Просмотр содержимого документа
«Преемственность ООО и СОО по русскому языку»
Преемственность программ ООО и СОО по русскому языку как условие реализации системно-деятельностного подхода
- Преемственность – это единая система требований к организации деятельности детей и ее оценке. Преемственность должна осуществляться на уровне:
- целей и задач; содержания образования; организационных форм; планируемых результатов.
- целей и задач;
- содержания образования;
- организационных форм;
- планируемых результатов.
- Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Системно – деятельностный подход ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Позиции, характеризующие ученика средней школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника основной школы.
Планируемый результат ПООП СОО «Русский язык» : выпускник на базовом уровне научится использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации.
Работа с источниками информации
ПООП СОО
ПООП ООО
Выпускник научится:
Выпускник на базовом уровне научится:
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- использовать орфографические словари;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам;
Чтение и аудирование
ПООП ООО
ПООП СОО
Выпускник научится:
Выпускник на базовом уровне научится:
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
Информационная переработка текста
ПООП ООО
ПООП СОО
Выпускник научится:
Выпускник на базовом уровне научится:
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
Создание текстов
ПООП ООО
ПООП СОО
Выпускник научится:
Выпускник на базовом уровне научится:
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
Говорение
ПООП ООО
ПООП СОО
Выпускник научится:
Выпускник на базовом уровне научится:
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
Культура речи
ПООП СОО
Выпускник на базовом уровне научится:
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
ПООП ООО
Выпускник научится:
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- Предметные результаты освоения ПООП ООО с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
ФГОС СОО – П.6
Предметные результаты:
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области,
Метапредметные результаты: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
-способность их использования в познавательной и социальной практике,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, -сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру,
-способность ставить цели и строить жизненные планы,
-самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории,
-способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
-владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
- Одной из главных целей реализации основной образовательной программы среднего общего образования является "...становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению..."