СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Предложение как единица синтаксиса"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Предложение как единица синтаксиса"»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе


«Предложение как единица синтаксиса»


Технологическая карта урока

Тема урока

Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания.

Учебник

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т.Баранов. - М.: Просвещение, 2020.

Автор урока

Горностаева Елена Евгеньевна

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока

Повторение и закрепление знаний по теме «Предложение». Познакомить обучающихся с видами предложений по цели высказывания, сформировать умение различать предложения по цели высказывания.

Задачи урока

  • повторить строение и признаки предложения;

  • закрепить умение отличать предложение от других языковых единиц;

  • учить детей отличать предложения по цели высказывания;

  • учить детей правильно составлять предложения и словосочетания;

  • учить детей правильно давать толкование лексического значения слова;

  • коррекция и развитие мышления;

  • способствовать формированию познавательных УУД через самостоятельное выделение цели, построение логической цепи рассуждений, анализ речевых ситуаций, выполнение заданий на анализ, сравнение, приведение доказательств;

  • способствовать формированию регулятивных УУД через обучение постановке учебной задачи, осуществление самоконтроля;

  • развивать личностные УУД через оценивание усваиваемого материала;

  • способствовать формированию коммуникативных УУД через организацию группового взаимодействия, ведение диалога.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать особенности строения предложения;

  • уметь отличать предложение от других языковых единиц;

  • уметь отличать повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;

  • уметь давать толкование лексического значения слов;

  • уметь находить и исправлять ошибки.

Личностные:

  • оценивание усваиваемого материала, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные:

  • принимать учебную задачу;

  • работать по инструкции учителя;

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;

  • контролировать выполнение работы, вносить коррективы;

  • применять для решения учебной задачи логические действия анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждения и вывода (под руководством учителя);

  • правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, грамотно отвечать на вопросы;

  • осуществлять совместную деятельность в группе.

Организация пространства

(смена рабочих зон, "перевернутый урок", традиционное

обучение)

Смешанное обучение, смена рабочих зон

Виды деятельности на уроке

(коллективная (фронтальная) работа,

кооперативно-групповая работа,

индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая

(лабораторная) работа, творческая и/или

исследовательская работа, реферирование материала)

Фронтальная, групповая работа.

Необходимое оборудование и программное обеспечение

Ноутбуки, проектор, экран, платформа «Открытая школа».



Этапы урока

Длительность

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учебные

материалы

(ссылки на

цифровые

ресурсы)

Организационный

момент

1 мин.

Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика,

выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и

демонстрируют своё

настроение.


Актуализация опорных знаний

10 мин.

1.На экран выводится сюжетная картинка с платформы «Открытая школа» (урок «Предложение как единица синтаксиса»), 1 слайд Даётся задание:

прочитайте реплики и ответьте на вопросы.

  • Как вы думаете, понял ли Лёша своего друга? Почему?

  • Можно ли назвать реплику друга предложением?

  • Пофантазируйте: что хотел сказать Ваня?

Затем демонстрируется 2 слайд с заданием:

прочитайте реплики и ответьте на вопросы:

  • Понял ли теперь Лёша своего друга? Почему?

  • Из чего теперь состоит реплика Вани?


2. Организует повторение.

На доске запись:

Погода

Прекрасная погода

Сегодня стоит прекрасная погода.

Задаёт обучающимся вопрос: чем отличаются эти фразы? Как вы определили, что последняя фраза – это предложение? Запишите предложение и подчеркните подлежащее и сказуемое.

Чем отличаются предложение, словосочетание и слово? Какие знаки ставятся в конце предложения?




2. Организует самостоятельную работу обучающихся:

- Составьте и запишите со словами, которые я диктую, словосочетания, подчеркните орфограммы в словах (все слова изучались в этом году): осенний, вокзал, парашют, библиотека, беседовать.

Два человека работают на карточках (записать словосочетания, обозначить главные слова): осенний день, новый вокзал, заниматься в библиотеке, прыгать с парашютом, беседовать с другом.

- Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу: Осенью отправляются на юг перелётные птицы. Докажите, что данная фраза является предложением.




Учащиеся приходят к выводу о роли предложений в речи.





















Анализируют приведённые примеры, выявляют особенности предложения и его отличие от слова и словосочетания. Отвечают на вопросы учителя.

Находят грамматическую основу предложения.






Принимают учебную задачу. Обозначают орфограммы в словах, составляют словосочетания, определяют особенности строения предложения.

https://2035school.ru/htmllesson/rus_5_3/1/

Постановка проблемы и определение учебной задачи

5мин.

1.Подводит обучающихся к формулированию темы урока.

На экран выводится сюжетная картинка с платформы «Открытая школа» из урока «Виды предложений по цели высказывания» 1 слайд. Предлагается ответить на вопросы:

  • Как вы отреагируете на эти реплики?

  • Требует ли каждая из них ответа?


- Задаёт вопросы классу: чем отличаются эти предложения? Почему в конце этих предложений стоят разные знаки? Назовите эти знаки.


2. Сообщает тему урока. Подводит к формулированию цели урока.

Ребята, тема нашего урока – «Виды предложений по цели высказывания».

Давайте сформулируем цель нашего урока: что мы сегодня должны узнать?

Принимают и сохраняют учебную задачу. Анализируют приведённые примеры. Формулируют цель урока (при необходимости – с подсказкой учителя).

https://2035school.ru/htmllesson/rus_5_4/

Первичное усвоение новых знаний

5 мин.

Смена рабочих зон:

1 группа – просмотр видеоролика из урока «Виды предложений по цели высказывания», 3 слайд.

2 группа – работа с учебником, параграф 29.

3 группа – составить кластер по материалу учебника, параграф 29.

Задание для групп: восстановите схему и придумайте примеры к каждому виду предложений.

Выступление групп (рассказ о видах предложения о цели высказывания).






Самостоятельно работают с материалом учебника. Отвечают на вопросы. Сравнивают виды предложений по цели высказывания, наблюдают за особенностями интонации предложений, восстанавливают схему. Высказывают своё мнение.









https://2035school.ru/htmllesson/rus_5_4/

Первичное закрепление полученных знаний

15 мин.

1. Проводит мини-диктант.

1 группа - запишите предложения, определите вид предложения по цели высказывания:

Наступила осень. Жёлтые листья усыпали дорожки. Давайте погуляем по золотистому ковру!

- Объясните написание слов. Исправьте ошибки. Сделайте вывод: как вы определили вид предложения?

- Расскажите, какую картину можно устно нарисовать к этому тексту?

Контролирует выполнение работы.

2 группа – работа с учебником, упр. 149 (работа по картине)

3 группа – работа с тренажёрами на платформе «Открытая школа», урок «Виды предложений по цели высказывания», слайды 7, 8.

Затем меняются местами.


Определяют вид предложений по цели высказывания.

Осуществляют самопроверку.

Составляют устный текст (словесное рисование).


Выполняют задания. Осуществляют самопроверку.

Осуществляют учебное сотрудничество. Обосновывают свой выбор. Высказывают предположения в группе.


















https://2035school.ru/htmllesson/rus_5_4/

Домашнее задание

1 мин.


Задание на выбор:


Составьте и запишите повествовательные предложения на тему «Осень».




Составьте вопросительные предложения на тему «Школа».



Составьте побудительные предложения на тему «Домашнее задание».




Рефлексия

2 мин.

Предлагает обобщить знания, закреплённые на уроке:

- Что мы повторяли сегодня?

- Что мы узнали сегодня нового?

- Какие предложения являются повествовательными, вопросительными, побудительными?

Подводит обучающихся к формулированию вывода.

Систематизируют знания, полученные на уроке. Называют основные позиции изученного материала.


Итог урока

1 мин.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке с помощью теста. Поставьте себе оценку – 5, 4, 3. (Обучающимся выдаются вопросы на карточках).

- Как вы поняли тему урока?

- Понравились ли вам задания на уроке?

- Как вы работали на уроке?

Высказывают своё мнение. Оценивают свою работу на уроке.