СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание удвоенных согласных в корне слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе по УМК "Гармония"

Просмотр содержимого документа
«Правописание удвоенных согласных в корне слова»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему

«Правописание удвоенных согласных в корне слова».

Предмет: Русский язык, 2 класс, автор М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко

Тема урока: Правописание удвоенных согласных в корне слова.

Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ)

Цель: знакомство с правилом написания удвоенных согласных на границе морфем. Формирование у школьников умения учиться.

Планируемые результаты:

Регулятивные учебные действия: Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.

Познавательные учебные действия: Наблюдать над положением двойных согласных в составе слова. Ознакомить с правилом написания двойных согласных в слове.

Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию.

Тренировать обучающихся в написании слов с двойными согласными, употреблении их в речи.

Развивать умения видеть орфограммы.

Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.

Коммуникативные действия:

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения в паре.

Личностные учебные действия:

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке

Методы: проблемно – диалогический, исследовательский, наглядный, работа в парах

Формы работы: Фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование: учебник «К тайнам нашего языка» 2 класс (авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.); тетрадь-задачник «К тайнам нашего языка» 2 класс (авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.), компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, карточки для работы в группе, орфографический словарь.








Этапы урока

Цели на этапе

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

I.Организационно-мотивационный этап.

Организовать рабочее место,

обеспечить мотивацию

АМО «Здравствуй, друг»

Здравствуй (вся ладонь) Прежде, чем начать урок, давайте пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу лицом. Посмотрите друг другу в глаза. Улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не соприкасайтесь, будем здороваться пальчиками.

Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Во всем (безымянный)

И везде (мизинец)

Здравствуй (вся ладонь)


- Откройте тетради, запишите число. Классная работа.

Самоконтроль готовности к уроку



Мотивация к

учебной

деятельности и

самоопределение


Регулятивные: самоорганизация.









Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи

II.Актуализация опорных знаний обучающихся.

Постановка целеполаганий.

Чистописание.

Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия

На доске записаны буквосочетания: бб, пп, кк, сс, нн, мм, жж, лл

- Что общего в цепочках букв вы видите?

(Они записаны парами)

- Определите в каком порядке написаны буквы в цепочках и продолжите строчку до конца.

- Обратите внимание, все буквы, которые мы с вами записали, какие обозначают звуки? (согласные)

- Оцените свою работу.

-Подчеркните самое красивое соединение.

Слушают педагога.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся размышляют, анализируют сравнивают.




Самооценка, мотивация

Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи


Цель:

быстрое включение в работу



- Дети, вы сегодня готовы совершить открытия? Приступим к работе.

Игра «Доскажите словечко».
Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный ….- класс


Простудился я вчера,
Голова болит с утра.
Я закашлялся, охрип,
У меня наверно … (грипп)


Вдоль дороги по бокам
Липы, клен тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут …. ллея)
- Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычное? 

- В них есть удвоенные согласные.буквы.
- Так какая орфограмма нас интересует?
- Удвоенные согласные.

- Можно ли сказать, что написание слов с двумя одинаковыми буквами - есть орфограмма? (Да)

- Вам важно знать, как пишутся слова с двумя одинаковыми буквами? (Да. Мы должны уметь грамотно писать диктанты, сочинения)

Слушают и записывают слова, называют орфограммы. Называют слова, которые вызвали затруднения.

умение находить

орфограммы.

соотносить результат

действия с поставленной

целью, способность к

организации самостоятельной учебной деятельности.





Сохранять мотивацию к учёбе проявлять интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

выполнять учебныедействия; контроль, оценка, самооценка.



III. Постановка задачи и цели урока

Учить ставить цель и задачи на урок.

- Какую цель поставите на уроке? (Учиться правильно писать слова с двумя одинаковыми буквами.)

- Что нам поможет узнать, какие слова пишутся с двумя буквами? (Правило или алгоритм.)

-Значит, какая наша задача? (Составить алгоритм или вывести правило.)

- А чтобы узнать это правило мы будем наблюдать и сравнивать .

Формулируют цель и задачи урока


проявлять интерес к новому учебному материалу.

Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи


IV. Высказывание гипотез решения задачи и планирование решения.


поиск оптимального решения учебной задачи.


- А как вы думаете, где и как вы сможете сами узнать о новой орфограмме и постараться ответить на ваши вопросы?

(Надо вернуться к нашим словам и попробовать исследовать их.)

- Тогда начнем наше исследование.

1) Понаблюдаем над словами с двумя одинаковыми буквами.

- Будем работать в тетрадях и на доске.

Вы уже знаете, что количество звуков и букв в словах не всегда совпадает. Назовите примеры слов, когда букв больше, чем звуков (вероятнее всего, дети приведут примеры слов с мягким знаком - показателем мягкости).

- Сегодня мы узнаем еще об одной особенности написания слов, когда количество звуков и букв может не совпадать.

- Запишите в транскрипции слово «масса»( на доске написать слово)

[маса]

- Сколько звуков? (4) Сколько букв? (5)

- Значит, у нас появилась проблема: звук один, а буквы две!

- Так как можно назвать тему нашего урока?

(Звук один, а буквы две.)

- Что вы предлагаете, чтобы решить эту проблему? (ответы детей)

- Проговорите ещё раз слово и уточните, как произносится согласный звук на месте двух одинаковых букв? (Долго.)

- Какую орфографическую задачу задает нам при письме долгий согласный звук?

- А как вы думаете, всегда ли на месте двух букв мы слышим долгий согласный звук? (Ответы детей)

2) Наблюдение над словами с удвоенной согласной.

– Я называю слово, а вы будете произносить его и записывать в тетрадь транскрипцию.

Слова:

[вана], [група], [каса], [субота].

- Определим, в какой части слова находится удвоенная согласная. ( В середине корня и в конце корня.)

- Как определили? (Подобрали однокоренные слова.)

- Выделите корень.

- Запишите данные слова буквами, используя орфографический словарь.

- Что заметили? (В них две согласные буквы).

- Подчеркните в этих словах новую орфограмму.

-Сколько букв подчеркнули?

- Так как по-другому можно назвать тему нашего урока? (Ответы детей).


Наблюдение над словами с удвоенными согласными, запись слов в транскрипции, сравнение звуков и букв в словах

дать представление о словах с двойными согласными.

ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе



проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

V. Физкультминутка

А сейчас мы отправляемся в небольшое путешествие чтобы отдохнуть на троллейбусе

Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши.

1.Спросите, не повысив тона:

Что больше, центнер или тонна?

2.Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

3.Кто получит низкий балл,

Не придёт на школьный бал.

4.Радиоволна идёт сквозь стену.

Мы её поймаем на антенну.

5.Если пьёте в школе квас,

Не забрызгайте весь класс.

6.Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

7.Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.






VI. Закрепление












































Цель: поиск оптимального решения учебной задачи.


формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи


2) работа по учебнику

- Проверим наши предположения по учебнику, и выясним, как там формулируется тема урока. Название темы совпадает с нашим предположением. Прослушайте небольшой отрывок и кажитн из какого он произведения и кто автор этих строк. А чтобы проверить, как по-другому можно назвать тему урока, сначала выполним задания в учебнике на с. 84 упр. 457 (тетрадь – задачник с. 60 упр. 457)

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

- Вспомни автора и подпиши строки.

- Найди орфограммы и отметь их.

- Где можете, рядом докажите выбор букв.

- В древнем русском палец назывался словом перст.

- Полезна ли тебе такая подсказка? Чем?

- Как ты думаешь, к каким словам отрывка относится название этой части учебника?

- Выпишите их в тетрадь.

- Как узнать, как пишутся эти слова?

- Проведём ещё один опыт, а потом проверим, как по – другому можно назвать тему урока. Подсказку найдём в сообщении, данном в учебнике на странице 84 упражнение № 458.

- Сравните звуки и буквы в словах, что заметили?

Чтение детьми правила.

-Запомните правило!

1. Чтение правила.

Прочитайте правило про себя.

-Прочитает правило вслух (один ученик читает)

- Как называются слова, в которых на месте одного звука пишутся две буквы.

- Как называется тема этого урока по-другому?

- Наши предположения совпали.

- Что надо знать, чтобы правильно писать такие слова?

(Их надо запоминать)

- Проверяемая или непроверяемая это орфограмма?

- Всегда ли удвоенные согласные пишутся, когда звук произносится долго?

- Можно ли согласный звук обозначать двумя буквами, если он не произносится долго?

4. Задания – «ловушки»

- Как отличить удвоенные согласные от двойных? (Это одно и тоже.)

- Докажите, что примеры данные в правиле действительно относятся к орфограмме «двойные согласные».

- Я тоже приведу свои примеры:

1) Я считаю, что в слове синяя орфограмма двойные согласные, т.к. здесь две буквы яя.

(В этом слове есть две буквы, но они гласные – здесь нет орфограммы двойные согласные.)

2) Я считаю, что в словах с удвоенной согласной всегда совпадает количество звуков и букв.

( Вы неправы, т.к. в этой орфограмме две одинаковые буквы обозначают один звук.)

- Ребята нам приготовили небольшие сообщения о словах с удвоенными согласными. (перрон, аллея, бассейн)

-

Чтение задания в учебнике и рабочей тетради, решение орфографических задач, поиск правильного решения.


закрепить знания о правописании безударных гласных и парных согласных















.







проявлять интерес к новому учебному материалу

Познавательные: работа с информацией.








Целеполагание, - уметь ориентироваться в своей системе знаний:


Регулятивные:

осуществлять

контроль и самоконтроль по результату.












Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи







- Продолжим наше исследование.

- на с. 84 Антон задаёт вам вопрос.

- А почему на месте одного звука бывают две буквы?

- Попробуйте ответить на вопрос Антона.

- А теперь прочитаем текст на с 84 внизу и проверим наши предположения.

- Совпали наши предположения?

Самостоятельно ищут ответ на вопрос, поиск информации из учебника.



Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи




1)Упр. 460, с 85 письменно. Работа в парах.

Дети выписывают слова с двойными согласными.

Отмечается работа детей.

Обсуждение в парах, самостоятельная запись слов




Цель: освоение новых способов действий



3) Самостоятельная работа

-Я приготовила для вас испытание. ( работа с карточками)

- Запишите слова с удвоенными согласными.

Проверка.

- Молодцы, ребята! Вы постарались и справились с моими заданиями.

-Следующее задание . Из слогов нужно составить слова с удвоенными согласными, записать их в тетрадь.

Выбор задания, самостоятельное выполнение в тетрадях. Самопроверка.




VII. Рефлексия.

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Самооценка учащихся.

Выявить качества знаний учащихся.




- Какое открытие сделали сегодня на уроке? Какую новую орфограмму узнали?

- Проверяемая она или нет?

- Что помогает нам правильно писать слова с удвоенными согласными в корне слова?

-Посмотрите, с каким большим количеством слов познакомились на уроке.

Оцените свою работу:

Я научился ...

Я узнал …

Я запомнил …

Я сделал открытие …


Отвечают на вопросы учителя. Анализируют материал урока. Обобщают полученные сведения.


Развивать способность к самооценке




VIII. Домашнее задание. Итог урока

Оценки за урок






  • записать имена с двойными согласными.


  • упражнение 463.

- Всем знать правило с. 76

- Вы меня порадовали, были такими сообразительными, деловыми.






12