Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
Православная культура
и современное воспитание
школьников.
Шевченко Светлана Ивановна
учитель ОПК
г. Железногорск
Основной функцией школы является сохранение и передача новым
поколениям культуры народа, и использование образования в целях
разрушения его культуры и менталитета не имеет никаких оправданий.
Оно вызывает естественный отпор всех здоровых национальных сил.
Как одно из проявлений национально-культурной самозащиты, своего
рода инстинкта самосохранения единого русского народа в разных
уголках нашего Отечества стали возникать религиозно-познавательные
учебные курсы. Центральное место в них отводится основам
православной культуры.
Это движение имеет народное происхождение и приобрело
общероссийский размах. Возможно, это единственный случай в истории
отечественного образования, когда новое содержание сформировалось
как новый (а по сути, уходящий корнями в глубину веков) учебный
предмет и столь плодотворно развивалось «снизу», а не насаждалось
«сверху».
Действительно, время требует от школы приобщения молодежи к
лучшим отечественным традициям и к мировой культуре. Но, сохраняя
пренебрежительное отношение к религии, такую задачу выполнить
совершенно невозможно. И зарубежная, и тем более русская культура,
прежде всего ее наиболее значимые пласты - духовная культура, поэзия,
классическая литература - оказываются недоступными для понимания
современных школьников.
То же можно сказать и о сокровищнице отечественного и мирового
изобразительного и музыкального искусства: все наиболее значимое и для
нас, и для других народов мира связано с духовностью, национальным
мировоззрением, религиозными представлениями и традициями.
Без знания основ православной культуры невозможно полноценное
изучение произведений М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, М. Ю.
Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. К.Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. С.
Лескова, Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова, И. А. Бунина, М. А. Волошина и
других, так как они отражают в своем творчестве христианские символы,
понятия, идеалы, православное сознание и уклад жизни нашего народа.
А для чтения древнерусской литературы, хотя бы в объеме программы
по литературе, и поэтических произведений высокого стиля, например,
Ломоносова и Державина требуется знакомство и с церковнославянским
языком.
Кроме того, знание древних верований, античной мифологии,
вероучений других мировых религий - важная составная часть общей
гуманитарной культуры.
Так, понимание образности поэзии «серебряного века» требует
определенных знаний о древних религиях, потому что в ней широко
используются не только христианские символы и понятия, но4 и
религиозная философия, античная и славянская мифология. И нужно
хорошо разбираться во всех этих вопросах, чтобы отличать глубокое
личное переживание и философское осмысление авторами традиционной
христианской культуры от их оккультно-мистических увлечений. Но,
осознавая ошибки предшествующих поколений и отдельных писателей и
художников, важно не допускать при этом нигилизма, а уметь находить
позитивное, ценное в их творчестве и стремиться к личной творческой
реализации на еще более высоком уровне. Только стремление к
совершенству — духовному, общекультурному, творческому — как
главная движущая сила личностного и общественного развития
может давать положительные результаты для государственного
устроения, для национальной культуры в целом, производства, науки,
экологии.
С другой стороны, ставшие реалиями современной российской
действительности наркомания, самоубийства, сексуальная
распущенность и преступность среди несовершеннолетних выдвигают на
передний план государственного образования вопросы духовно-
нравственного воспитания и возрождения лучших отечественных
культурно-образовательных традиций,
В сложившейся ситуации сама жизнь вызвала обращение школы к
духовно-нравственным отечественным традициям, в которых она ищет и
находит сдерживающие факторы, спасительные идеалы и положительные
примеры для своих воспитанников.
Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
имеет чрезвычайную значимость и без преувеличения сегодня стала
приоритетной с точки зрения национальной безопасности страны, так как
государство, не имеющее своей идеологии, лишено перспективы. Такое
государство неизбежно становится жертвой всевозможных социальных
болезней.
Вопросы межэтнического согласия, столь значимые для России,
также можно и нужно решать образовательными методами. Лучший
способ предупреждения конфликтов - искоренение их причин, которыми
обычно являются:
ущемление национальных и религиозных интересов личности;
невежество и невоспитанность;
отсутствие возможностей для самореализации личности
(творческой, интеллектуальной, духовной).
К сожалению, в последние годы нередко приходится наблюдать
ущемление национальных, духовных и материальных интересов русского
народа, наступление на его историческое, духовное, культурное
наследие. Причины таких, прямо скажем, провоцирующих действий
самые разные: это могут быть и невежество, и специальные
политические и коммерческие заказы. К счастью, благодаря своим право-
славным традициям русский народ сохраняет миролюбие. Однако
слишком много примеров в современном мире иного, откровенно
корыстного, узко-национального отношения к окружающим. В такойситуации, в случае утраты р^дским народом его духовно-нравственных
традиций и идеалов, можно ожидать, что проживание на территории
России очень скоро не будет благополучным ни для одного этноса.
Благополучие, мирное сосуществование народов, их развитие во многом
зависят от их культуры, прежде всего духовной. Государственная школа
не должна отворачиваться от обозначенных выше вопросов; напротив,
ее прямой долг использовать свои возможности для их решения на благо
нашего Отечества. Это понимается на уровне всех структур, организаций,
обществ, так или иначе связанных с решением социальных проблем.
Однако в силу межведомственной разобщенности, а также исходя из
желания решить свою «частную» проблему, во что бы ни стало,
организации обрушивают сейчас на школу шквал предложений и
требований по разработке и реализации программ профилактики СПИДА,
наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушения и
преступности несовершеннолетних, дорожно-транспортного
травматизма и т.д.
Мы должны заниматься организацией экологического, эстетического,
правового, патриотического, военно-патриотического воспитания,
воспитания толерантности, тендерного воспитания, организацией
краеведения... И это еще не полный перечень направлений воспита-
тельной работы, которые школа призвано осуществлять. Важны ли для нас
эти проблемы? Безусловно.
Однако, думается, для всех ясно, что снять указанные проблемы,
занимаясь во всех образовательных учреждениях решением каждой из
них, невозможно. Разрешить их можно только одним способом - через
духовно-нравственное воспитание, которое должно стать неотъемлемой
частью классического школьного и профессионального образования.
С проблемой духовно-нравственного воспитания и образования
тесно связана и проблема патриотического воспитания. Хотелось бы
подчеркнуть серьезность этой проблемы, которую следует
рассматривать гораздо шире, а не сводить только к военно-
патриотическому воспитанию, которому уделяет внимание лишь ряд
школ. Проблема эта гораздо более глубокая и требует проработки на всех
уровнях государственной системы образования, которое должно быть
патриотическим, уже в силу того, что оно государственное. Если система
образования перестает быть патриотической, то, по сути, она уже не
государственная, а может стать и антигосударственной. Патриотическое
воспитание должно быть закреплено всеми основными документами
школы: моделью выпускника, образовательной программой, планом
работы учительского коллектива, реализуемыми культурно-образо-
вательными программами и программами учебных курсов.
Каждый педагогический коллектив должен воспитывать гражданина-
патриота, созидателя, умеющего достойно реализовать свои
способности на родной земле, а не разрушителя, который будет
ненавидеть свою Родину и народ, среди которого он живет. От этого
зависит также социальное благополучие нашего выпускника, его
психическое и нравственное здоровье, способности к самореализации.
Ведь ненависть и неуважение к родной земле обрекут наших детей на
мучительное непонимание, бесцельное существование или вызовут
враждебные действия, могут привести и к психическим заболеваниям
или на скамью подсудимых. Хорошо еще, если такие несчастные
найдут свое место в какой-то иной культуре, в иной стране, однако
такую цель не может преследовать государственная или муниципальная
школа.
Таким образом, курс «Основы православной культуры», имеющий
патриотическую концепцию, решает и задачи успешной социализации
молодежи. Кроме того, данный курс содержит богатый материал для
творческого и интеллектуального развития школьников.
Изучение курса способствует формированию целостного восприятия
мира; воспитывает уважение к внутреннему миру каждого человека;
способствует воспитанию здорового образа жизни и культуры общения;
предупреждает возможные тупики личностного развития; вырабатывает
этические принципы, определяющие качество межличностных
отношений; помогает избежать религиозной эксплуатации и конфликтов
на национальной и религиозной почве.
Учебный материал курса составляют исторические, лите-
ратуроведческие, искусствоведческие и религиоведческие знания,
способствующие значительному расширению и углублению базового
образования в области литературы и русского языка, истории и
обществоведения, искусства и мировой художественной культуры.
Положительный результат обучения в значительной степени
достигается предусмотренным поэтапным приобщением учащихся к
духовно-нравственным и эстетическим ценностям человечества. Сначала
это освоение более близкой и понятной, традиционной и культурообра-
зующей религии России - Православия.
Особой ценностью обладают высокие нравственные, гражданские,
патриотические и художественно-эстетические идеалы, формируемые у
воспитанников в результате приобщения к духовно-нравственным
истокам и традициям великой русской культуры, ее многовековому
духовно-этическому стержню - Православию.
Требования российского законодательства к содержанию
«образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано, в
частности, на обеспечение самоопределения личности, создание условий
для ее самореализации; оптимальное развитие общества; укрепление и
совершенствование правового государства, должно обеспечивать
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры
общества; формирование у обучающегося адекватной сощуренному
уровню знаний, на данной ступени обучения картины мира; интеграцию
личности в национальную и мировую культуру; формированще человека игражданина, интегрированного в современное ему общество и
нацеленного на совершенствование этого общества...» (Закон Российской
Федерации «Об образовании», статья 14 «Общие требования к
содержанию образования»).
Изучение православной культуры способствует реализации
практически всех этих требований, особенно — требований обеспечения
самоопределения личности в системе образования, создания условий для
ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной
современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в
национальную и мировую культуру. Последнее требование,
выражающее одну из основных задач деятельности российской
общеобразовательной школы - задачу социализации учащихся в со-
временном российском обществе и интеграцию в пространство
российской культуры, не может быть адекватно реализовано без
изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к
православным культурным ценностям, имеющим общенациональную
значимость, является необходимым условием формирования человека и
гражданина, интегрированного в современное российское общество.
Определяющее значение изучение православной культуры имеет для
реализации государственной политики в решении задач воспитания
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и
культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой
части национальной культуры в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях является формой реализации прав
учащихся и их родителей (законных представителей) на получение
образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры,
что обеспечивается как российским законодательством, так и
признанными Российской Федерацией нормами и положениями
международного гуманитарного права.