Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов
Цель урока:
обобщить и углубить знания по теме;
сформировать навыки правописания производных предлогов, разграничения омонимичных частей речи;
учить соотносить синонимичные конструкции;
совершенствовать речевые, орфографические навыки;
подготовиться к ЕГЭ.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные: овладение исследовательскими навыками при работе с языковым материалом; использование конструкций с предлогами в конкретной речевой ситуации с соблюдением грамматической, орфографической и пунктуационной норм языка.
Воспитательные: воспитание языковой культуры и интереса к русскому языку; формирование навыков контроля и cамоконтроля, коммуникативных качеств личности учащихся.
Развивающие: развитие культуры речи, логического мышления, творческих способностей учащихся; расширение кругозора.
ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока и его целей Сегодня у нас урок по теме “Предлог как служебная часть речи”.
Какова цель нашего урока, что мы должны сделать? (обобщить и систематизировать знания, полученные в 5-9 классах по данной теме; совершенствовать устную и письменную речь; подготовиться к ЕГЭ, задание №1)
III. Словарная работа
1. Отработка навыков выполнения задания ЕГЭ №4 Орфоэпический диктант
ГазопровОд, магнитопрОвод, дремОта, каталОг, жалюзИ, срЕдства, астронОм, христианИн, крестьЯнин, фОрзац, апострОф, досУг, фенОмен, еретИк.
IV. Лингвистическая разминка Мини-диктант
Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов.
Эх, кони, кони, что за кони!
V. Работа по теме урока
- При правописании каких орфограмм необходимо было определять часть речи?
- На какие группы делятся все части речи?
- Составьте обобщающую схему “Части речи”, иллюстрируя каждую часть речи примерами.
- По какому принципу происходит деление частей речи на эти группы?
- Назовите служебные части речи. Приведите примеры из записанных предложений.
- Какова роль предлогов?
- Найдите и выделите в прямоугольники все предлоги, использованные в первом предложении.
- Какие это предлоги по своему составу?
- Какие ещё есть?
- А по происхождению какие?
- В чем отличие производных предлогов от непроизводных?
Актуализация опорных знаний о предлоге просмотр видеофрагмента с теорией https://www.youtube.com/watch?v=RhjDkOcPn8A
VI. Работа по конструированию предложений (ЕГЭ №1)
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем абзаце текста. Запишите этот предлог.
И тут мне сделалось ясно, что, все свои попытки защитить эту, казалось бы, совершенно законную форму, я всё же в глубине души не приемлю её. Ответ: несмотря на|невзирая на.
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот производный предлог.
В нём жила память прежде всего о том, что он успел застать и увидеть в самом конкретном и простом биографическом смысле. Им была прожита с сознательно зорким вниманием долгая жизнь катаклизмов сменявших друг друга эпох… Ответ: среди|посреди.
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот производный предлог.
многих десятилетий упаковка лекарственного средства (ЛС) рассматривалась как наименее значимый элемент фармацевтического продукта. Ответ: в течение /на протяжении.
VII. Повторение и углубление ранее изученного материала
1. Творческий диктант
Заменить производные предлоги непроизводными. Записать в два столбика. ВЗАИМОПРОВЕРКА
В течение дня(за); сидеть возле костра(у); пойти вместо брата(за); бросился навстречу матери(к);спустя несколько лет(через);стоять около стола(у); ввиду приближения каникул(из-за); договориться насчёт ремонта(о).
- Как называются пары таких предлогов?
2. Не путайте предлоги с омонимичными частями речи Записать примеры
напротив сквера (предлог) — сижу напротив (наречие), впереди папы (предлог) — бежать впереди (наречие);
благодаря знаниям (предлог) — благодаря соседку (деепричастие), несмотря на непогоду (предлог) — не смотря по сторонам (деепричастие);
насчёт задания (предлог) — перечислить на счёт карты (существительное), в течение недели (предлог) — в течении русла (существительное),
ввиду непогоды (предлог) — иметь в виду (существительное).
Предлоги не изменяются (отсутствуют непостоянные морфологические признаки).
3. Вопросы для закрепления материала
- Как должны заканчиваться суждения?
Предлоги (в)виде, (в)связи, (в)продолжени.., (в)течени.., (в)заключени.. пишутся ______. (Раздельно)
Три последних предлога и вследстви.., наподоби.. имеют на конце букву ______. (е)
Сложные предлоги из(за), из(под), по(над), по(за) пишутся______.(Через дефис)
Предлоги, образованные на основе наречий (навстречу, вблизи, внизу, сбоку, вдоль, поперек), пишутся______.(Слитно)
Предлоги согласно, благодаря, вопреки, навстречу, наперекор употребляются с_______ падежом. (Дательным)
Наречие (в)последстви.. пишется_______(слитно),оканчивается на_______.(-ии)
Предлог по со значением “после чего-нибудь” употребляется с_______ падежом. (Предложным)
IX. Отработка умения определять омофоны
- В русском языке существуют омофоны, слова, которые имеют одинаковую фонетическую структуру, но относятся к разным частям речи. Это связано с процессом перехода слов из одной части речи в другую. Определить, к какой части речи они принадлежат, можно только в контексте. Умение не смешивать производные предлоги с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, помогает правильно определить написание.
- Запишите предложения и определите, к каким частям речи относятся одинаково звучащие слова.
Навстречу машине ехал автобус.
На встречу одноклассников собрались не все.
Вокруг происшествия разгорелся большой скандал.
Я остановился и огляделся вокруг.
Благодаря усилиям врачей пострадавший был спасен.
Студенты преподнесли учителю цветы, благодаря его за нелегкий труд.
X. Закрепление
1. Распределительный диктант
Первый вариант записывает предложения с предлогами, а второй - c омонимичными им частями речи. Подбирают синонимы к предлогам.
Решали задачу на подобие треугольников.
Деньги поступили на счёт банка.
Говори прямо, не надо ходить вокруг да около.
Несмотря на усталость, мы двинулись в путь.
Пешеход шел, не смотря по сторонам.
Дом напротив недавно отремонтировали.
XI. Домашнее задание Повторить правила правописания предлогов. Стр.254, Упр. 376 (составить словосочетания с данными предлогами)
XII. Подведение итогов
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Всё ли было понятно?
XIII. Комментирование оценок
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
(Карточка «Предлоги + о-ё после шипящих»)
1. Обж_ра печалился (в) течени_ ночи, потому что есть хотел очень.
2. (В) продолжени_ суток страдал ухаж_р, когда в новой машине отказал мотор.
3. (В)заключени_ вечера наш дириж_р приказал оркестру сыграть маж_р.
4. (На) счет дороги не переживал ш_фёр, хотя за рулём был стаж_р.
5. (В) следстви_ по делу о подж_ге дома рассматривали характеристики моих ч_порных знакомых. (В) последстви_ их отпустили домой, прич_м горяч_ огорч_нных собой.
6. Парч_вый костюм отнюдь не деш_вый, (в) следстви_ чего не найдёшь его в городских трущ_бах.
2. Тестирование
Задание 1.
- Укажите ряд с производными предлогами
В течении реки, положить на счёт, иметь в виду.
Внутри дома, вблизи города, вокруг оси.
Смотреть вокруг,идти впереди,жить напротив.
Ответ:второй.
Задание 2. (Карточка 1)
- В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Была грустная августовская ночь-грустная,(по)тому что уже пахло осенью и лето спешило (на)встречу первым сентябрьским холодам.
(Во)круг беседки посадили сирень, и (в)течение целого месяца мы ощущали её аромат.
Следует иметь(в)виду,что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаж- дением и зависят так(же) от перехода из одного агрегатного состояния в другое.
(За)тем поворотом стоит наша часть,(по)этому комендантские патрули попадались нам всё чаще.
Ответ:в первом.
Задание 3. (Карточка 2)
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы,объяснить правописание н и нн.
Оказавшись (в) заключени_, преступник выглядел испуган_о.
Собрание было организован_о директором. Оно прошло организован_о.(В) заключе-ни_ встречи было сказан_о (на)счет налогов.
(В) последстви_ полотно, соткан_ое известным мастером, было продан_о за неслыхан_о большую сумму. Средства, получен_ые (в)следстви_ аукциона, были переведен_ы (на)счет президента компании.(Не)смотря на это, он остался недоволен и (в) течени_ целого года обижался.
Ответ:в заключении, испуганно, организовано, организованно, в заключение, сказано, насчёт, впоследствии, сотканное, продано, неслыханно, полученные, вследствие, переведены, на счёт, несмотря на, в течение.
- В чём отличие производных предлогов от непроизводных?
- Как отличить производный предлог от схожего с ним сочетания?