СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов»

Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов

Цель урока:

  • обобщить и углубить знания по теме;

  • сформировать навыки правописания производных предлогов, разграничения омонимичных частей речи;

  • учить соотносить синонимичные конструкции;

  • совершенствовать речевые, орфографические навыки;

  • подготовиться к ЕГЭ.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Образовательные: овладение исследовательскими навыками при работе с языковым материалом; использование конструкций с предлогами в конкретной речевой ситуации с соблюдением грамматической, орфографической и пунктуационной норм языка.

  • Воспитательные: воспитание языковой культуры и интереса к русскому языку; формирование навыков контроля и cамоконтроля, коммуникативных качеств личности учащихся.

  • Развивающие: развитие культуры речи, логического мышления, творческих способностей учащихся; расширение кругозора.

ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока и его целей Сегодня у нас урок по теме “Предлог как служебная часть речи”.

Какова цель нашего урока, что мы должны сделать?  (обобщить и систематизировать знания, полученные в 5-9 классах по данной теме; совершенствовать устную и письменную речь; подготовиться к ЕГЭ, задание №1)

IIIСловарная работа

1. Отработка навыков выполнения задания ЕГЭ №4 Орфоэпический диктант

ГазопровОд, магнитопрОвод, дремОта, каталОг, жалюзИ, срЕдства, астронОм, христианИн, крестьЯнин, фОрзац, апострОф, досУг, фенОмен, еретИк.

IV. Лингвистическая разминка Мини-диктант

Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов.

Эх, кони, кони, что за кони!

V. Работа по теме урока

- При правописании каких орфограмм необходимо было определять часть речи?

- На какие группы делятся все части речи?

- Составьте обобщающую схему “Части речи”, иллюстрируя каждую часть речи примерами.

- По какому принципу происходит деление частей речи на эти группы?

- Назовите служебные части речи. Приведите примеры из записанных предложений.

- Какова роль предлогов?

- Найдите и выделите в прямоугольники все предлоги, использованные в первом предложении.

- Какие это предлоги по своему составу?

- Какие ещё есть?

- А по происхождению какие?

- В чем отличие производных предлогов от непроизводных?


Актуализация опорных знаний о предлоге просмотр видеофрагмента с теорией https://www.youtube.com/watch?v=RhjDkOcPn8A


VI. Работа по конструированию предложений (ЕГЭ №1)

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем абзаце текста. Запишите этот предлог.

И тут мне сделалось ясно, что, все свои попытки защитить эту, казалось бы, совершенно законную форму, я всё же в глубине души не приемлю её. Ответ: несмотря на|невзирая на.


Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот производный предлог.

В нём жила память прежде всего о том, что он успел застать и увидеть в самом конкретном и простом биографическом смысле. Им была прожита с сознательно зорким вниманием долгая жизнь катаклизмов сменявших друг друга эпох… Ответ: среди|посреди.

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот производный предлог.

многих десятилетий упаковка лекарственного средства (ЛС) рассматривалась как наименее значимый элемент фармацевтического продукта. Ответ: в течение /на протяжении.

VII. Повторение и углубление ранее изученного материала

1. Творческий диктант

Заменить производные предлоги непроизводными. Записать в два столбика. ВЗАИМОПРОВЕРКА

В течение дня(за); сидеть возле костра(у); пойти вместо брата(за); бросился навстречу матери(к);спустя несколько лет(через);стоять около стола(у); ввиду приближения каникул(из-за); договориться насчёт ремонта(о).

- Как называются пары таких предлогов?

2. Не путайте предлоги с омонимичными частями речи Записать примеры

  • напротив сквера (предлог) — сижу напротив (наречие), впереди папы (предлог) — бежать впереди (наречие);

  • благодаря знаниям (предлог) — благодаря соседку (деепричастие), несмотря на непогоду (предлог) — не смотря по сторонам (деепричастие);

  • насчёт задания (предлог) — перечислить на счёт карты (существительное), в течение недели (предлог) — в течении русла (существительное),

  • ввиду непогоды (предлог) — иметь в виду (существительное).

Предлоги не изменяются (отсутствуют непостоянные морфологические признаки).

3. Вопросы для закрепления материала

- Как должны заканчиваться суждения?

  • Предлоги (в)виде, (в)связи, (в)продолжени.., (в)течени.., (в)заключени.. пишутся ______. (Раздельно)

  • Три последних предлога и вследстви.., наподоби.. имеют на конце букву ______. (е)

  • Сложные предлоги из(за), из(под), по(над), по(за) пишутся______.(Через дефис)

  • Предлоги, образованные на основе наречий (навстречу, вблизи, внизу, сбоку, вдоль, поперек), пишутся______.(Слитно)

  • Предлоги согласно, благодаря, вопреки, навстречу, наперекор употребляются с_______ падежом. (Дательным)

  • Наречие (в)последстви.. пишется_______(слитно),оканчивается на_______.(-ии)

  • Предлог по со значением “после чего-нибудь” употребляется с_______ падежом. (Предложным)

IX. Отработка умения определять омофоны

- В русском языке существуют омофоны, слова, которые имеют одинаковую фонетическую структуру, но относятся к разным частям речи. Это связано с процессом перехода слов из одной части речи в другую. Определить, к какой части речи они принадлежат, можно только в контексте. Умение не смешивать производные предлоги с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, помогает правильно определить написание.

- Запишите предложения и определите, к каким частям речи относятся одинаково звучащие слова.

Навстречу машине ехал автобус.

На встречу одноклассников собрались не все.

Вокруг происшествия разгорелся большой скандал.

Я остановился и огляделся вокруг.

Благодаря усилиям врачей пострадавший был спасен.

Студенты преподнесли учителю цветы, благодаря его за нелегкий труд.

X. Закрепление

1. Распределительный диктант

Первый вариант записывает предложения с предлогами, а второй - c омонимичными им частями речи. Подбирают синонимы к предлогам.

  • Я купил вазу наподобие шара.

Решали задачу на подобие треугольников.

  • Мы условились насчет похода.

Деньги поступили на счёт банка.

  • Он бегает по утрам вокруг дома.

Говори прямо, не надо ходить вокруг да около.

  • Несмотря на усталость, мы двинулись в путь.

Пешеход шел, не смотря по сторонам.

  • Напротив окна вырос тополь.

Дом напротив недавно отремонтировали.

XI. Домашнее задание Повторить правила правописания предлогов. Стр.254, Упр. 376 (составить словосочетания с данными предлогами)

XII. Подведение итогов

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Всё ли было понятно?

XIII. Комментирование оценок



ДОПОЛНИТЕЛЬНО


(Карточка «Предлоги + о-ё после шипящих»)

1. Обж_ра печалился (в) течени_ ночи, потому что есть хотел очень.

2. (В) продолжени_ суток страдал ухаж_р, когда в новой машине отказал мотор.

3. (В)заключени_ вечера наш дириж_р приказал оркестру сыграть маж_р.

4. (На) счет дороги не переживал ш_фёр, хотя за рулём был стаж_р.

5. (В) следстви_ по делу о подж_ге дома рассматривали характеристики моих ч_порных знакомых. (В) последстви_ их отпустили домой, прич_м горяч_ огорч_нных собой.

6. Парч_вый костюм отнюдь не деш_вый, (в) следстви_ чего не найдёшь его в городских трущ_бах.


2. Тестирование

Задание 1.

- Укажите ряд с производными предлогами

  1. В течении реки, положить на счёт, иметь в виду.

  2. Внутри дома, вблизи города, вокруг оси.

  3. Смотреть вокруг,идти впереди,жить напротив.

Ответ:второй.

Задание 2. (Карточка 1)

- В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  • Была грустная августовская ночь-грустная,(по)тому что уже пахло осенью и лето спешило (на)встречу первым сентябрьским холодам.

  • (Во)круг беседки посадили сирень, и (в)течение целого месяца мы ощущали её аромат.

  • Следует иметь(в)виду,что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаж- дением и зависят так(же) от перехода из одного агрегатного состояния в другое.

  • (За)тем поворотом стоит наша часть,(по)этому комендантские патрули попадались нам всё чаще.

Ответ:в первом.


Задание 3. (Карточка 2)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы,объяснить правописание н и нн.

  • Оказавшись (в) заключени_, преступник выглядел испуган_о.

  • Собрание было организован_о директором. Оно прошло организован_о.(В) заключе-ни_ встречи было сказан_о (на)счет налогов.

  • (В) последстви_ полотно, соткан_ое известным мастером, было продан_о за неслыхан_о большую сумму. Средства, получен_ые (в)следстви_ аукциона, были переведен_ы (на)счет президента компании.(Не)смотря на это, он остался недоволен и (в) течени_ целого года обижался.

Ответ:в заключении, испуганно, организовано, организованно, в заключение, сказано, насчёт, впоследствии, сотканное, продано, неслыханно, полученные, вследствие, переведены, на счёт, несмотря на, в течение.

- В чём отличие производных предлогов от непроизводных?

- Как отличить производный предлог от схожего с ним сочетания?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!