Урок по теме: «НЕ с именами прилагательными» 6 класс
Ход урока
(Слайд) I. Организационный момент. Запись в тетрадь числа.
Мотивация.
- Вчера на адрес школы для вас пришло письмо. Давайте познакомимся с его содержанием.
(Слайд) Читает ученица
Здравствуйте, дорогие шестиклассники! Пишет вам герой книги Николая Носова Незнайка. Вы обо мне читали? Живу я в Цветочном городе, на улице Колокольчиков, вместе со своими друзьями: Торопыжкой, Растеряйкой, механиками Винтиком и Шпунтиком, музыкантом Гуслей, художником Тюбиком и многими другими. Очень скоро мы хотим отправиться в путешествие, но Знайка (самый умный из нас) говорит, что на воздушном шаре полетят только грамотные коротышки. Знайка попросил меня объяснить правописание частицы и приставки НЕ с существительными и прилагательными, но мне это не удается, потому что в Цветочном городе есть только начальная школа, а эти орфограммы изучаются в 6–ом классе. Прошу вас помочь. Напишите мне, какие правила нужно знать, чтобы выполнить задание?
До свидания. Жду с нетерпением ответа. Ваш Незнайка.
Учитель: Ребята, мы можем помочь? Какое правило знаем? (Не с существительными)
Актуализация знаний.
Давайте вспомним это правило (рассказывают правило)
Орфографическая пятиминутка
(Не)настье; (не)друг, а враг; (не)счастье; (не)друг; (не)обходимость; (не)решительность; (не)правда; (не)приятель; (не)праздник, а скука; (не)годование; (не)зверь, а человек;
Один ученик - у доски, второй проверяет.
Выявление проблемы
-Ребята, а какое правило ещё мы должны знать, чтобы помочь Незнайке? (Не с прилагательными)
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(Слайд) - Запишем в тетрадь. Тема нашего урока “Правописание НЕ с прилагательными”
Давайте сформулируем цель нашего урока, опираясь на его тему:
1) Повторить написание не с существительными.
2) Познакомиться с правописанием не с прилагательными.
3) Научиться различать частицу и приставку не в прилагательных.
(Слайд)
Учитель: Ребята, посмотрите на таблицу. ( Таблицу выдать каждому учащемуся)
Правописание не с прилагательными Небрежный, неряшливый (выделите корень) Недобрый- (злой), нехороший- (плохой) Не весёлый, а грустный; Не широкий, а узкий; Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река; сказка ничуть не страшная. |
Слитно | Раздельно |
1 | 1 |
2 | 2 |
Учитель: Как пишется НЕ с именем прилагательным? (Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)
Учащиеся: Слитно и раздельно.
Учитель: При каких условиях в первом случае слова с НЕ пишутся слитно?
Учащиеся: Слова без НЕ не употребляются.
Учитель: При каких условиях во втором случае написаны слова слитно?
Учащиеся: Можно заменить синонимом.
Учитель: Как вы думаете, почему прилагательные пишутся раздельно?
Учащиеся выдвигают гипотезы.
4. Работа с учебником
Учитель: Это были наши с вами выводы, откройте учебник, прочитайте правило.
Учитель: С какой новой информацией вы ознакомились?
Учащиеся: С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными прилагательными. Прилагательные с не пишутся раздельно, если к ним относятся слова далеко не…
Учитель: Заполните таблицу (Работа в парах)
(Слайд)
Проверьте. Вот что у вас должно быть записано.
Правописание не с прилагательными Небрежный, неряшливый (выделите корень) Недобрый- (злой), нехороший- (плохой) Не весёлый, а грустный; Не широкий, а узкий; Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река; сказка ничуть не страшная. |
Слитно | Раздельно |
1. Если слово не употребляется без НЕ | 1.Если в предложении есть противопоставление союзом а |
2. Когда можно подобрать синоним без НЕ | 2. Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не. |
Первичное применение знаний
Упр.356 (у доски выполняет ученик)
Физминутка
Работа с сигнальными карточками.
У каждого ученика две карточки – красная (раздельно), синяя (слитно).
Учитель называет словосочетания, учащиеся поднимают карточки соответственно правописанию прилагательного.
неряшливый вид
неинтересная книга
вовсе не грустный
портфель не кожаный
кабинет не папин
далеко не легкое дело
не молодой, а старый
нелепый вид
Устно объяснить правописание.
-Составить предложения, используя данные слова: нежаркий, неуклюжий, незнакомый, недобрый
1 вариант: простое предложение с однородными членами
2 вариант: предложение с обращением
3 вариант: сложное предложение
Творческое задание
(Слайд)
Замените выражения словосочетанием «прилагательное с не плюс существительное»
1.Сила, которую нельзя сокрушить.
2.Очень нужное дело.
3.Ученик, у которого учебные принадлежности не в порядке.
4.Человек, у которого нет нужных знаний.
5. Дружба, которую нельзя разрушить.
6.Крепость, которую нельзя взять.
7.Мечта, которая не сбылась.
Слова-помощники: (не)приступный, (не)рушимый, (не)сокрушимый, (не)сбыточный,(не)обходимый, (не)ряшливый, (не)вежественный
Проверим (Слайд)
1. Несокрушимая сила.
2. Необходимое дело.
3. Неряшливый ученик.
4. Невежественный человек.
5. Нерушимая дружба.
6. Неприступная крепость.
7. Несбыточная мечта.
Примечание. Можно работать в парах.
Тест. (Слайд)
Отметьте номера правильных ответов.
1. Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:
а) если слово не употребляется без НЕ
б) если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом без не
в) если в предложении есть противопоставление с союзом А
2. Слово не употребляется без НЕ в предложениях
а) Его (не)ряшливый вид всегда отпугивал.
б) В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
в) День выдался (не)жаркий.
3. Слово с НЕ можно заменить синонимом в предложениях:
а) Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
б) Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
в) (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.
4. Слово с НЕ пишется слитно в предложениях:
а) (Не)приятельская армия отступила.
б) Эта книга далеко (не)проста.
в) Нам продали (не)вкусное мороженое.
5. Слово с НЕ пишется раздельно:
а) Посетитель был вовсе (не)скучен.
б) Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
в) Ее (не)годующий взгляд остановил нас.
Взаимопроверка (Слайд)
1 а,б
2 а,б
3 а.в
4 а,в
5 а,б
«5»-9-10 правильных ответов
«4» -8 правильных ответов
«3»- 5-7 правильных ответов
«2»- меньше 5 правильных ответов
Домашнее задание. (Слайд)
Выучить орфограмму 36 (параграф 62)
Выполнить упражнение 357
(Слайд) Рефлексия
Каковы были цели нашего урока?
Продолжи…
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым... Меня удивило...
У меня получилось...
Составим алгоритм
1.Определи, употребляется ли прилагательное без не
а) если не употребляется, то пишем слитно
б) если употребляется, то
2. проверь, есть ли противопоставление однородных членов с союзом а или нет:
а) если есть, пиши раздельно
Б) если нет, пиши слитно.
3. Посмотри, можно ли заменить прилагательное синонимом без не или близким по смыслу выражением:
А) если можно, пиши слитно
Б) если нельзя, пиши раздельно.
4. Проверь, не относятся ли к прилагательному слова далеко не, вовсе не,отнюдь не, ничуть не, нисколько не
Если есть-пиши раздельно