Мотивация к учебной деятельности Словсеный: беседа | 2 мин | Учите, дети, русский к ряду. Учите с душой, с усердием, трудом. Вас ждёт великая награда И та награда в нём самом… (М. В. Ломоносов) - С какой просьбой обращается Ломоносов к детям? - Как вы понимаете значение слова «награда»? | Слушать учителя Отвечать на вопросы | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
Актуализация знаний Словесный: ответы на вопросы Словесный: формулирование темы и цели урока Словесный: беседа Словесный: слово учителя Словесный: ответы на вопросы | 5-8 мин | - Посмотрите на доску. Что вы заметили? (не верно поставлены вопросы) И. п. кто? что? Р. п. кому? чему? Д. п. кого? что? В. п. кого? чего? Т. п. кем? чем? - Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого? (Пр.п) - Какова тема нашего урока? (Предложный падеж) - Какая будет цель урока? (Узнать подробнее о предложном падеже) - Составим маршрут нашего движения к новым знаниям. Маршрут движения. 1. Название падежа. 2. Вспомогательное слово. 3. Вопросы падежа. 4. Предлоги падежа. 5. Член предложения - Работаем по 1 пункту маршрутного листа. - Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный, потому что он употребляется только с предлогами - Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? (употребляется с предлогами) - Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (предлог) | Выполнять задание Отвечать на вопросы Формулировтаь тему и цель урока Участвовать в беседе Слушать учителя Высказывать собственное мнение | П.:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия К.: аргументация своего мнения ; учет разных мнений П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств К.: аргументация своего мнения ; учет разных мнений Л.: смыслообразование |
Решение частных задач Практический: работа с учебником Словесный: ответы на вопросы Практический: выполнение письменного упражнения Практический: чтение стихотворения Праткический: задание в рабочей тетради Словесный: беседа Словесный: ответы на вопросы Практический: проверка Практический: чтение отрывков Практический: работа по учебнику Практический: самостоятельная работа в парах Словесный: ответы на вопросы Практический: работа в парах Словесный: ответы на вопросы | 25 мин | - Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения о языке. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже. - Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа. (о ком? О чем? При, о, об, на, в, во; дополнение) - Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? (вопросами, предлогами) - Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов?(и.п.) А какой только с предлогами? (п.п.) Работа по учебнику. Найдите упр.97. - Работаем по «цепочке» у доски. Задать вопрос, указать падеж всех выделенных существительных. - С какими предлогами употреблены? - А сейчас выполним упражнение в Р.Т. упр.86. - Даша, прочитай стихотворение выразительно. - Какие слова указывают на признаки данного падежа? Подчеркните их. - Впишите в сигнальную карточку вопросы, на которые отвечает предложный падеж. Выполним упр.98 из учебника. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (выписать словосочетания с им.сущ.в П.п.) - Как определить падеж имен существительных? (нужно задать вопрос от главного слова) -Какое словосочетание выпишем? (работал на почте – П.п.) - Как узнали, что это П.п.? (задала вопрос: работал на чем?) - Какое словосочетание выпишем? (сказал при товарище) - Докажи, что это П.п. (сказал при ком? при товарище) - Хорошо. Остальные словосочетания выпишите самостоятельно. - Давайте проверим. Прочитайте, какие словосочетания выписали. Молодец. У кого получилось не так? - А теперь выполним упр. 99. - Прочитайте первое четверостишье. Из какой сказки данный отрывок? (сказка о царе салтане) - Прочитайте второй отрывок? (сказка о рыбаке и рыбке) - Посмотрите, как много в этих отрывках устаревших слов. Найдем к каждому толкование (злате – золотые украшения, в палате – большая комната, на престоле – царский трон, в венце – царская корона, душегрейка – теплая женская кофта без рукавов, кичка – головной убор, маковка – макушка головы, парчовая – из плотной ткани) - Спишите самостоятельно один из отрывков. Укажите падеж над им.сущ. - А сейчас поработаем в парах. Найдем упр. 100. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Составить предложения) - Расскажите как будем составлять из данных слов предложения? (Задавать вопрос от главного слова) - Приведи пример, разберем первое предложение. (Люди живут (в чём?) в домах) - Хорошо. А теперь объеденитесь в пары, составьте предложения из все данных слов. Запишите три предложения. Выделите окончания им. сущ. в П.п. Составьте и запишити свое предложения на данную тему. - В каких предложениях вы употребили слово живет, а в каких находится? Почему? (одушевленный им.сущ – живет, неодушевленный – находится) | Читать правило Отвечать на вопросы Выполнять упражнение Записывать вопросы Читать задание Отвечать на вопросы Отвечать на вопросы Выполнять упражнение Читать отрывки Разбирать устаревшие слова Списывать отрывок в тетрадь Отвечать на вопросы Работать в парах Составлять и записывать предложения | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания. П.: выполнение действий по алгоритму П.: осознанное построение речевого высказывания; П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств П.: осознанное построение речевого высказывания; К.: аргументация своего мнения ; учет разных мнений Л.: смыслообразование К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания. |