СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание союзов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет в работе начинающим учителям.

Просмотр содержимого презентации
«Правописание союзов чтобы, тоже, также, зато»

МОУ Ишненская СОШ

МОУ Ишненская СОШ

Правописание союзов  Цели урока:

Правописание союзов

Цели урока:

  • Формировать навык написания союзов; способствовать умению отличать союзы от других частей речи.
  • Подготовиться к контрольной работе.
  • Развивать письменную и устную речь учащихся, создать условия для развития у учащихся навыков анализа языкового материала.
  • Воспитывать любовь к родному языку, патриотизм через русские народные пословицы.
Словарный диктант Индивидуальная работа по карточке №1 Спишите словосочетания, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и указывая части речи  (В) течени… недели; (в) течени… реки; договорит…ся (на) счёт ремонта; сделали хорошо, потому (что) выучили уроки; сне… ра…таял, так (как) пригрело; выйти (на)встречу гостям;  задержат…ся (в) виду дождей; справились благодаря помощи товарищей; уходил, благодаря за помощ…

Словарный диктант

  • Индивидуальная работа по карточке №1
  • Спишите словосочетания, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и указывая части речи

(В) течени… недели; (в) течени… реки; договорит…ся (на) счёт ремонта; сделали хорошо, потому (что) выучили уроки; сне… ра…таял, так (как) пригрело; выйти (на)встречу гостям;

задержат…ся (в) виду дождей; справились благодаря помощи товарищей; уходил, благодаря за помощ…

Проверка домашнего задания Дайте определение союза. Какими бывают союзы по строению? На какие две группы делятся все союзы? Найдите лишнее: 1 2 3 как будто то…,то… оттого что в течение так как либо…, либо… несмотря на как…, так и если  насчёт или…, или… но

Проверка домашнего задания

  • Дайте определение союза.
  • Какими бывают союзы по строению?
  • На какие две группы делятся все союзы?

Найдите лишнее:

1 2 3

как будто

то…,то…

оттого что

в течение

так как

либо…, либо…

несмотря на

как…, так и

если

насчёт

или…, или…

но

Графический диктант  1. Правда в огне не горит и в воде не тонет .   и . 2. Если дружба велика, будет Родина крепка.   2 1 Если . ,  3. Величайшее богатство народа – это его язык . .

Графический диктант

1. Правда в огне не горит и в воде не тонет .

и

.

2. Если дружба велика, будет Родина крепка.

2

1 Если

.

,

3. Величайшее богатство народа – это его язык .

.

Подготовка к контрольной работе

Подготовка к контрольной работе

Различайте союзы и самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Союзы Местоимение то же Наречие так же. Частицу же можно опустить. Я читал то же , что и вы. Я читал то , что и вы. Знаю это так же, как и вы. Знаю это так , как и вы. Тоже, также = И Я тоже (=и) прочел эту книгу. Я также прочел эту книгу. Местоимение с частицей что бы. Частицу можно отделить и перенести в другое место: Что бы мне прочитать по этому вопросу? Что мне прочитать бы по этому вопросу? Чтобы. Я пришел в библиотеку, чтобы прочитать нужную мне книгу.

Различайте союзы и самостоятельные части речи

Самостоятельные части речи

Союзы

Местоимение то же

Наречие так же.

Частицу же можно опустить.

Я читал то же , что и вы. Я читал то , что и вы. Знаю это так же, как и вы. Знаю это так , как и вы.

Тоже, также = И

Я тоже (=и) прочел эту книгу.

Я также прочел эту книгу.

Местоимение с частицей что бы.

Частицу можно отделить и перенести в другое место:

Что бы мне прочитать по этому вопросу? Что мне прочитать бы по этому вопросу?

Чтобы.

Я пришел в библиотеку, чтобы прочитать нужную мне книгу.

Алгоритм отличия союзов тоже , также , чтобы , зато от омонимичных слов Можно ли опустить вторую часть слова же , то или переставить часть  бы  ?  да нет пиши раздельно пиши слитно мест.+част. предл.+мест.  за то  то же  что бы нар.+част.  так же союзы: тоже = также = и чтобы = для  того чтобы зато = но

Алгоритм отличия союзов тоже , также , чтобы , зато от омонимичных слов

Можно ли опустить вторую часть слова же , то или переставить часть бы ?

да

нет

пиши раздельно

пиши слитно

мест.+част.

предл.+мест.

за то

то же

что бы

нар.+част.

так же

союзы:

тоже = также = и

чтобы = для того чтобы

зато = но

ВЫВОД: отличай союзы от форм других частей речи    Местоимение или наречие  1. Можно поставить вопрос. 2. Являются членами предложения. 3. С частицами же, бы и предлогами пишутся раздельно.

ВЫВОД: отличай союзы от форм других частей речи

Местоимение или наречие

1. Можно поставить вопрос.

2. Являются членами предложения.

3. С частицами же, бы и предлогами пишутся раздельно.

  • Союз
  • 1. Нельзя поставить вопрос.
  • 2. Не являются членами предложения.
  • 3. Пишутся слитно.
  • 4. Можно заменить другим союзом.
    Самостоятельные части речи Союзы Зато = но Предлог  за с местоимением то. Спрячься за то дерево. Становилось все холоднее, зато (=но) дождь прекратился. Предлог при с местоимениями чём, том При том заявлении приложены документы. При чём же ты останешься? Причём = притом Ученикам раздали листочки с заданиями, причем (=притом) предупредили о сложности работы. Оттого что  (= потому что, так как)  Оттого что  (= потому  что, так как)  ярко светило солнце, все были веселы. От  того дома (от дома) надо было свернуть направо.

    Самостоятельные части речи

    Союзы

    Зато = но

    Предлог за с местоимением то.

    Спрячься за то дерево.

    Становилось все холоднее, зато (=но) дождь прекратился.

    Предлог при с местоимениями чём, том

    При том заявлении приложены документы.

    При чём же ты останешься?

    Причём = притом

    Ученикам раздали листочки с заданиями, причем (=притом) предупредили о сложности работы.

    Оттого что (= потому что, так как) Оттого что (= потому что, так как) ярко светило солнце, все были веселы.

    От того дома (от дома) надо было свернуть направо.

    Наблюдение за языковым материалом [ штобы ] [  штобы  ]    Что бы подарить маме, чтобы она обрадовалась?  Что подарить бы маме, чтобы она обрадовалась?  Что подарить маме, чтобы она обрадовалась?

    Наблюдение за языковым материалом

    [ штобы ]

    [ штобы ]

    Что бы подарить маме, чтобы она обрадовалась?

    Что подарить бы маме, чтобы она обрадовалась?

    Что подарить маме, чтобы она обрадовалась?

    Запомни сочетания: так же , как и то же , что и в то же время одно и то же то же самое точно так же всё так же во что бы то ни стало

    Запомни сочетания:

    так же , как и

    то же , что и

    в то же время

    одно и то же

    то же самое

    точно так же

    всё так же

    во что бы то ни стало

    Закрепление учебного материала 1. Пользуясь алгоритмом, объясните написание, раскройте скобки. слово, да не так бы молвить. То же То (же)  зато за (то) По одёжке встречают, по уму провожают.  Зелен помидор не вкусен, так (же) млад человек не искусен. также Только глупец рубит яблоню, что (бы) достать яблоко. чтобы 2. Сравните и объясните противоречие. Остальные тоже громко кричали. Остальные то же громко кричали. (= и остальные кричали) (= кричали то же самое )

    Закрепление учебного материала

    1. Пользуясь алгоритмом, объясните написание, раскройте скобки.

    слово, да не так бы молвить.

    То же

    То (же)

    зато

    за (то)

    По одёжке встречают,

    по уму провожают.

    Зелен помидор не вкусен,

    так (же)

    млад человек не искусен.

    также

    Только глупец рубит яблоню,

    что (бы)

    достать яблоко.

    чтобы

    2. Сравните и объясните противоречие.

    Остальные тоже громко кричали.

    Остальные то же громко кричали.

    (= и остальные кричали)

    (= кричали то же самое )

    Выполнение  упражнений  Задание : спишите предложения, объясните постановку знаков препинания и правописание союзов  1. Мы пошли дальше (так) как дождь прекратился.  2. Я не ходил вчера в кино потому (что) меня не отпустила мама.

    Выполнение упражнений

    Задание : спишите предложения, объясните постановку знаков препинания и правописание союзов

    1. Мы пошли дальше (так) как дождь прекратился.

    2. Я не ходил вчера в кино потому (что) меня не отпустила мама.

    Выполнение  упражнений  Работаем с листом упражнений (устно)  Задание №3  1. Володя совсем не чувствовал ( то же, тоже ), что я.  2. Бабушка плакала всё сильней, я ( то же, тоже ) плакал.  3. Она ничего не понимает, ( чтобы, что бы ) ей ни говорили, и только изредка хохочет.  4. Я был слишком горд, ( чтобы, что бы ) идти по его следам, и слишком молод, ( что бы, чтобы ) избрать новую дорогу.  5. Только на другой день, ( то есть, тоесть ) в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку.

    Выполнение упражнений

    Работаем с листом упражнений (устно)

    Задание №3 1. Володя совсем не чувствовал ( то же, тоже ), что я. 2. Бабушка плакала всё сильней, я ( то же, тоже ) плакал. 3. Она ничего не понимает, ( чтобы, что бы ) ей ни говорили, и только изредка хохочет. 4. Я был слишком горд, ( чтобы, что бы ) идти по его следам, и слишком молод, ( что бы, чтобы ) избрать новую дорогу. 5. Только на другой день, ( то есть, тоесть ) в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку.

    Выполнение  упражнений  Работаем с листом упражнений (карандашом)  Задание №4.  Самостоятельная работа  1. Володя совсем не чувствовал ( то же, тоже ), что я.  2. Бабушка плакала всё сильней, я ( то же, тоже ) плакал.  3. Она ничего не понимает, ( чтобы, что бы ) ей ни говорили, и только изредка хохочет.  4. Я был слишком горд, ( чтобы, что бы ) идти по его следам, и слишком молод, ( что бы, чтобы ) избрать новую дорогу.  5. Только на другой день, ( то есть, тоесть ) в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку.

    Выполнение упражнений

    Работаем с листом упражнений (карандашом)

    Задание №4.

    Самостоятельная работа 1. Володя совсем не чувствовал ( то же, тоже ), что я. 2. Бабушка плакала всё сильней, я ( то же, тоже ) плакал. 3. Она ничего не понимает, ( чтобы, что бы ) ей ни говорили, и только изредка хохочет. 4. Я был слишком горд, ( чтобы, что бы ) идти по его следам, и слишком молод, ( что бы, чтобы ) избрать новую дорогу. 5. Только на другой день, ( то есть, тоесть ) в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку.

    Творческое задание Придумайте предложения по образцу (1 – с однородными членами; 2 – сложное): Ветер налетел и… Ветер налетел и распахнул окно. Ветер налетел, и окно распахнулось. Пришла весна и…  Придумайте сложноподчиненное предложение Я вернусь, когда…

    Творческое задание

    Придумайте предложения по образцу

    (1 – с однородными членами; 2 – сложное):

    Ветер налетел и…

    Ветер налетел и распахнул окно.

    Ветер налетел, и окно распахнулось.

    Пришла весна и…

    Придумайте сложноподчиненное предложение

    Я вернусь, когда…

    Проверочный диктант  Задание: записать текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Где надо, поставьте знаки препинания.  Летом мы так(же) п … шли в п … ход. Соб … рались долг … за(то) взяли всё ( не )обходимое. В м … ршруте всё то ( же ) (не )проходимый лес  быстрая ре ч(?)к а под … ёмы и спуски в г … рах. Что(бы) ( не ) заблудит … ся  мы взяли комп … с. Время пр … в … ли так (же) вес … ло и инт … ресно  как в прошлом г … ду.

    Проверочный диктант

    Задание: записать текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Где надо, поставьте знаки препинания.

    Летом мы так(же) п … шли в п … ход. Соб … рались долг … за(то) взяли всё ( не )обходимое. В м … ршруте всё то ( же ) (не )проходимый лес быстрая ре ч(?)к а под … ёмы и спуски в г … рах. Что(бы) ( не ) заблудит … ся мы взяли комп … с. Время пр … в … ли так (же) вес … ло и инт … ресно как в прошлом г … ду.

    Проверочный диктант  На следу ю щее лет о мы также п о шли в п о ход. Соб и рались долг о , зато взяли всё не обходимое. В м а ршруте всё то  же : не проходимый лес , быстрая ре чк а , под ъ ёмы и спуски в г о рах. Чтобы  не заблудит ь ся , мы взяли с с о бой комп а с. Время пр о в е ли так же вес е л о и инт е ресн о , как в прошл о м г о ду.

    Проверочный диктант

    На следу ю щее лет о мы также п о шли в п о ход. Соб и рались долг о , зато взяли всё не обходимое. В м а ршруте всё то же : не проходимый лес , быстрая ре чк а , под ъ ёмы и спуски в г о рах. Чтобы не заблудит ь ся , мы взяли с с о бой комп а с. Время пр о в е ли так же вес е л о и инт е ресн о , как в прошл о м г о ду.

    Подведение итогов урока  1.  Как пишутся союзы тоже, также, чтобы, зато ?  2.Как отличать союзы от похожих сочетаний слов?

    Подведение итогов урока

    1. Как пишутся союзы тоже, также, чтобы, зато ?

    2.Как отличать союзы от похожих сочетаний слов?

    ВЫВОД: отличай союзы от форм других частей речи    Местоимение или наречие  1. Можно поставить вопрос. 2. Являются членами предложения. 3. С частицами же, бы и предлогами пишутся раздельно.

    ВЫВОД: отличай союзы от форм других частей речи

    Местоимение или наречие

    1. Можно поставить вопрос.

    2. Являются членами предложения.

    3. С частицами же, бы и предлогами пишутся раздельно.

    • Союз
    • 1. Нельзя поставить вопрос.
    • 2. Не являются членами предложения.
    • 3. Пишутся слитно.
    • 4. Можно заменить другим союзом.
      Запомнить!

      Запомнить!

      • Зато = но
      • Тоже, также = и
      • Чтобы = для того чтобы
      • Причем = притом
      • Оттого что = потому что
      Домашнее задание  1. Повторить параграфы 148, 149, 150.  2. Выполнить упражнение №355 (Карпова А.), №356 (все, кроме Аллы).

      Домашнее задание

      1. Повторить параграфы 148, 149, 150.

      2. Выполнить упражнение №355 (Карпова А.), №356 (все, кроме Аллы).

      Литература 1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. «Русский язык. Теория 5-9 ». Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: «Дрофа», 2011 2. Горашова Н. Г. «Поурочное планирование по русскому языку 7». Москва: «Экзамен», 2006 г. 3. Даль В. И. «Пословицы и поговорки русского народа». 4. Журнал «Отчего и почему?» № 5, 7, 10, 12 2007г. 5. «Русский язык. Практика 7». М: «Дрофа», 2010 г. 6. Сайт: http:// www. rostmuseum. ru. 7. http://900igr.net/

      Литература

      1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. «Русский язык. Теория 5-9 ». Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: «Дрофа», 2011

      2. Горашова Н. Г. «Поурочное планирование по русскому языку 7». Москва: «Экзамен», 2006 г.

      3. Даль В. И. «Пословицы и поговорки русского народа».

      4. Журнал «Отчего и почему?» № 5, 7, 10, 12 2007г.

      5. «Русский язык. Практика 7». М: «Дрофа», 2010 г.

      6. Сайт: http:// www. rostmuseum. ru.

      7. http://900igr.net/


      Скачать

      Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

      Вебинар для учителей

      Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!