Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения.»
УМК "Начальная школа ХХI века
«Русский язык» 3 класс. Иванов С. В.
Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения.
Цель урока: формирование умений написания безударных окончаний имен существительных 3 – го склонения.
Задачи урока:
познакомить с таблицей безударных окончаний имени существительного 3-го склонения, сформировать умение правильно определять падеж и окончание;
развивать умения определять падежные окончания имен существительных 3-го склонения в безударном положении, выявлять сходства способов проверки безударных падежных окончаний имен существительных в разных склонениях;
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Предыдущая тема: «Способы образования имен существительных».
Последующая тема: «Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения.
Личностные УУД: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; уметь оценивать себя на основе критерия.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль.
Познавательные УУД: формулировать цель, проблему; поиск и анализ необходимой информации; уметь строить высказывания, анализировать.
Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать; согласовывать коммуникативные усилия; передавать информацию.
Этапы учебного занятия (урока) | Краткое учебное содержание | Учебные задания | Виды организации учебной деятельности обучающихся |
Этап 1. Организационный момент. | Включение учащихся в деятельность, используя проблемную ситуацию на основе работы с деформированным предложением. | Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый наш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений- Мы вместе сочиним урок. - Ребята, сегодня на уроке мы будем работать под девизом: Чтоб девиз нам наш узнать. Его нам надо разгадать. На слова вы посмотрите, И пословицу скажите. Труд, к успехам, терпение, приведут, и. Ребята составляют пословицу. « Терпенье и труд к успехам приведут». - Как вы понимаете эти слова? | фронтальная |
Этап 2. Актуализация знаний, проблематизация. | Включение учащихся в деятельность, используя проблемную ситуацию. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. На доске даны слова: О лес…, на дерев.., по лестниц…, об осен… . На слова все посмотрите и окончания у слов допишите и свой выбор докажите. В процессе выполнения задания обучающиеся устанавливают, что слово «об осени» не является существительным 1-го или 2 –го склонения, поэтому вызывает затруднение в написании падежного окончания. (в процессе выполнения задания обучающиеся аргументируют свой выбор, вспоминая правила распознавания существительных первого и второго склонения, пользуясь разными способами проверки окончаний ) | Анализ проблемной ситуации. |
Этап 3. Постановка учебной задачи. | Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?» Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | Ребята, как вы думаете, какое окончание мы напишем в слове «об осени», которое, как мы с вами уже установили, является существительным 3-го склонения? (Обучающиеся озвучили решение проблемной ситуации способом подбора опорного проверочного слова с ударным окончанием) Ребята, как вы считаете, что нам еще может помочь определить правильное написание окончаний имен существительных 3- го склонения? (Дети ставят учебную задачу о том, что необходимо знать падежные окончания имен существительных 3-го склонения, так же как и существительных 1-го и 2-го склонений). | Побуждающий от проблемной ситуации и подводящий к теме диалог. |
Этап 4. «Открытие нового знания» | Ознакомление с правилом правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и его применение. | Ребята, где мы можем получить информацию о том, какие окончания пишутся у имен существительных 3-го склонения. Работа с таблицей «Окончания имен существительных 3-го склонения» (учебник стр. 79) | Работа в парах Анализ таблицы «Окончания имен существительных 3-го склонения» |
Этап 5. Первичное закрепление. | Самостоятельная работа учащихся с полученной информацией и сравнение новой информации с той, которая имелась в их багаже знаний. | Составление алгоритма определения безударного окончания имен существительных 3-го склонения. | Работа в парах (составление алгоритма) Слушание и анализ выступлений своих одноклассников. |
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль | Самостоятельная работа на отработку написания падежных окончаний существительных 3-го склонения. | | Индивидуальная работа. ( 3 ученика работают у доски с последующей проверкой и самооценкой ) |
Этап 7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Вопросы: • Ребята, под каким девизом мы с вами сегодня работали? • Ребята, какую задачу мы поставили в начале урока ? •Удалось ли нам решить поставленную задачу? -Что нам помогло решить поставленную задачу и как нам помог девиз? | Фронтальная |
Диагностические материалы для оценивания планируемых результатов обучения по теме урока.
1.Найти словосочетание с ошибкой.
Р – мечтать о собаке
Т – ехать на машине
С – найти в коробки
Ч – слова из песни
2.Найти слово, выраженное им.сущ. 1-го склонения, Д.п.
Д – пшеница
Ж – зайцем
Э – курицу
М – земле
3. Найти слово, выраженное им.сущ. 3-го склонения, Р.п
О – дочери
Л – братцем
Х – палец
Б – старика
4. Коля, выполняя упражнение, допустил ошибку. Найди ее.
П – мама(1 скл., И.п.)
Ц – забору (2 скл., Д.п)
Г – берег (3 скл., Т.п.)
Ю – морю (2 скл., Д.п.)
5.Найти ошибку в утверждении.
Т – к 1-му склонению относятся слова: земля, вода.
У – к 2-му склонению относятся слова: дочь,ночь.
Ш – к 3-му склонению относятся слова : рожь,
Ф – слова : пальто, пианино. Эти слова не склоняются.
Результат: _____________________