мы покидаем с вами планету «Словарей» и отправляемся путешествовать дальше.

- Перед нами планета «Орфо». Жители этой планеты очень хитры и коварны, они

любят обманывать и запутывать путешественников. Чтобы удачно отправиться

дальше, нам необходимо справиться с заданиями, которые предлагают вам

Орфографики.

- Какими способами можно проверить безударную гласную?




Памятка.

Способы проверки безударных гласных в корне слова.

Измени форму слова.

1. Один – много.

Трава – травы

Стена – стены

2. Много – один.

Шаги – шаг

Грачи – грач

3. Что делал? Что делать? - Что делает?

Смотрел, смотреть – смотрит

Писал, писать – пишет

Подбери однокоренное слово.


1. Слово – предмет (имя существительное).

Трещит – треск

Цветок – цвет

2. Слово – признак (имя прилагательное).

Темнота – темный

Ласкает – ласковый

3. Слово – действие (глагол).

Кормушка – кормит

Ходьба - ходит

4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.

Ковер – коврик

Гнездо – гнёздышко



1. Перед вами группа слов:

- Вставьте пропущенные буквы.

Выполняется взаимопроверка написанного. Ответы на доске.

-Устно назовите проверочные слова.

- Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно изменить слово один – много, много – один)


2. Посмотрите внимательно на доску. Вам надо выбрать проверочное слово.

- В каком столбике проверяемые слова, а в каком проверочные?

- Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать однокоренное слово).



9. Игра «Закончи стихотворение»

-Я вам прочитаю отрывки из стихотворений известных поэтов, а вы дополните каждое из них подходящим словом.


Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на … (полях).


Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки …. (зимы).


В полдень дождь перестал

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать …(снежок)





Зима не даром злится –

Прошла ее пора:

Весна в окно стучится

И гонит со … (двора).


Иду по тропинке.

У самой сосны

Синеет подснежник –

Фонарик … (весны).


Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется …(листвою).

Проверка цепочкой.


9. Самостоятельная работа.


Мы объездили полсвета,

Посетили мы планеты.

Нет планеты лучше нашей.


- Чтобы вернуться на землю нам надо выполнить последнее задание.


10. Итог урока


С планетами пришла пора проститься,

На землю всем нам надо торопиться.

К концу подходит наш урок-

Пора нам подвести итог.

-Какие гласные в корне требуют проверки?

-Как вы подбирали проверочные слова?

11. Рефлексия.

Кому из вас понравилось в пути?

Кто же смог звезду удачи обрести?


- Давайте зажжем на нашей планете «Земля» свои звездочки, которые будут напоминать жителям планет, на которых мы побывали о нас.




чувствовали себя уверенно, нас ничего не тревожило.



немного волновались.



очень боялись.