Орг. Момент. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. 19 февраля. Минутка чистописания | 3 мин. | -Свет солнца в ладони возьмем И к сердцу положим. И станет все кругом Добрее и светлее. -Дорогие дети, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям. -Улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу. Ощутите улыбку не только на лице, но и в душе! И подарите эту улыбку другим! Повернитесь к гостям и поздоровайтесь. А теперь с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями. -Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». - Сядьте ровненько и красиво. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, Классная работа. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я от вас, друзья, не скрою- Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Послушайте внимательно. Попугайчик, попугай. Папу с мамой не пугай. Не ищи жучка в крупе. А найди нам букву …( п) - Какую букву мы сегодня будем писать, вы догадались? - Дайте характеристику звуку, обозначающий буквой П? (Обозначает согласный, мягкий и твёрдый звуки, глухой, парный) -Продолжите закономерность: П п Пп пп Пушкин погода Паша папа - Почему первое и третье слово с большой буквы? (имя собственное) - Какой частью речи являются эти слова? Составьте предложение с одним из этих слов. Найти грамматическую основу Напишите. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседя. | Проверять готовность к уроку. Садиться на места. Записывать. Отвечать на вопросы учителя. Давать характеристику звуку. | Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. |
Постановка учебной задачи и ее решение Практический: работа на доске с карточками. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Гимнастика глаз. | 8 мин. | Актуализация опорных знаний: Посмотрите на доску. (На доске на карточках расположены падежные вопросы, предлоги, названия падежей вразброс.) -Что вы видите на доске? - Всё ли верно? Р.п. - Кому ? Чему? есть И.п. – Кого? Чего? Дать Д.п. - Кого? Что? Нет Т.п. - Кто? Что? Творю В.п. - Кем? Чем? Думаю - Нет, напротив падежей вписаны не те вопросы, опорные слова. - Давайте разберем «Путаницу» и наведем порядок. (Дети по очереди выходят к доске и классифицируют данную информацию о падежах.) -Что вы заметили? (Предложного падежа нет.) - Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? - Докажите свою точку зрения. (На доске записаны 5 падежей, а их в русском языке 6. Есть все падежи, кроме предложного.) Учитель на экране фиксирует тему урока и на доске карточку П.п. Предложный падеж имен существительных Постановка учебной задачи. - Посмотрите на нашу таблицу и сформулируйте задачи урока? Вспомним: - на какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже. Узнаем: - вспомогательное или опорное слово; -с какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже; -каким членом предложения являются имена существительные в предложном падеже; -почему падеж получил такое название. Будем учиться: -выделять в речи имена существительные в предложном падеже; -работать в парах; в группах; -слушать и слышать товарища; - договариваться друг с другом; -оценивать свою деятельность. (Закройте глазки. Не открывая, посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Зажмурьтесь сильно. Поморгайте часто. Сидим спокойно. На счёт 1,2,3 открываем глаза.) | Слушать учителя. Выполнять задание учителя. Называть падежные вопросы, опорные сова, предлоги Формулировать тему и задачи урока. | Регулятивные - постановка учебной задачи. Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
Открытие нового знания. Решение частных задач Практический: работа со словами на слайде, работа с учебником. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Самостоятельная работа. | 15 мин. | -Итак, отправляемся за знаниями. Чтобы узнать, почему падеж так называется, предлагаю провести исследовательскую работу. -У вас на партах желтые карточки. Возьмите их. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. СЛАЙД 2 Грелась (…) солнышке, мечтали (…) птице, говорили (…) маме, пришел (…) куртке, летать (…) сне. - Что помогло вам связать слова в словосочетаниях? Как называются эти слова? (Предлоги.) Какую работу вы можете предложить выполнить? (Определить падеж имен существительных, выделить окончания.) (Работа по цепочке.) Оцените себя. - Давайте определим, На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? (О КОМ? О ЧЕМ?) Вывешиваю карточку. -С какими предлогами употребляется имена существительные в предложном падеже? (ПРИ, О, ОБ, НА, В, ВО.) Вывешиваю карточку. -Встретились ли вам имена существительные в предложном падеже без предлогов? (Нет.) -Сделайте вывод, почему предложный падеж так называется? (Имена существительные в предложном падеже не могут употребляться без предлогов.) - А теперь, давайте, сравним наши выводы о предложном падеже с научной информацией. Откройте учебники на с. 54 и прочитайте сведения о языке, которые нам сообщает Мудрая Сова. (Дети открывают учебники и читают сведения о языке вслух.) - Совпадают наши выводы с научной информацией? В чем? (Дети проговаривают признаки предложного падежа по цепочке.) - Ребята, а вы знаете, кто дал название предложному падежу? - Название шестому падежу русского языка дал Михаил Васильевич Ломоносов. СЛАЙД 3 Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым-естествоиспытателем, литератором, историком, художником. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия. - Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (думать) Вывешиваю карточку - Посмотрите на экран. Давайте устно, по цепочке будем менять эти слова, ставя их в предложный падеж и называя окончание. Например: Кукла – (о чём?) о кукле. (Дом, мама, собака, сон, слон, коробка, арбуз, кровать, учебник, зоопарк, трон, корона, бумага, солнце, космонавт, футбол, рубашка.). СЛАЙД 4 Оцените себя. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Выполнять устное упражнение. Отвечать на вопросы учителя. Строить речевые высказывания. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником. | 15 мин. | Парная работа. Упр. 98 будем работать в парах. Какое задание будем выполнять? Работал (на чем?) на почте, сказал (при ком?) При товарище, читал (о чем?) о космосе, пришел (в чем?) в пальто. СЛАЙД 5 - Докажи, почему так? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ. СЛАЙД 6 Роль в предложении - Что можно сделать с этими словами? - Составьте два предложения. Выполним разбор предложений. - Задайте вопрос и определите падеж имён существительных. Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились. Работа по вариантам - Разбор 1 предложения по членам предложения. Дедушка рассказывал о внуке. - Разбор 2 предложения по членам предложения. В воздухе кружились листочки. - Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.) Групповая работа. Работают в группах на листочках. Измените по падежам слова. Звезда, солдат, папа Раздаю карточки для групповых работ. СЛАЙД 7 - Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает? - Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает. Я скучаю. Что ж, я лучше помечтаю, Очень я люблю мечтать, Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о (корона). Буду в ней сидеть на (трон). Я мечтаю о (слон), Чтоб кататься при (луна). Я мечтаю о (серёжки) Вечерами в (полутьма). Я мечтаю об (орёл). Буду с ним летать на (воля), Буду я учиться в (школа). Ой, мечтаю я уже О предложном падеже! - В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами? - Ребята, а о чём мечтаете вы? Хочу, чтоб ваши мечты сбылись. | Читать задание. Отвечать на вопросы учителя. Выполнять задание. Отвечать на вопросы учителя. Составлять предложения. Читать стихотворение. Отвечать на вопросы учителя. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме. |
Итог урока. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение. | 2 мин. | - Давайте вспомним тему урока? - На какие вопросы отвечает предложный падеж? - Поставьте в предложный падеж следующие слова: кровать, диван, сон, рука. - Какие мы ставили задачи к уроку? - Все ли задачи нам удалось решить на уроке? Нужно ли нам знать и изучать падежи? Для чего? | Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |