Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Цели: формировать у учащихся представления об особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных, умение проверять безударные гласные в корне;
развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки, умение работать в группе, речь, мышление, внимание, память;
воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся: различать слова с безударными гласными в корне, находить в словах безударную букву гласного звука, написание которого надо проверить; различать проверочное и проверяемое слово;
получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.
Метапредметные:
познавательные: - овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-диалогический.
Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, комментирование, беседа, взаимопроверка.
Основные понятия: безударная гласная в корне, проверочные и проверяемые слова, орфограмма.
Оборудование: рабочие тетради, карточки со словами, яблочки со словами, изображение ежа.
ИКТ: мультимедийный проектор, презентации PowerPoint.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Учитель:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Учитель:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
2. Минутка чистописания.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно… (Ёжик)
- Ёжик предлагает нам традиционно начать с минутки чистописания и угадать, какую букву мы будем сегодня писать.
– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание. (Слайд)
- Внимательно посмотрите на данное изображение и скажите, какую букву мы будем сегодня писать.
- Будем прописывать заглавную и строчную Рр и две буквы алфавита по порядку.
3. Словарная работа.
- Отгадайте – ка загадку.
Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали… (урожай)
- Нам поможет догадаться АНАГРАММА. Переставьте буквы так, чтоб получилось слово. Оно и будет отгадкой.
(ЖРОУАЙ- урожай)
- Как пишется слово «урожай»?
- Давайте подберем однокоренные слово к данному словарному слову (урожайный, урождённый)
4. Постановка проблемы урока
- Ёжик к нам нёс красивое предложение об осени, но по дороге оно рассыпалось. Слова между собой запутались, а некоторые даже буковки потеряли. Давайте его восстановим.
Ж..лтые обл…тели с д…р…вьев л…сточки.
- Как пишутся слова облетели, деревьев, листочки? (ученики проверяют данные слова с помощью проверочных слов)
- Внимательно посмотрите на слова в данном предложении. Чем же отличаются орфограмма в слове «Желтый» от слов облетели, деревьев, листочки?
- Верно, эти слова с безударной гласной, которую нужно проверить.
– Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.
5. Постановка темы и цели урока
– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.)
Пальчиковая гимнастика
Этих гласных ровно пять (сгибают и разгибают пальчики рук),
Нам их надо проверять (указательным указывают, как при счете).
А,О,Е,И,Я (массируют каждый пальчик руки, которой пишут) –
Ошибаться в них нельзя ( указательным пальцем показывают «нельзя»).
6. Работа над предложением.
- Запишем предложение в тетради.
- Какое это предложение по цели высказывания? По интонации? По наличию второстепенных членов?
- Почему оно распространенное? Найдите грамматическую основу предложения. (Один ученик у доски).
7. Актуализация знаний
(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
Запись слов
– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
- Какие из этих слов являются проверяемыми, а какие проверочными?
8. Физкультминутка
Распределили все слова по порядку,
Приглашаю теперь на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три,
Легкие прыжки – раз, два, три,
Дружные кивки – раз, два, три,
Вот и вся зарядка – раз, два, три,
Легкая посадка – раз, два, три.
9. Работа в парах.
К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.
г...лодать - ............................... ст...рожка- ....................................
в...здушный - .......................... в...сёлый - ....................................
д...лёкий - ............................ ч...совщик - ....................................
ш...стёрка - ............................ кр...кливый - ...................................
12. Работа по учебнику.
Стр.94, упр.143
13. Работа с брошюрами.
Слова: Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна, хв..сты, р..га, сл..ны, вр..чи, к..ты, гл..зной, н..га, с..стра, м..сной, л..ства, кр..чать, т..мнота, д..ждливый.
Физминутка
Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.
СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.
Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
14. Экспресс-диагностика. Тест ( выбрать правильный вариант ответа)
Работа на ИТ доске.
15. Итог урока
– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
Теперь, уверенно зная, как проверить безударный гласный, давайте поможем ёжику определить, какая буква пишется в следующих словах: грибок, пятно, снежок, ветерок, глазок, стекло, вода, стена, мячи, нога, морской, трава , трясла, мировой, дождливый, лиса.
(На доску крепятся 5 корзин, на каждой буква: а, о, е, и, я. Ученик крепит яблочко к той корзине, буква которой соответствует безударной гласной в его слове).