Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных
Цель: упражняться в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных, применять алгоритм проверки.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявлять особенности склонения этих частей речи.
2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи, об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного.
3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.
Планируемые результаты
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: формировать интерес к профессиям, в частности к профессии журналиста, развивать интерес к чтению газет и журналов, к героической истории своей страны на примерах подвигах пионеров-героев ВОВ, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.
Пусть наш урок пройдет под девизом.
Но сначала я предлагаю вам потереть ладошки. Потёрли? А теперь приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь. Сегодня на уроке мы будем помнить о здоровье, беречь наши глазки, спинку, помнить о правильной осанке.
Садитесь. Запишите число.
2.Самоопределение к деятельности.
– Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.
– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)
– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова.
ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой.
ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).
– У вас есть план урока, на этом плане дана работа для каждого. Итак, мы начинаем.
3. Чистописание. Работа с пословицей.
Журналист должен еще красиво, разборчиво писать. Поэтому давайте мои юные журналисты потренируем почерк.
Аппетит приходит во время еды. (Говорят в том случае, когда нет охоты делать какое-либо дело. Смысл в том, что как только начнешь дело, так желание его продолжать обязательно придет само.)
4Актуализация знаний.
Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Проверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу.
Работаем в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)
Тест
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
-
Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
-
На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?
-
Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
-
Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
-
Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
-
Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам и числам е)по родам, числам, падежам о)по падежам
-
С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
-
Прилагательных больше всего в текстах -
а) повествованиях и) описаниях е) рассуждениях
-
Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)
5. Этап формулировки темы и целей урока.
Ориентируясь на ключевое слово и те понятия, которые вы повторили в тесте, сформулируйте тему нашего урока.
- Что значит просклонять имя прилагательное? Изменить его по падежам.
- О чем надо помнить во время изменения прилагательного по падежам?
( Об окончаниях падежей).
Итак, тема урока: правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Используя опорную запись, поставьте цели урока.
-
Закрепить………
-
Упражняться……….
-
Задуматься ……..
Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи.
- Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка? (говорим, пишем, слушаем, читаем).
- Значит в связи с этим какие у нас задачи урока? (грамотно говорить и писать, уметь слушать другого, хорошо читать.)
6. Словарно-орфографическая минутка.
Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.
Переходим к словарно-орфографической работе. (На карточках вставить буквы)
Словарная работа
(Акв.рельный, к.л.грамм, .теч.ство, .л.ктрический, инж.нер, ненас.ный, б.лет, трен.рский, к.мандир, в.ликий, с.лдат)
Взаимопроверка. Сравни работу на карточках и работу на доске.
На какие две группы можно разделить слова? (Имена существительные и прилагательные и др. )
Докажите.
(Имя существительное - часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
(Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
- Найдите из словарных слов только имена прилагательные (имена прилагательные мужского рода). Докажите.
- Найдите общий признак у имен прилагательных (род, окончания прилагательных мужского рода)
- Преобразуйте прилагательные в 1в - средний род, 2в – женский род, выделите окончания. ( 2 ученика работают у доски) Проверка.
- Что можете сказать об окончаниях прилагательных? (делается вывод об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода)
7. Постановка проблемы и выход из нее
Склонение имени прилагательного.
Мы с вами выяснили, что журналисты пишут статьи в средства массовой информации – газеты, журналы, на радио и телевидение. А о чем они пишут?
Журналисты ищут интересный материал о жизни удивительных людей.
Марат Казей
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
- Какого звания был удостоен Марат Казей? Его поступки были какими? (Геройскими).
Склонение словосочетания геройские поступки.
(один ученик у доски) Проверка.
Физкультминутка
В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)
Проживала буква Е.
Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала,
(Приседания.)
Превратилась в букву Ш...
Школьник был, конечно, рад:
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши).
Определение частей речи
- Попробуйте определить части речи следующих слов, что это : им.сущ или им.прил? Встаньте, если услышите имя сущ., поднимите руки, если это имя прил.
Столовая посуда – им.прил. столовая – им.сущ.
Учительский журнал – им.прил. Учительская закрыта – им.сущ.
Больной палец – им.прил. Пришел больной – им.сущ.
Возникает проблема : как написать окончание прилагательных?
Дети отвечают: по алгоритму. С алгоритмом мы познакомились на прошлом уроке. Откройте свою копилку знаний - тетради для правил
Алгоритм
1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.
3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.
4. Написать окончание.
Работа в тетрадях. Взаимопроверка. Сверка с экраном.
В суров… морозн… зиму тетерева прячутся в снег.
Син… небо и свеж… дыхание ветерка манили на прогулку.
на пр(а,о)гулку.
Сделайте вывод.
Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится имя существительное, с которым оно связано.
- Для чего необходимы имена прилагательные в речи?
Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.
Чувствуете разницу:
По лесным горам, полевым коврам…
По горам, по коврам?
- Как лучше звучит?
8.Задание по выбору (дифференцированное)
Кто желает выполнить несложное задание - №150 (1)
Журналист собирает материал, чтобы написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? (прил.)
Задание: Вместо сердечек подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное. Записать предложения. Определить род, число, падеж имен прилагательных.
Мы живем в нашей (любимой) стране Россия. Хороши наши (бескрайние) поля, (зеленые) леса, (глубокие) реки. Мы бережем (родную) природу.
Проверка: - Прочитайте свои тексты. Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных ( по падежу сущ.)
9. Творческое задание в парах № 151 (1-2 словосочетания)
– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа в парах.
Стр.39, упр.68.
Проверка полученных словосочетаний.
10. Рефлексия урока. Заполнение листов достижений.
Отметки за урок. Комментирование отметок.
- По какой теме мы работали? Что нового сегодня узнали? Чему научились? Что на уроке для вас было интересно?
- А сейчас послушайте притчу.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:
- Что ты делал целый день?
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил:
- А ты что делал целый день?
И тот ответил:
- Я добросовестно выполнял свою работу.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:
- А я принимал участие в строительстве храма.
-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.
- А теперь оцените свою деятельность на уроке:
Кто работал так, как первый человек – поднимите черный камень.
Кто работал, добросовестно – зеленый квадратик.
Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – цветок.
Спасибо за работу!