Конспект урока руссого языка в 4 классе
Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах.
Цели:
Обучающие:
-формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;
- формировать умение писать безударные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах.
Развивающие: способствовать развитию
интеллектуальных умений (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
добывать новые знания из источников информации (учебник);
извлекать информацию, представленную в форме (текста);
представлять информацию в виде текста, алгоритма;
коммуникативных умений (оформлять свои мысли в устной речи;
читать про себя тексты учебника, выделять главное; сотрудничать в совместной работе в паре);
регулятивных умений:
самостоятельно формулировать тему, цели урока;
составить план разрешения проблемы.
Воспитывающие:
воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.
Ход урока
I Организационный момент
Добрый день ребята, гости!
Все друг к другу повернулись.
Все друг другу улыбнулись.
Гостям рады мы всегда.
Так начнем работать?
Да!
- Ребята сегодня на уроке мы с вами будем работать в научной лаборатории.
- А вы знаете, что обозначает слово «Лаборатория»? Это учреждение где проводят различные исследования, наблюдения, опыты, эксперименты.
- Следовательно, вы сегодня не ученики, а научные сотрудники лаборатории Слова.
- Записывать результаты своей работы бы будете в тетрадях, а получать зарплату в условном эквиваленте – баллах, поэтому записывайте количество заработанных баллов в таблицах, которые лежат у вас на партах.
II Актуализация знаний.
- Как называется наша лаборатория вы узнаете, если ответите на мой вопрос: «Как называется наука, изучающая части речи?»
- Морфология. Это и есть название нашей лаборатории.
1.Минутка чистописания
- Какой первый звук услышали в слове? Дайте ему характеристику.
- Какой буквой обозначается на письме?
(письмо строчной буквы м с элементами буквы в и у)
2.Словарная работа
Запись слов: морфология, морфема, квартал.
Как поедешь в наш квартал,
То подай двойной сигнал.
3.Морфологический разбор слова «сигнал»
III Самоопределение к деятельности
На доске запись
радуемся после стужи радуемся стуже
сбрасывали с крыши разбрасывали по крыше
ждал ночи радовался ночи
нет дочери купил дочери
- В каком падеже употреблены существительные в 1 столбике во 2?
- К какому склонению относятся существительные 1 и 2 строчки? А 3 и 4?
- Что объединяет все слова?
(Безударные окончания)
Сформулируйте тему урока.
- Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах.
- Какова основная задача стоит перед вами?
(Научиться писать окончания имён существительных в дательном, и родительном падежах 1 и 3 склонения)
- Что нам нужно повторить в первую очередь? (склонения).
Прием карусель.
Каждой экспериментальной группе выдаю карточки с существительными. Задача –определить склонение существительного и передать следующему ученику.
Слова на карточках: площадь, ягода, яблоко, ученик, по аллее, с картофелем, в сапоге, у пристани.
IV Работа по теме урока
1.Исследовательское задание
- Ну что, приступим к исследовательской деятельности. Перед вами 2 существительных: земля и степь.
- К какому склонению они относятся? Запишите эти имена существительные в свою тетрадь, каждое в новой строке. Поставьте их в родительный и дательный падежи, запишите рядом.
- Но сначала давайте повторим вопросы, на которые они отвечают, предлоги, с которыми они употребляются и определим роль в предложении.
- По ходу повторения заполняйте таблицу.
Падеж | Вопросы | Предлоги | Окончания | Роль в предложении |
1 скл | 3 скл |
Р. п. | | | | | |
Д.п. | | | | | |
- Итак, какие окончания имеют имена существительные 1-го склонения в родительном падеже, а в дательном?
- Итак, какие окончания имеют имена существительные 3-го склонения в родительном падеже, а в дательном?
2.Первичное закрепление
- А сейчас немного отдохнем и поиграем в баскетбол. Соревнуются 3 команды. Ваша задача: забросить как можно больше мячей в корзину.
Но сначала давайте выработаем алгоритм действия
1.ставим существительное в начальную форму
2.определяем падеж и склонение
3.вспоминаем окончание.
для вырубк… по ветк.. из деревн..
от матер… из ткан.. по площад..
около деревн… без книжк… к работ…
до речк… без тен.. от метел..
к ел.. у постел… к печ..
без тетрад… к подушк… из избушк..
к сторожк… от яблон… к сирен…
вокруг собачк… с плошадк… с речк…
3.Игра «Кто быстрее» (работа в группах)
- Из слов, которые записаны на карточке выберите имена существительные в родительном падеже.
- Запишите их, вставив окончания.
Окраина деревн…, написал бабушк…, служить Отчизн…, близко к вод…, берег речк…, в конце площад…, рос у опушк….
-Запишите эти имена существительные в свою тетрадь, вставив окончания.
4.Запись предложения ( 1 ученик у доски).
Ветка черемухи манила ребят красотой душистых цветов.
- Разберите предложение по членам предложения.
V.Подведение итогов.
- Давайте подведем итоги. Сколько условных единиц заработал каждый из вас.
Бухгалтером у нас будет Наталья Владимировна. Она начислит вам зарплату и превратит ее в отметку за урок.
Фамилия, имя научного сотрудника | |
Вид работы | Количество баллов |
Минутка чистописания | 1-2 |
Словарная работа | 1-2 |
Морфологический разбор | 1-2 |
«Карусель» | 1-2 |
Исследовательское задание | 1 |
«Баскетбол» | 1 |
«Кто быстрее» | 1-2 |
Стимулирующий балл | 1 |
Итого: | |
VI. Рефлексия
-Прошу вас высказать свое мнение об уроке
| познакомился с новым … |
На уроке я | узнал, как правильно писать … |
| был … своей работой |
Фамилия, имя научного сотрудника | |
Вид работы | Количество баллов |
Минутка чистописания | 1-2 |
Словарная работа | 1-2 |
Морфологический разбор | 1-2 |
«Карусель» | 1-2 |
Исследовательское задание | 1 |
«Баскетбол» | 1 |
«Кто быстрее» | 1-2 |
Стимулирующий балл | 1 |
Итого: | |
| |
Окраина деревн…, написал бабушк…, служить Отчизн…, близко к вод…, берег речк…, в конце площад…, рос у опушк….
Окраина деревн…, написал бабушк…, служить Отчизн…, близко к вод…, берег речк…, в конце площад…, рос у опушк….
Окраина деревн…, написал бабушк…, служить Отчизн…, близко к вод…, берег речк…, в конце площад…, рос у опушк….
Окраина деревн…, написал бабушк…, служить Отчизн…, близко к вод…, берег речк…, в конце площад…, рос у опушк….
Окраина деревн…, написал бабушк…, служить Отчизн…, близко к вод…, берег речк…, в конце площад…, рос у опушк….
Окраина деревн…, написал бабушк…, служить Отчизн…, близко к вод…, берег речк…, в конце площад…, рос у опушк….
Окраина деревн…, написал бабушк…, служить Отчизн…, близко к вод…, берег речк…, в конце площад…, рос у опушк….
Окраина деревн…, написал бабушк…, служить Отчизн…, близко к вод…, берег речк…, в конце площад…, рос у опушк….
Окраина деревн…, написал бабушк…, служить Отчизн…, близко к вод…, берег речк…, в конце площад…, рос у опушк….
Падеж | Вопросы | Предлоги | Окончания | Роль в предложении |
1 скл | 3 скл |
Р.п | Кого? Чего? | От, из, без, до, около, с | -и, -ы | -и | Второстепенный член |
Д.п | Кому? Чему? | К, по | -е | -и | Второстепенный член |
б