План урока
1 . Усиление иностранного влияния на Россию
2. Симеон Полоцкий
3. Политический курс Б.Морозова и И.Милославского
4. Реформы А.Л.Ордина-Нащокина
5. Реформаторские планы В.Голицына
1 . Усиление иностранного влияния на Россию
Постоянные войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством, Турцией вели к усилению зарубежного влияния на внутреннюю и внешнюю политику, а также на быт и традиции населения.
1 . Усиление иностранного влияния на Россию
Немецкая слобода. Художник Бенуа
Мушкетер из полка иноземного строя. 1630-34 гг.
С начала правления Романовых в России стало появляться значительное число иностранных военных специалистов, врачей, аптекарей. Они с семьями селились на окраине Москвы – Немецкой слободе (Кукуй). При Алексее Михайловиче в России по западным образцам был создан воинский устав; голландцы участвовали в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля «Орёл». В моду входили западноевропейская одежда, танцы, иностранные языки.
1 . Усиление иностранного влияния на Россию
Западное влияние на Россию усилилось после присоединения Левобережной Украины и Киева. В Москву приезжали носители польской культуры из числа белорусов и украинцев. Они оказали значительное влияние на развитие российского образования, церковных обрядов, художественной культуры.
2. Симеон Полоцкий
Выходец из Белоруссии Самуил Петровский- C итнианович (1629-1680) закончил Киево-Могилянскую академию и около 1656 г. постригся в монахи, где принял имя Симеона. Симеон жил в Полоцком монастыре, где учительствовал, писал стихи на белорусском и польском языках. Симеон выступал за объединение белорусского, украинского и русского народа в рамках русского государства. С 1664 г. начинает преподавать в Заиконоспасском монастыре в Москве. Царь Алексей Михайлович поручил ему воспитание и образование своих детей. Федор и Софья были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, в том числе знание европейской истории, культуры и иностранных языков.
Фёдор
Софья
3. Политический курс Б.Морозова и И.Милославского
Боярин Борис Морозов был воспитателем будущего царя Алексея Михайловича и после его воцарения возглавил пять приказов. При нем приказы возглавили способные люди незнатного происхождения, заменившие родовитых предшественников. Дьяком Посольского приказа был назначен ярославский купец Назарий Чистой, а его брат возглавил Монетный двор. Реформаторы стремились использовать в России голландский опыт.
Б.Морозов
Морозов направил стольника Илью Милославского в Голландию для изучения опыта создания армии и производства вооружений. Реформаторы планировали провести налоговую реформу по голландскому образцу, заменив прямое налогообложение косвенным. Это привело к многократному повышению цен на соль и табак, что вызвало волнения и восстания во многих городах (в Москве Соляной бунт 1648 г.)
3. Политический курс Б.Морозова и И.Милославского
В результате Соляного бунта в Москве большинство реформ были приостановлены, Б.Морозов отправлен в отставку, многие реформаторы (Н.Чистой) убиты. Одним из важнейших результатов реформ Морозова и Милославского стало создание русской регулярной армии.
Полки нового строя
4. Реформы А.Л.Ордина-Нащокина
Внешняя политика
А.Л.Ордин-Нащокин поступил на военную службу в 17 лет. Позже находился на дипломатической службе (союзный договор 1656 г. с Курляндией, перемирие 1658 г. со Швецией, 1667 г. – Андрусовский мир с Польшей). С 1667 г. возглавил Посольский приказ. Был сторонником военного союза с Польшей против Турции.
В 1671 г. Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после этого постригся в монахи.
Внутренняя политика
А.Л.Ордин-Нащокин
- Предложил сократить дворянское ополчение и увеличить число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность ; пытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу; отменил привилегии иностранных купцов и предоставил льготы российским; по его проекту была установлена почтовая связь между Москвой, Ригой и Вильно.
4. Преобразовательные планы В.В.Голицына
Князь Василий Васильевич Голицын в период регентства Софьи (1682-1689) был фактическим правителем России.
При его поддержке в 1687 г. в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже академия); отменена смертная казнь за «возмутительные слова» против власти; вводились европейские формы быта.
После прихода к власти Петра I в 1689 г. был отправлен в пожизненную ссылку.
В.В.Голицын
Поддерживал отечественные торговлю и ремесла, выступал за развитие инициативы подданных; выступал против крепостного права и за введение «поголовной» подати с крестьянских хозяйств; считал, что России нужна наемная армия, а не дворянское ополчение.
Полные блоки презентаций
по Истории, Обществознанию и МХК
Вы можете найти на сайте
http://presentation-history.ru/
На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.
Домашнее задание
1. Изучить параграф 2
2. Ответить на вопросы на стр.17 (устно)
3. Ознакомиться с Документом на стр.18 и ответить на вопросы к нему (устно)