Исследование языкового материала. | Распределите данные слова в две группы: (Не) хотеть, (не) чувствовать (не) годовать, (не) любить, (не)уважать, (не)волить, (не)приятель, (не)доумевать, (не)навидеть, (не) быть, (не)здоровится. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
Выявление места и причины затруднения. Формулирование темы урока, постановка цели | Какое правило вы использовали при написании этих слов? (Вспоминают правило: Не с глаголом) Какое слово здесь было лишнее? (неприятель) Как напишем? Почему? (версии учащихся). Знаем ли мы условия слитного и раздельного написания имени существительного? (нет) Сформулируйте тему урока. (запись темы урока) Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
Исследование языкового материала | Работа в парах (на слайде) Ваша задача понаблюдать над языковым материалом и сделать выводы. Нелепость недруг не друг, а враг Ненастье неправда не правда, а ложь Небрежность несчастье не счастье, а горе - Какие выводы вы можете сделать, проанализировав языковой материал? В каком случае не с существительными пишется слитно, а в каком раздельно? Работа с учебником - откройте учебники, прочитайте правило. - Соответствуют ли выводы, которые вы сделали самостоятельно, правилу учебника. - Давайте еще раз внимательно рассмотрим схему. Что можно дополнить? А)Не пишется с существительным раздельно в том случае, когда перед нами прямое отрицание. У таких существительных нет синонимов. Б) НЕ с существительным будет писаться раздельно в том случае, если рядом с существительным будут стоять слова далеко, вовсе, ничуть, нисколько. Например, далеко не красавица - Итак, мы познакомились с новой орфограммой НЕ с именем существительным. Работа в группах (пользуясь правилом в учебнике, восстановите последовательность «Алгоритма применения правила -НЕ с существительными) | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую:(Познавательные УУД). |
Практическая деятельность | Задания 1.Упражнение из учебника (устно, с объяснением, по цепочке) 2. Подобрать к словам синонимы с НЕ На экране слова. Ребята выполняют задание. Проводят самопроверку и самооценку. Ложь – неправда Горе – несчастье Болезнь – нездоровье грубость – невежливость беспорядок – непорядок враг – неприятель подозрительность – недоверие Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы. слайд (Не)вежду никакими лекарствами (не ) вылечиш.... А народ - то над ним насм..хался: «Поделом тебе, старый (не)вежа. Словарная работа – лексическое значение слов Невежа – грубый, невоспитанный человек Невежда – недоучившийся, мало знающий человек Выполняем письменно упр. 781 Самостоятельная работа (с последующей самопроверкой) 1) Ученье – свет, (не)ученье – тьма. 2) Слово ( не) стрела, а пуще стрелы ранит. 3) С (не)уменья руки не болят. 4) (Не)правда по свету бежит, правда в сторонке лежит. 5) (Не) место красит человека, а человек место. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь распределять слова по группам в зависимости от условий написания НЕ с существительным (Предметные УУД) Уметь находить слова нужной группы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
Рефлексия | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Что нового вы узнали? - Эта работа для вас оказалась трудной? - Что помогло вам справиться с трудностями? | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Домашнее задание (на выбор) | Комментирование домашнего задания. (дифференцированное) Выучить правило На выбор Упр. или упр. | УУД - преобразование учебного материала - выделение существенного - отзыв о конкретных ситуативных значениях - формирование обобщенных знаний |