Русский язык 2-А класс
УМК «Школа России»
Тема; «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» учитель первой квалификационной категории Столярчук Наталия Зотиевна
Аннотация
Самая главная орфографическая проблема – правописание безударных гласных. Как заметили однажды, «если бы не было ошибок на безударные гласные, неуспевающих по русскому языку не было бы вообще». Успешное решение ее определяет, в частности, и уровень орфографической подготовки школьников. Поэтому повышение орфографической грамотности – одна из главных задач, стоящих перед учителями начальных классов.
Раздел: «Звуки и буквы»
Задача работы над данной темой – показать формы и методы, которые способствовали бы уменьшению количества ошибок на проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне, и, следовательно, повысили орфографическую грамотность учащихся. Целью работы над этой орфограммой я считаю: Развитие орфографической зоркости, умение находить орфограмму; умение доказать правописание; развитие орфографической интуиции (в русском языке около 460 правил правописания, изучается около240). Для того, чтобы тема «Правописание безударных гласных в корне слова» была усвоена хорошо, учащиеся должны, уметь безошибочно ставить ударение в словах, находить безударный гласный; уметь разбирать слова по составу, верно, определять морфему, в которой находится безударный гласный; уметь к данному слову подбирать родственные слова; уметь выделить из группы родственных слов проверочное. Изучение правописания слов с безударным гласным в корне. Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. Отсутствие его является показателем серьѐзных недостатков в организации обучения. Именно благодаря интересу как знания, так и процесс их приобретения может стать движущей силой развития интеллекта. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению еѐ активной жизненной позиции.
Цели урока:
Образовательные: формирование навыков проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, формирование умения распознавать орфограммы в тексте. Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, устной и письменной речи учеников, развитие умения находить проверочное слово, развитие орфографической зоркости, развитие речи детей.
Воспитательные: воспитание любви к русской поэзии, воспитание аккуратности у учащихся, воспитание взаимоуважения, дисциплинированности, честности, уверенности в своих силах.
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:
Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).
Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
Применяемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, проблемно-поисковое обучение, игровые технологии. ИКТ, технологии сотрудничества, проблемное обучение.
Оборудование и материалы: УМК «Школа России» В.П.Канакина В.Г.Горецкий
Учебник.Часть 1 стр.93,94. Презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(На доске запись)
Бурундуки – мален…кие лесные ж…тели. Они л…бят яг…ды, плоды ш…повника.
Вставьте пропущенные буквы. (Дети объясняют написание слов с пропущенными буквами).)
Спишите, вертикальной чертой разделите слова на слоги.
Выпишите слово лесные, подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.
3. Самоопределение к деятельности
В предложении, которое вы записали, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Какие звуки слышите на месте гласных букв?
Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся. Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.
4. Работа по теме урока
Откройте учебники на стр.93, прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.)
Чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.)
Что такое корень? (Главная часть родственных слов, в ней заключено
общее лексическое значение родственных слов.)
Упр. 141 (стр.93)
Прочитайте четверостишие.
Что обозначает выражение скучная пора? (Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.)
Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.
Какие гласные называются ударными? (Те, на которые падает ударение.)
Упр.142 (стр.93)
(Тигр – один, тигры – много. Отличаются количеством предметов.)
Чем отличаются слова во второй паре? (Они обозначают один и тот же предмет, но берѐза – одна, берѐзы – много.) - Это формы одного и того же слова.
Прочитайте слова второй группы. Можно сказать, тигр и тигрѐнок – это одно и то же слово? (Нет. Тигр – взрослое животное, тигрѐнок – детѐныш тигра. Это однокоренные слова.)
Берѐза и берѐзовый – это формы одного слова или однокоренные слова? (Это однокоренные слова, у них разное лексическое значение. Берѐза – дерево, берѐзовый – это то, что из берѐзы.)
Что записано в перовом столбике? (Формы одного слова.)
Что записано во втором столбике? (Однокоренные слова.) - Прочитайте вывод.
5. Физкультминутка
Встали пчѐлки в хоровод (Поворот вокруг себя.) В барабан ударил кот.
(Хлопки в ладоши.)
Стали мыши танцевать, (Пританцовывают.)
Тра-ля-ля, тра-ля-ля, Так, что начала дрожать
(Наклоны.)
Вся земля, вся земля.
(Рывки руками.)
6.Закрепление изученного материала Упр. 143 (стр.94)
Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? (Они произносятся одинаково.)
Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?
Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах?
(Валы – вал, волы – вол.)
(Аналогично рассматривается вторая пара предложений.)
Какой вывод можно сделать? (Безударные гласные звуки не всегда пишутся и произносятся одинаково.)
Найдите среди предложений пословицу. (До поры до времени не сеют семени.)
Объясните еѐ смысл. (Не нужно торопиться с важным делом.)
Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. - Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
Упр.144 (стр.94)
(В первой группе.)
Где записаны однокоренные слова? (Во второй группе.) - Запишите слова так же как в учебнике. Поставьте ударение.
Выполните задания по учебнику.
Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково.)
Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.
Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
Прочитайте правило.
Что такое проверяемое слово? (Слово, в котором нужно проверить безударную гласную.)
Что такое проверочное слово? (Слово в котором проверяемая буква находится под ударением.)
7. Рефлексия
Карточка
Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово. слон - слоны лиса – лисы семья – семьи сосны – сосна сады – садик снега – снег
- Какие слова подчеркнули? Почему?
(Самооценка с помощью «светофора».)
8. Подведение итогов урока
Какой гласный звук называется безударным?
Как правильно написать безударный звук в корне слова?
Что такое проверочное слово?
Домашнее задание
Выполнить упр.145 (стр.95)