СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание глаголов»

Правописание глаголов

Правописание глаголов

Глагол - самостоятельная часть речи,  которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?  Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего, прошедшего и будущего времени, переходными и непереходными, возвратными и невозвратными, в изъявительном, повелительном и условном наклонении, в I и II спряжении. Глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени - по родам.

Глагол - самостоятельная часть речи,

которая обозначает действие предмета и

отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы бывают совершенного и

несовершенного вида, настоящего,

прошедшего и будущего времени, переходными и непереходными, возвратными и невозвратными, в изъявительном, повелительном и условном наклонении, в I и II спряжении.

Глаголы изменяются по лицам и числам,

а в прошедшем времени - по родам.

1. Времена глагола

1. Времена глагола

Выпишите глаголы, определите их время Проворная Зверюшка  Живет в дупле-избушке.  Целый день скок-поскок,  Отыскала грибок,  Нанизала на сучок,  Заготовит впрок.

Выпишите глаголы, определите их время

Проворная Зверюшка Живет в дупле-избушке. Целый день скок-поскок, Отыскала грибок, Нанизала на сучок, Заготовит впрок.

Переходные глаголы с приставкой обез- (обес-) имеют в неопределённой форме и в прошедшем времени суффикс –и- , а непереходные – суффикс – е: Обессил и ть кого-либо (н.ф., переходн.) Обессил е ть самому (непереходн.). Всегда пишутся с суффиксом -и- -е- обеспамятеть обезжирить, обездушить, обезголосеть обеззаразить, обезобразить, обезвредить, обезглавить, обеззубеть обесславить, обессмертить, обесценить, обессолить

Переходные глаголы с приставкой обез- (обес-) имеют в неопределённой форме и в прошедшем времени суффикс –и- , а непереходные – суффикс е:

Обессил и ть кого-либо (н.ф., переходн.)

Обессил е ть самому (непереходн.).

Всегда пишутся с суффиксом

-и-

-е-

обеспамятеть

обезжирить, обездушить,

обезголосеть

обеззаразить, обезобразить,

обезвредить, обезглавить,

обеззубеть

обесславить, обессмертить,

обесценить, обессолить

Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями: 1.Поставить глагол в неопределённую форму, учитывая вид. Н.: Скажет (что сделает?), сказать (что сделать?). 2.Посмотреть, на что оканчивается глагол в неопределённой форме. 3.Вспомнить, какие глаголы относятся к 1-ому, какие ко 2-ому спряжению: Ко 2-ому спряжению относятся: - все глаголы, которые в н. форме оканчиваются на – ить (кроме брить и стелить ); -7 глаголов на –еть и 4 глагола на –ать : гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть.  Все остальные глаголы относятся к 1-ому спряжению.

Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями:

1.Поставить глагол в неопределённую форму, учитывая вид.

Н.: Скажет (что сделает?), сказать (что сделать?).

2.Посмотреть, на что оканчивается глагол в неопределённой форме.

3.Вспомнить, какие глаголы относятся к 1-ому, какие ко 2-ому спряжению:

Ко 2-ому спряжению относятся:

- все глаголы, которые в н. форме оканчиваются на – ить (кроме брить и стелить );

-7 глаголов на –еть и 4 глагола на –ать :

гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть.

Все остальные глаголы относятся к 1-ому спряжению.

Окончания глаголов: 1 спряжение 2 спряжение -у (-ю) -ишь, -ешь, -ит, -ет, -им, -ем, -ите  -ат (-ят) ете, -ут (-ют)

Окончания глаголов:

1 спряжение

2 спряжение

-у (-ю)

-ишь,

-ешь,

-ит,

-ет,

-им,

-ем,

-ите -ат (-ят)

ете,

-ут (-ют)

 Хотеть:  Хочу-хотим  Хочешь-хотите  Хочет-хотят  Бежать:  Бегу-бежим  Бежишь-бежите  Бежит-бегут Разноспрягаемые глаголы Глагол брезжить имеет только две формы-3-е лицо ед.ч. (брезжит, 3-е лицо мн.ч. (брезжут)

Хотеть:

Хочу-хотим

Хочешь-хотите

Хочет-хотят

Бежать:

Бегу-бежим

Бежишь-бежите

Бежит-бегут

Разноспрягаемые глаголы

Глагол брезжить имеет только две формы-3-е лицо ед.ч. (брезжит,

3-е лицо мн.ч. (брезжут)

1.Запиши указанные в списке глаголы в форме 3-го лица ед. числа, наст. вр., определите спряжение:  Шептать, ехать, плавать, слушать, слышать, свежеть, чернеть , болеть, смотреть, видеть, терпеть, колоть, бороться, мыть, гаснуть, тянуть, кашлять, сеять, любить, давить, грузить, сушить, клеить, строить. 2.Исправьте, где это необходимо, ошибки в написании окончаний глаголов: Лепит снеговика, смотрешь в окно, лечим больных, просеит через сито, зеленеют на лугу, стелишь ковёр, вертешь головой, смотрют на друга, бреишься по утрам.

1.Запиши указанные в списке глаголы в форме 3-го лица ед. числа, наст. вр., определите спряжение:

Шептать, ехать, плавать, слушать, слышать, свежеть, чернеть , болеть, смотреть, видеть, терпеть, колоть, бороться, мыть, гаснуть, тянуть, кашлять, сеять, любить, давить, грузить, сушить, клеить, строить.

2.Исправьте, где это необходимо, ошибки в написании окончаний глаголов:

Лепит снеговика, смотрешь в окно, лечим больных, просеит через сито, зеленеют на лугу, стелишь ковёр, вертешь головой, смотрют на друга, бреишься по утрам.

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме: Вид е л - вид е ть, се я л - се я ть Спишите, вставляя пропущенные буквы: 1.Уж тает снег, бегут ручьи, в окно пове…ло весною. 2.Напрасно ты её обид…л. 3.Этот дом стро…ли три года. 4.Упражнение выполн…ли за двадцать минут.  5.Ве..л тёплый ветерок. 6. Серёжа обид…лся на друга.

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме:

Вид е л - вид е ть, се я л - се я ть

Спишите, вставляя пропущенные буквы:

1.Уж тает снег, бегут ручьи, в окно пове…ло весною. 2.Напрасно ты её обид…л.

3.Этот дом стро…ли три года. 4.Упражнение выполн…ли за двадцать минут.

5.Ве..л тёплый ветерок. 6. Серёжа обид…лся на друга.

Если глагол 1 л., ед.ч.  оканчивается на –ую (-юю) не на –ую (-юю) -ыва- (-ива-) Рассказ ываю - рассказ ыва ть -ова- (-ева-) Команд ую команд ова ть-

Если глагол 1 л., ед.ч.

оканчивается

на –ую (-юю)

не на –ую (-юю)

-ыва- (-ива-)

Рассказ ываю -

рассказ ыва ть

-ова- (-ева-)

Команд ую

команд ова ть-

 Заполнить таблицу примерами ччччччччччччч -ова- (-ева-) -ыва- (-ива-) Примеры слов: гор…вать, проветр…вать, расспраш…вал, отыск…вать, совет…вать, рекоменд…вать, приказ…вать, сет…вать, рассказ…вать, вывеш…вать, команд…вать, поддерж…вать.

Заполнить таблицу примерами

ччччччччччччч

-ова- (-ева-)

-ыва- (-ива-)

Примеры слов: гор…вать, проветр…вать, расспраш…вал,

отыск…вать, совет…вать, рекоменд…вать,

приказ…вать, сет…вать, рассказ…вать, вывеш…вать,

команд…вать, поддерж…вать.

    Составьте предложения со следующими глагольными формами: Вспашите – вспашете, поддержите – поддержете, пишите – пишете, свистните – свистнете. Необходимо различать в написании близкие по звучанию: Безударные окончания будущего времени – ете Безударные окончания повелительного наклонения -ите

Составьте предложения со следующими глагольными формами:

Вспашите – вспашете,

поддержите – поддержете,

пишите – пишете,

свистните – свистнете.

Необходимо различать в написании близкие по звучанию:

Безударные окончания будущего времени – ете

Безударные окончания

повелительного наклонения -ите

Мягкий знак после шипящих пишется В глаголах неопределённой формы Н.: залечь, печь пирог В глаголах повелительного наклонения Н.: плачь громче В глаголах 2-го лица, ед.числа Н.: думаешь, пишешь

Мягкий знак после

шипящих пишется

В глаголах

неопределённой

формы

Н.: залечь,

печь пирог

В глаголах

повелительного

наклонения

Н.: плачь громче

В глаголах 2-го лица,

ед.числа

Н.: думаешь,

пишешь

Вставьте пропущенные буквы: 1.Статные осины высоко лепеч…т над вами (И.Тургенев.) 2.Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас  не покин…т. (А.Ахматова.). 3.Ветер дыш…т сыростью - быть оттепели. (В.Романенко.) 4.Что посе..ш…, то и пожнёш… . (Пословица). 5.Гляд…ш… и не зна…ш…, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он (Днепр) из стекла… . (Н.В.Гоголь.) 6.Что я могу тебе посовет…вать? 7. Вы меня не разыгр…вайте. 8.Кажется, шепч…т колосья друг другу. (Н.Некрасов). 9. Вы отреж…те мне кусочек хлеба.

Вставьте пропущенные буквы:

1.Статные осины высоко лепеч…т над вами (И.Тургенев.)

2.Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас

не покин…т. (А.Ахматова.).

3.Ветер дыш…т сыростью - быть оттепели. (В.Романенко.)

4.Что посе..ш…, то и пожнёш… . (Пословица).

5.Гляд…ш… и не зна…ш…, идёт или не идёт его величавая

ширина, и чудится, будто весь вылит он (Днепр) из стекла… .

(Н.В.Гоголь.)

6.Что я могу тебе посовет…вать? 7. Вы меня не разыгр…вайте.

8.Кажется, шепч…т колосья друг другу. (Н.Некрасов).

9. Вы отреж…те мне кусочек хлеба.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя