Урок №
__5__ класс
Дата_________
«Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне»
Цели
Образовательные: формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать.
Планируемые результаты:
-учащиеся научатся видеть орфограмму в слове;
- проверять безударные гласные в корне слова;
- аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Развивающие: развитие логического мышления, памяти
Воспитательные: воспитать уважительное отношение к родному языку.
Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс» - авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.; мультимедийная презентация
учебник «Русский язык. 5 класс» - авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и
др.; раздаточные материалы (рабочие листы), мультимедийная презента
Ход урока
Оргмомент.
Буква, которую вы будете писать, встречается во всех словах, записанных на доске. ЯСТРЕБ, ОБЕЗЬЯНА, ПЯТНИСТЫЙ, РЕБЯТА. (БУКВА Я)
- будем писать заглавную письменную букву я в соединении с наклонной палочкой вверху с петелькой внизу с закруглением, в соединении со строчной письменной буквой я. Я/я
- Расскажите про букву я (буква я – йотированная гласная, обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после букв ь и ъ. Обозначает мягкость предшествующего согласного)
- Напишите слова с буквой я.
- Какая орфограмма в первом слове? Как проверить парный согласный?
Парные звуки можно проверить
С помощью звуков других.
Если вы рядом поставите гласный-
Чётко услышите их.
-Какая орфограмма во втором слове ? Как проверить безударную гласную в корне?
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно.
Чтоб развеять все сомненья
Гласный ставь под ударенье.
-Что вы можете сказать про слово «ребята»? (это слово словарное. Его написание надо запомнить)
Работа со словарными словами.
-Письменно ответьте на вопросы, которые я вам задам.
- столица России (Москва)
-домашнее животное, друг человека (собака)
-тарелка, чашка, блюдце одним словом(посуда)
-ребенок женского рода (девочка)
-крупное рогатое домашнее животное(корова)
- маленькая городская птичка, забияка и воришка (воробей)
-дикое животное с длинными ушами (заяц)
- страна, в которой мы с тобой живем (Россия)
-Чем похожи все эти слова? (это словарные слова)
-Какие слова называют словарными? (это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)
Определение темы и целей урока
Определение темы и целей урока
- Кто может назвать тему нашего урока? (словарные слова)
-Чему мы должны научиться на уроке?
-Как вы думаете, почему целый урок мы посвятим этой теме?(потому, что словарных слов в русском языке очень много и писать их надо правильно)
-Где мы можем увидеть правильное написание слов с безударной гласной? (в словаре)
- А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре? (нужно знать русский алфавит)
-Расскажите алфавит по цепочке.
III. Актуализация новой темы.
1. Творческий диктант.
Выполнение заданий: подобрать и выписать из словаря:
- слово, близкое по значению слову дети (ребята);
- слово, однокоренное слову дежурить (дежурный);
- слово, означающее лиственное дерево с белой корой (берёза);
- слово- название земляной ягоды (земляника);
- слово противоположное слову чужбина (родина);
- слово- название птицы, прилетающей к нам с первым снегом (снегирь);
- кого так называют: рыжая….., квакушка…., косолапый…;
-птенец вороны (воронёнок);
-слово – приветствие при встрече (здравствуй)
2. Повторение пройденного
Игра- эстафета по рядам
(на доске записаны слова с пропущенной безударной гласной, проверяемой ударением; нужно вставить буквы быстро и правильно)
Трава, гнездо, лесной, слеза, пчела, глазок, письмо, врачи, певец.
Грибник, бежать, морской, кольцо, гора, ножи, рога, скала, нора.
3.Работа по теме урока
- Отгадайте загадку:
Средь кустов колючих, детки,
Красной ягодкой на ветке
Я красуюсь на опушке.
Любят разные зверушки
Летом лакомиться мною.
Бурый мишка стороною
Никогда не обойдет
Ту полянку, где растет
Много сочных сладких ягод.
И в стеклянных банках на год
Запасают меня люди
Как лекарство при простуде.
(малина)
4. Постановка проблемы
-Как правильно написать слово? Как можем проверить правильность написания?
Работа со словарем
Работа по учебнику
5.Чтение СТР. 21
6.УПР. 37.
7.УПР. 38.
8. Упражнение « Запиши букву»
Урожай, огурец, кочевник, трамвай, комета, ракета, волшебство, восемь, горох, сентябрь.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
О | О | О | А | О | А | О | О | О | Е |
IV.Итог урока.Рефлексия
- Чему сегодня научились?
- Какие виды работ понравились?
-Какие же слова в русском языке называют словарными?
-Какой верный помощник у вас есть, если встретится слово, в котором орфограмму проверить нельзя?
V. Домашнее задание
Составить диктант из 15 слов с непроверяемой безударной гласной в корне
или текст с такими словами