СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка Тема : «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача работы над данной темой -показать формы и методы ,которые бы способствовали уменьшению количества ошибок на проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Тема : «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»»

Русский язык 2-А класс

УМК «Школа России»

Тема; «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» учитель первой квалификационной категории Столярчук Наталия Зотиевна

Аннотация

Самая главная орфографическая проблема – правописание безударных гласных. Как заметили однажды, «если бы не было ошибок на безударные гласные, неуспевающих по русскому языку не было бы вообще». Успешное решение ее определяет, в частности, и уровень орфографической подготовки школьников. Поэтому повышение орфографической грамотности – одна из главных задач, стоящих перед учителями начальных классов.

Раздел: «Звуки и буквы»

Задача работы над данной темой – показать формы и методы, которые способствовали бы уменьшению количества ошибок на проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне, и, следовательно, повысили орфографическую грамотность учащихся. Целью работы над этой орфограммой я считаю: Развитие орфографической зоркости, умение находить орфограмму; умение доказать правописание; развитие орфографической интуиции (в русском языке около 460 правил правописания, изучается около240). Для того, чтобы тема «Правописание безударных гласных в корне слова» была усвоена хорошо, учащиеся должны, уметь безошибочно ставить ударение в словах, находить безударный гласный; уметь разбирать слова по составу, верно, определять морфему, в которой находится безударный гласный; уметь к данному слову подбирать родственные слова; уметь выделить из группы родственных слов проверочное. Изучение правописания слов с безударным гласным в корне. Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. Отсутствие его является показателем серьѐзных недостатков в организации обучения. Именно благодаря интересу как знания, так и процесс их приобретения может стать движущей силой развития интеллекта. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению еѐ активной жизненной позиции.

Цели урока:

Образовательные: формирование навыков проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, формирование умения распознавать орфограммы в тексте. Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, устной и письменной речи учеников, развитие умения находить проверочное слово, развитие орфографической зоркости, развитие речи детей.

Воспитательные: воспитание любви к русской поэзии, воспитание аккуратности у учащихся, воспитание взаимоуважения, дисциплинированности, честности, уверенности в своих силах.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Применяемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, проблемно-поисковое обучение, игровые технологии. ИКТ, технологии сотрудничества, проблемное обучение.

Оборудование и материалы: УМК «Школа России» В.П.Канакина В.Г.Горецкий

Учебник.Часть 1 стр.93,94. Презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(На доске запись)

Бурундуки – мален…кие лесные ж…тели. Они л…бят яг…ды, плоды ш…повника.

  • Вставьте пропущенные буквы. (Дети объясняют написание слов с пропущенными буквами).)

  • Спишите, вертикальной чертой разделите слова на слоги.

  • Выпишите слово лесные, подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.

3. Самоопределение к деятельности

  • В предложении, которое вы записали, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

  • Какие звуки слышите на месте гласных букв?

Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся. Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.

4. Работа по теме урока

  • Откройте учебники на стр.93, прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.)

  • Чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.)

  • Что такое корень? (Главная часть родственных слов, в ней заключено

общее лексическое значение родственных слов.)

Упр. 141 (стр.93)

  • Прочитайте четверостишие.

  • Что обозначает выражение скучная пора? (Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.)

  • Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.

  • Какие гласные называются ударными? (Те, на которые падает ударение.)

Упр.142 (стр.93)

  • Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова?

(Тигр – один, тигры – много. Отличаются количеством предметов.)

  • Чем отличаются слова во второй паре? (Они обозначают один и тот же предмет, но берѐза – одна, берѐзы – много.) - Это формы одного и того же слова.

  • Прочитайте слова второй группы. Можно сказать, тигр и тигрѐнок – это одно и то же слово? (Нет. Тигр – взрослое животное, тигрѐнок – детѐныш тигра. Это однокоренные слова.)

  • Берѐза и берѐзовый – это формы одного слова или однокоренные слова? (Это однокоренные слова, у них разное лексическое значение. Берѐза – дерево, берѐзовый – это то, что из берѐзы.)

  • Что записано в перовом столбике? (Формы одного слова.)

  • Что записано во втором столбике? (Однокоренные слова.) - Прочитайте вывод.

5. Физкультминутка

Встали пчѐлки в хоровод (Поворот вокруг себя.) В барабан ударил кот.

(Хлопки в ладоши.)

Стали мыши танцевать, (Пританцовывают.)

Тра-ля-ля, тра-ля-ля, Так, что начала дрожать

(Наклоны.)

Вся земля, вся земля.

(Рывки руками.)

6.Закрепление изученного материала Упр. 143 (стр.94)

  • Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? (Они произносятся одинаково.)

  • Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?

  • Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах?

(Валы – вал, волы – вол.)

  • (Аналогично рассматривается вторая пара предложений.)

  • Какой вывод можно сделать? (Безударные гласные звуки не всегда пишутся и произносятся одинаково.)

  • Найдите среди предложений пословицу. (До поры до времени не сеют семени.)

Объясните еѐ смысл. (Не нужно торопиться с важным делом.)

  • Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. - Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

Упр.144 (стр.94)

  • Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова?

(В первой группе.)

  • Где записаны однокоренные слова? (Во второй группе.) - Запишите слова так же как в учебнике. Поставьте ударение.

  • Выполните задания по учебнику.

  • Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково.)

Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.

  • Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

  • Прочитайте правило.

  • Что такое проверяемое слово? (Слово, в котором нужно проверить безударную гласную.)

  • Что такое проверочное слово? (Слово в котором проверяемая буква находится под ударением.)

7. Рефлексия

Карточка

Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово. слон - слоны лиса – лисы семья – семьи сосны – сосна сады – садик снега – снег

- Какие слова подчеркнули? Почему?

(Самооценка с помощью «светофора».)

8. Подведение итогов урока

  • Какой гласный звук называется безударным?

  • Как правильно написать безударный звук в корне слова?

  • Что такое проверочное слово?

Домашнее задание

Выполнить упр.145 (стр.95)