Преобразующая деятельность человека и технологии. 5 класс.
Выполнила: Капустенко Л.Е.,
учитель технологии МБОУ «Средняя школа № 10» Петропавловск-Камчатского городского округа.
Что необходимо в жизни человеку?
У каждого есть желания и потребности.
Для их удовлетворения существуют различные блага.
Товары и услуги называют потребительскими благами .
Их можно разделить на свободные (доступные, бесплатные), экономические (за деньги или в обмен).
Потребности.
- Часто возникают ситуации в жизни человека, когда ему чего-то недостаёт. Какие-то потребности в данный момент очень важны, какие-то не являются существенными.
- Потребности – это одна из причин активности человека , так как после осознания своих потребностей у человека появляется цель их удовлетворения и задачи для дальнейшей деятельности.
Материальные блага.
- Материальные блага – еда, напитки, обувь, телефон, машина, различные вещи.
Нематериальные блага.
Нематериальные блага – услуги, которые оказывают людям.
Это может быть и обязательство, договор между людьми. Например, обязательство хорошо учиться, данное вами родителям.
Антиблага.
- Это могут быть некоторые, желаемые человеком объекты: много жирной и сильно сладкой пищи, табак, алкоголь, которые приводят к разрушению организма .
Ответь на вопросы:
- Что называется потребительскими благами?
- Перечислите какие материальные блага вы получали и получаете.
Деятельность.
- Деятельность бывает: исследовательская и преобразующая.
- Исследовательская деятельн ость служит для познания законов природы.
- Преобразующая деятельность предназначена для создания необходимых человеку изделий. Это обработка материалов: древесины, металла, тканей и т.д.
Информация.
- Исследовать и преобразовывать можно и информацию.
- Как???
Производство.
- Производство - это создание всего, что необходимо людям для их жизни: еда, предметы труда, средства передвижения, услуги здравоохранения и т.д.
Это все называется потребительскими благами .
Человеку такие блага не даются в готовом виде. Всё это создается на заводах, фабриках, фермах и т.д.
Производство потребительских благ.
- Процесс воздействия человека на то, что он взял из природы, для получения необходимых ему материальных благ и услуг – производство.
Производством материальных благ является выращивание зерна, разведение домашних животных, ловля рыбы, добывание нефти и угля, строительство зданий, выпечка хлеба, создание автомобилей и т.д.
Если бы в мире все производства остановились на длительное время, то человечество могло бы стать первобытным. Поэтому производство является основой жизни и развития любого общества .
Материальное производство.
- Материальное производство происходит на предприятиях, которые создают материальные блага. Производство в одной конкретной области называется отраслью производства.
Отрасли: растениеводство, животноводство, автомобилестроение и т.д.
Нематериальное производство.
- Создает блага для удовлетворения нематериальных потребностей.
Это кинофильмы, театральные спектакли, услуги медицины, образования и многое другое.
Отрасли: здравоохранение, образование, искусство, бытовое
обслуживание, торговля.
Профессии.
- Созданием услуг занимаются люди различных профессий.
- Человек выполняющий свою работу качественно, грамотно называется специалистом .
- Профессионалом может быть специалист любой сферы: строитель и врач, официант и художник, журналист и программист. Многие из них становятся изобретателями нового в создании потребительских благ.
- Чтобы стать профессионалом надо много трудиться. Уже сегодня каждый школьник должен задуматься о своей будущей профессии.
Ответь на вопросы:
- Что такое производство?
- Назовите виды производства в сфере услуг.
- Обоснуйте, почему торговля не относится к материальному производству, ведь из магазина люди уходят с покупками.
ТЕХНОЛОГИЯ.
- Произошло от двух древнегреческих слов : Techne + Logos
Мастерство + знание, наука.
Технология – это знания о мастерстве в человеческой деятельности. Это наука о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека.
Виды технологий:
- Материальные (преобразование, обработка материалов).
- Энергетические (использование, передача, производство энергии).
- Информационные (преобразование, обработка информации).
- Социальные (работа с людьми).
- Человек создаёт и использует различные технологии для удовлетворения своих потребностей. Он преобразует окружающий мир.
- Потребности бывают:
- Интеллектуальные потребности - потребности в знаниях, в творчестве, в решении задач, в раскрытии тайн, в познании нового.
- Физиологические потребности – необходимое для поддержания физической жизни человека. Пища, одежда, жильё и т.п.
Окружающий мир.
Нас окружает всё, что создано природой и человеком.
Этот мир можно разделить на две части.
- Мир природы.
- Мир, созданный человеком. Искусственные технические объекты.
Техносфера.
- Техносфера – это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она появилась в результате их деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Камни в горах – часть природы. Камни, использованные в строительстве – техносфера.
Мир, в котором есть искусственные технические объекты, изготавливаемые и используемые человеком и есть техносфера.
Неживые Объекты техносферы.
Объекты живой природы, выведенные и выращенные людьми.
Ответь на вопросы:
- Что такое техносфера?
- Случайно выросший куст красной смородины – это объект природы или техносферы?
Обоснуй свой вывод.
Техника.
- В своей практической деятельности человек использует инструменты и оборудование. Иногда, для обозначения инструментов и оборудования используют слово «техника».
- Техника – это инструментальное обеспечение технологий.
- Инструменты – это устройства, необходимые для создания объекта (ножницы, иголка и т.д.)
- Оборудование – это машины и устройства, используемые человеком в своей преобразующей деятельности (швейная машина, плита и т.п.)
- Автоматические устройства , работают без участия человека по программе, заданной людьми. (Электроутюг).
Средства умственного труда.
Средства ручного труда .
Средства жизнеобеспечения.
- Слово «техника» в переводе с греческого обозначает «искусство, мастерство, умение».
- Сначала техникой называли приемы работы ( техника работы пекаря, гончара и других мастеров).
- Сейчас этим словом часто называют, созданные человеком инструменты, приспособления, механизмы, машины. Техника создаётся для облегчения труда людей.
- Люди создают технические устройства (инструменты, оборудование) и ТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ (плотины, мосты, дороги). Всё это и есть техносфера.
- Техника – это также здания и сооружения, дороги и каналы, средства общественного транспорта.
- Техника – это коммунальное бытовое оборудование, холодильники, пылесосы, кухонные и стиральные машины.
- Техника – это также средства транспорта и связи.
- Техника – это оборудование для личного пользования (шариковая ручка, парта и др.).
Ответь на вопросы:
- Какие значения имеет слово «техника»?
- Назови виды техники.
- Можно ли техникой назвать карандаш, почему?
- Чем ручные инструменты отличаются от механизированных?
- Какие бывают машины?
- Назови технические устройства для швейной промышленности?