Преемственность в работе учителей–логопедов дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Учитель-логопед: Латышева В.Н.
Цель преемственности в работе – это создание системы непрерывного развивающего образования детей от 3-х до 10 лет. Преемственность с позиции школы – это опора на имеющиеся знания, навыки и умения, у детей. Организация работы в школе происходит с учетом дошкольного уровня развития ребенка.
Преемственность является двусторонним процессом. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка. С другой – школа-преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.
Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие помогает логопедам дошкольных образовательных организаций, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе. А также познакомиться с направлениями и методами коррекционной работы на школьном логопункте, чтобы наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, для предупреждения этих трудностей.
Взаимосвязь и преемственность между звеньями логопедических служб:
Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры.
Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.
В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольной образовательной организации и школе.
В-четвертых, на начальном этапе, то есть при поступлении в речевую группу детского сада или логопедический пункт, логопеду ДОО необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционную работу, это дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.
Существуют требования школы к речевым навыкам первоклассника, они выглядят так:
ясное произношение всех звуков родного языка;
полная сформированность фонематических процессов;
умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка;
готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;
умение ребенка говорить, меняя динамику и темп речи;
использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;
должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;
ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.
Но, к сожалению речевое развитие первокласника зачастую далеко от идеала, и нам встречаются такие нарушения как:
- несформированность звуковой стороны речи,
- бедность словарного запаса,
- нарушение в грамматическом оформлении речи,
ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;
низкий уровень операций обобщения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений;
слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.
Исходя из того, что речевое развитие ребёнка начинается до школы, в его коррекции участвует учитель - логопед ДОУ .
Целью деятельности учителя-логопеда ДОУ является: оказание своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.
Задачами учителя-логопеда ДОУ являются:
Своевременное выявление нарушений развития речи детей. Определение уровня и характера нарушения;
Обеспечить систему средств и условий для устранения у детей речевых недостатков;
Устранить дефекты звукопроизношения и развивать фонематический слух;
Развивать навыки звукового анализа и синтеза (формирующего предпосылки к овладению письма и чтения);
Уточнить, расширить и обогатить лексический запас;
Сформировать грамматический строй речи;
Развить связную речь.
Диагностическое направление: комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, что позволяет провести качественную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.
Логопедическое обследование является структурным компонентом системы работы по развитию
звукопроизносительной стороны речи:
установление контакта с ребёнком;
сбор информации об особенностях раннего речевого развития;
диагностику уровня развития ВПФ;
разработку перспективного плана индивидуальной коррекционной работы;
отслеживание динамики в состоянии произносительной стороны речи.
Коррекционно- развивающее направление учителя-логопеда:
Основная организационная форма коррекционной работы учителя-логопеда – индивидуальные занятия. Они дают наилучший эффект.
Групповые занятия организуются на определенных этапах логопедической работы (комплектуются по возрасту сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения)
Результат совместной работы логопедов ДОО и школы:
возможность отслеживания логопедами ДОО результатов обучения детей-логопатов в школе с целью совершенствования коррекционной работы;
прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.
сформированное позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;
достижение необходимого уровня читательской компетенции и общего речевого развития;
овладение чтением как видом коммуникативной деятельности.
Работа по организации преемственности, должна проводиться педагогическими коллективами совместно и системно.
Таким образом период подготовки детей с ФФНР и ОНР к школе, мы создаем коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Благодаря этому наши выпускники оказываются полностью адаптированными и подготовленными к школьному обучению.