СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.


Цели: формировать у учащихся представления об особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных, умение проверять безударные гласные в корне;

развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки, умение работать в группе, речь, мышление, внимание, память;

воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся: различать слова с безударными гласными в корне, находить в словах безударную букву гласного звука, написание которого надо проверить; различать проверочное и проверяемое слово;

получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

 Метапредметные:

познавательные: - овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-диалогический.

Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Основные понятия: безударная гласная в корне, проверочные и проверяемые слова, орфограмма.

Оборудование: рабочие тетради, карточки со словами, яблочки со словами, изображение ежа.

ИКТ: мультимедийный проектор,  презентации PowerPoint.


ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Учитель: 

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети: 

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

Учитель: 

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

2. Минутка чистописания.

Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно… (Ёжик)

- Ёжик предлагает нам традиционно начать с минутки чистописания и угадать, какую букву мы будем сегодня писать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание. (Слайд)

- Внимательно посмотрите на данное изображение и скажите, какую букву мы будем сегодня писать.

- Будем прописывать заглавную и строчную Рр и две буквы алфавита по порядку.


3. Словарная работа.

- Отгадайте – ка загадку.

 Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали… (урожай)

- Нам поможет догадаться АНАГРАММА. Переставьте буквы так, чтоб получилось слово. Оно и будет отгадкой.

(ЖРОУАЙ- урожай)

- Как пишется слово «урожай»?

- Давайте подберем однокоренные слово к данному словарному слову (урожайный, урождённый)


4. Постановка проблемы урока

- Ёжик к нам нёс красивое предложение об осени, но по дороге оно рассыпалось. Слова между собой запутались, а некоторые даже буковки потеряли. Давайте его восстановим.

Ж..лтые обл…тели с д…р…вьев л…сточки.

- Как пишутся слова облетели, деревьев, листочки? (ученики проверяют данные слова с помощью проверочных слов)

- Внимательно посмотрите на слова в данном предложении. Чем же отличаются орфограмма в слове «Желтый» от слов облетели, деревьев, листочки?

- Верно, эти слова с безударной гласной, которую нужно проверить.

– Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

5. Постановка темы и цели урока

– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
 (Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.)

Пальчиковая гимнастика

Этих гласных ровно пять (сгибают и разгибают пальчики рук),

Нам их надо проверять (указательным указывают, как при счете).

А,О,Е,И,Я (массируют каждый пальчик руки, которой пишут) –

Ошибаться в них нельзя ( указательным пальцем показывают «нельзя»).


6. Работа над предложением.

- Запишем предложение в тетради.

- Какое это предложение по цели высказывания? По интонации? По наличию второстепенных членов?

- Почему оно распространенное? Найдите грамматическую основу предложения. (Один ученик у доски).


7. Актуализация знаний

 (На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на,  гр..бы, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)

Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
- Какие из этих слов являются проверяемыми, а какие проверочными?


8. Физкультминутка

Распределили все слова по порядку,

Приглашаю теперь на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два, три,

Легкие прыжки – раз, два, три,

Дружные кивки – раз, два, три,

Вот и вся зарядка – раз, два, три,

Легкая посадка – раз, два, три.


9. Работа в парах.

 К  данным  словам  подбери и  запиши  проверочное слово.   Вставь  пропущенные буквы.

г...лодать -  ...............................                             ст...рожка-   ....................................

в...здушный -  ..........................                             в...сёлый -    ....................................

д...лёкий -     ............................                             ч...совщик -  ....................................

ш...стёрка -   ............................                             кр...кливый - ...................................


12. Работа по учебнику.

Стр.94, упр.143


13. Работа с брошюрами.

Слова: Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна, хв..сты, р..га, сл..ны, вр..чи, к..ты, гл..зной, н..га, с..стра, м..сной, л..ства, кр..чать, т..мнота, д..ждливый.


Физминутка

Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.

СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.


14. Экспресс-диагностика. Тест ( выбрать правильный вариант ответа)

Работа на ИТ доске.

15. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
Теперь, уверенно зная, как проверить безударный гласный, давайте поможем ёжику определить, какая буква пишется в следующих словах: грибок, пятно, снежок, ветерок, глазок, стекло, вода, стена, мячи, нога, морской, трава , трясла, мировой, дождливый, лиса.

(На доску крепятся 5 корзин, на каждой буква: а, о, е, и, я. Ученик крепит яблочко к той корзине, буква которой соответствует безударной гласной в его слове).