Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию.
Тренировать обучающихся в написании слов с двойными согласными, употреблении их в речи.
Развивать умения видеть орфограммы.
Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения в паре.
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке
Этапы урока | Цели на этапе | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные | Метапредметные |
I.Организационно-мотивационный этап. | Организовать рабочее место, обеспечить мотивацию | АМО «Здравствуй, друг» Здравствуй (вся ладонь) Прежде, чем начать урок, давайте пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу лицом. Посмотрите друг другу в глаза. Улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не соприкасайтесь, будем здороваться пальчиками. Желаю (большой) Успеха (указательный) Большого (средний) Во всем (безымянный) И везде (мизинец) Здравствуй (вся ладонь) - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. | Самоконтроль готовности к уроку | | Мотивация к учебной деятельности и самоопределение | Регулятивные: самоорганизация. Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи |
II.Актуализация опорных знаний обучающихся. Постановка целеполаганий. Чистописание. | Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия | На доске записаны буквосочетания: бб, пп, кк, сс, нн, мм, жж, лл - Что общего в цепочках букв вы видите? (Они записаны парами) - Определите в каком порядке написаны буквы в цепочках и продолжите строчку до конца. - Обратите внимание, все буквы, которые мы с вами записали, какие обозначают звуки? (согласные) - Оцените свою работу. -Подчеркните самое красивое соединение. | Слушают педагога. Отвечают на вопросы. Учащиеся размышляют, анализируют сравнивают. | | Самооценка, мотивация | Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи |
Цель: быстрое включение в работу | | - Дети, вы сегодня готовы совершить открытия? Приступим к работе. Игра «Доскажите словечко». Где доска и парта есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный ….- класс Простудился я вчера, Голова болит с утра. Я закашлялся, охрип, У меня наверно … (грипп)
Вдоль дороги по бокам Липы, клен тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут …. (аллея) - Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычное? - В них есть удвоенные согласные.буквы. - Так какая орфограмма нас интересует? - Удвоенные согласные. - Можно ли сказать, что написание слов с двумя одинаковыми буквами - есть орфограмма? (Да) - Вам важно знать, как пишутся слова с двумя одинаковыми буквами? (Да. Мы должны уметь грамотно писать диктанты, сочинения) | Слушают и записывают слова, называют орфограммы. Называют слова, которые вызвали затруднения. | умение находить орфограммы. | соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Сохранять мотивацию к учёбе проявлять интерес к новому учебному материалу. | Регулятивные: выполнять учебныедействия; контроль, оценка, самооценка. |
III. Постановка задачи и цели урока | Учить ставить цель и задачи на урок. | - Какую цель поставите на уроке? (Учиться правильно писать слова с двумя одинаковыми буквами.) - Что нам поможет узнать, какие слова пишутся с двумя буквами? (Правило или алгоритм.) -Значит, какая наша задача? (Составить алгоритм или вывести правило.) - А чтобы узнать это правило мы будем наблюдать и сравнивать . | Формулируют цель и задачи урока | | проявлять интерес к новому учебному материалу. | Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи |
IV. Высказывание гипотез решения задачи и планирование решения. | поиск оптимального решения учебной задачи. | - А как вы думаете, где и как вы сможете сами узнать о новой орфограмме и постараться ответить на ваши вопросы? (Надо вернуться к нашим словам и попробовать исследовать их.) - Тогда начнем наше исследование. 1) Понаблюдаем над словами с двумя одинаковыми буквами. - Будем работать в тетрадях и на доске. Вы уже знаете, что количество звуков и букв в словах не всегда совпадает. Назовите примеры слов, когда букв больше, чем звуков (вероятнее всего, дети приведут примеры слов с мягким знаком - показателем мягкости). - Сегодня мы узнаем еще об одной особенности написания слов, когда количество звуков и букв может не совпадать. - Запишите в транскрипции слово «масса»( на доске написать слово) [маса] - Сколько звуков? (4) Сколько букв? (5) - Значит, у нас появилась проблема: звук один, а буквы две! - Так как можно назвать тему нашего урока? (Звук один, а буквы две.) - Что вы предлагаете, чтобы решить эту проблему? (ответы детей) - Проговорите ещё раз слово и уточните, как произносится согласный звук на месте двух одинаковых букв? (Долго.) - Какую орфографическую задачу задает нам при письме долгий согласный звук? - А как вы думаете, всегда ли на месте двух букв мы слышим долгий согласный звук? (Ответы детей) 2) Наблюдение над словами с удвоенной согласной. – Я называю слово, а вы будете произносить его и записывать в тетрадь транскрипцию. Слова: [вана], [група], [каса], [субота]. - Определим, в какой части слова находится удвоенная согласная. ( В середине корня и в конце корня.) - Как определили? (Подобрали однокоренные слова.) - Выделите корень. - Запишите данные слова буквами, используя орфографический словарь. - Что заметили? (В них две согласные буквы). - Подчеркните в этих словах новую орфограмму. -Сколько букв подчеркнули? - Так как по-другому можно назвать тему нашего урока? (Ответы детей). | Наблюдение над словами с удвоенными согласными, запись слов в транскрипции, сравнение звуков и букв в словах | дать представление о словах с двойными согласными. | ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе |
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности |
V. Физкультминутка | А сейчас мы отправляемся в небольшое путешествие чтобы отдохнуть на троллейбусе Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши. 1.Спросите, не повысив тона: Что больше, центнер или тонна? 2.Необходимы соль и крупы, Чтоб кашу наварить для группы. 3.Кто получит низкий балл, Не придёт на школьный бал. 4.Радиоволна идёт сквозь стену. Мы её поймаем на антенну. 5.Если пьёте в школе квас, Не забрызгайте весь класс. 6.Если в доме много сора, Может в доме вспыхнуть ссора. 7.Приятнее найти под ёлкой гриб, Чем получить ангину или грипп. | | | | |
VI. Закрепление Цель: поиск оптимального решения учебной задачи. | формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи | 2) работа по учебнику - Проверим наши предположения по учебнику, и выясним, как там формулируется тема урока. Название темы совпадает с нашим предположением. Прослушайте небольшой отрывок и кажитн из какого он произведения и кто автор этих строк. А чтобы проверить, как по-другому можно назвать тему урока, сначала выполним задания в учебнике на с. 84 упр. 457 (тетрадь – задачник с. 60 упр. 457) Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! - Вспомни автора и подпиши строки. - Найди орфограммы и отметь их. - Где можете, рядом докажите выбор букв. - В древнем русском палец назывался словом перст. - Полезна ли тебе такая подсказка? Чем? - Как ты думаешь, к каким словам отрывка относится название этой части учебника? - Выпишите их в тетрадь. - Как узнать, как пишутся эти слова? - Проведём ещё один опыт, а потом проверим, как по – другому можно назвать тему урока. Подсказку найдём в сообщении, данном в учебнике на странице 84 упражнение № 458. - Сравните звуки и буквы в словах, что заметили? Чтение детьми правила. -Запомните правило! 1. Чтение правила. Прочитайте правило про себя. -Прочитает правило вслух (один ученик читает) - Как называются слова, в которых на месте одного звука пишутся две буквы. - Как называется тема этого урока по-другому? - Наши предположения совпали. - Что надо знать, чтобы правильно писать такие слова? (Их надо запоминать) - Проверяемая или непроверяемая это орфограмма? - Всегда ли удвоенные согласные пишутся, когда звук произносится долго? - Можно ли согласный звук обозначать двумя буквами, если он не произносится долго? 4. Задания – «ловушки» - Как отличить удвоенные согласные от двойных? (Это одно и тоже.) - Докажите, что примеры данные в правиле действительно относятся к орфограмме «двойные согласные». - Я тоже приведу свои примеры: 1) Я считаю, что в слове синяя орфограмма двойные согласные, т.к. здесь две буквы яя. (В этом слове есть две буквы, но они гласные – здесь нет орфограммы двойные согласные.) 2) Я считаю, что в словах с удвоенной согласной всегда совпадает количество звуков и букв. ( Вы неправы, т.к. в этой орфограмме две одинаковые буквы обозначают один звук.) - Ребята нам приготовили небольшие сообщения о словах с удвоенными согласными. (перрон, аллея, бассейн) - | Чтение задания в учебнике и рабочей тетради, решение орфографических задач, поиск правильного решения. | закрепить знания о правописании безударных гласных и парных согласных . | проявлять интерес к новому учебному материалу | Познавательные: работа с информацией. Целеполагание, - уметь ориентироваться в своей системе знаний: Регулятивные: осуществлять контроль и самоконтроль по результату. Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи |
| | - Продолжим наше исследование. - на с. 84 Антон задаёт вам вопрос. - А почему на месте одного звука бывают две буквы? - Попробуйте ответить на вопрос Антона. - А теперь прочитаем текст на с 84 внизу и проверим наши предположения. - Совпали наши предположения? | Самостоятельно ищут ответ на вопрос, поиск информации из учебника. | | | Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи |
| | 1)Упр. 460, с 85 письменно. Работа в парах. Дети выписывают слова с двойными согласными. Отмечается работа детей. | Обсуждение в парах, самостоятельная запись слов | | | |
Цель: освоение новых способов действий | | 3) Самостоятельная работа -Я приготовила для вас испытание. ( работа с карточками) - Запишите слова с удвоенными согласными. Проверка. - Молодцы, ребята! Вы постарались и справились с моими заданиями. -Следующее задание . Из слогов нужно составить слова с удвоенными согласными, записать их в тетрадь. | Выбор задания, самостоятельное выполнение в тетрадях. Самопроверка. | | | |
VII. Рефлексия. Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Самооценка учащихся. | Выявить качества знаний учащихся. | - Какое открытие сделали сегодня на уроке? Какую новую орфограмму узнали? - Проверяемая она или нет? - Что помогает нам правильно писать слова с удвоенными согласными в корне слова? -Посмотрите, с каким большим количеством слов познакомились на уроке. Оцените свою работу: Я научился ... Я узнал … Я запомнил … Я сделал открытие … | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют материал урока. Обобщают полученные сведения. | | Развивать способность к самооценке | |
VIII. Домашнее задание. Итог урока Оценки за урок | | - Всем знать правило с. 76 - Вы меня порадовали, были такими сообразительными, деловыми. | | | | |