СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преодоление трудностей в чтении

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Преодоление трудностей в чтении»

Преодоление трудностей при обучении чтению.

Не секрет, что современные дети мало читают. У них появилось слишком много соблазнов, отвлекающих их от чтения и не позволяющих им получать от него

удовольствие и, как следствие, расширять словарь, развивать «чувство языка», образное мышление, память, закладывать основы будущего грамотного письма на родном языке.

Однако и в современных условиях можно привить ребенку любовь к чтению. Как

известно, дети не любят делать то, что им трудно. Для того чтобы ребенок научился

читать и начал получать от этого удовольствие, увлекся процессом чтения, нужно создать необходимую базу. Педагоги и родители должны понимать, что технического заучивания букв и слогов недостаточно для успешного овладения чтением. Независимо от того, на каком этапе у ребенка возникают сложности (при чтении букв, слогов, слов, коротких

предложений), работу целесообразно проводить, соблюдая следующую последовательность:

  • повторение за педагогом (родителем);

  • проговаривание вместе со взрослым;

  • самостоятельное чтение.

Следует отметить, что трудности в овладении чтением могут быть вызваны также

следующими особенностями в развитии ребенка: отсутствие или недостаточно развитое чувства ритма, трудности переключения артикуляционного аппарата, сужение зрительно- го поля и др. Все эти проблемы могут отразиться на различных сферах познавательной деятельности, и требуют специальной коррекции.

Для улучшения техники чтения возможно использование проекторов, компьютерных программ и видеокараоке, которые очень интересны детям. На начальном этапе

рекомендуется использовать мелодии в медленном темпе и знакомые детям песни. Это значительно облегчает детям процесс овладения чтением и повышает учебную мотивацию.

Важно подчеркнуть, что обучение чтению требует ежедневной тренировки. На начальном этапе ребенок должен читать два раза в день по 15-20 минут. Необходимо, чтобы дома был хотя бы один взрослый человек, заинтересованный в этом процессе и способный

помочь ребенку организовать ежедневные занятия, закрепить то, что уже отработано в классе, проверить выполнение домашнего задания по чтению.

Обучение чтению включает в себя два главных направления: техника чтения и понимание прочитанного.

Рассмотрим возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, как при освоении техники чтения, так и при понимании текстов.


    1. Трудности усвоения образа печатной буквы

Этапы работы:

      • подготовительный этап;

      • запоминание печатной графемы;

      • воспроизведение печатной графемы;

      • дифференциация печатной графемы из ряда других. Возможные формы работы:

      • всевозможные виды манипуляций с печатной графемой: обведение трафаретов, обведение по кальке, раскрашивание, шнуровка, запоминание одного изображения и нахождение его среди других;

      • игра «На что похожа графема» - разглядывание, называние похожих предметов, стихи для запоминания;

      • нахождение и выделение элементов, из которых состоит графема;

      • конструирование графемы (из элементов, из проволоки, ленты, лепка из пластилина и выкладывание поверх пластилина крупой);

      • нахождение в ряде других графем, в тексте заданной графемы;

      • нахождение заданной графемы в зашумленном поле;

      • «пройти по маршруту» - пройти ногами по нарисованной на большом листе бумаги, на полу, выложенной лентой графеме буквы;

      • стирание графемы пальцем с доски;

      • проведение контура графемы пальцем на песке, манке, бархатной бумаге;

      • выделение общего элемента в разных графемах, найти сходства и нахождение различий;

      • угадывание графемы с закрытыми глазами, когда учитель пишет ее пальцем на ладони, спине;

      • «волшебный мешочек» - среди пластмассовых букв в мешочке определить на ощупь, какую ты держишь в руке;

      • достраивание, дописывание графемы;

      • игра в «лото», «шетогу» с печатными буквами.

    1. Слияние слогов

Этапы работы:

      • заучивание слогов целиком;

      • чтение открытых слогов вида: МА, МУ, ША, ШУ и т.д.;

      • чтение слов, состоящих из изученных открытых слогов, МА-МА, МА-ША;

      • чтение закрытых слогов АМ, УМ и т. д;

      • чтение слов, состоящих из комбинаций пройденных видов слогов, УШ-ЛА, УМ- НА;

      • чтение трехбуквенных слов;

      • чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;

      • чтение слогов со стечением согласных и т.д. Возможные формы работы:

      • чтение по слоговым карточкам;

      • чтение по слоговым таблицам с определенными типами слогов, чтение слогов в таблице по строчкам, по столбикам, нахождение заданных слогов, возможных слов, нахождение слов среди слогов и др.;

      • чтение по текстам букваря, азбуки и др.;

      • чтение по разрезной, магнитной азбуке;

      • нахождение и обведение названных учителем слогов в ряде предложенных;

      • составление слов из выделенных слогов;

      • чтение - игра с кубиками (на всех гранях кубиков написаны пройденные слоги;

кубик кидают друг другу, читают слоги и проверяют правильность прочтения партнером).

    1. Зеркальность (при чтении открытых, закрытых слогов).

Этапы работы:

      • маркировка левой стороны листа;

      • маркировка первой буквы в слоге;

      • автоматизация чтения изученных слогов (тщательно отработать пройденные слоги, не приступая к изучению новых);

      • упражнения на дифференцировку открытых - закрытых слогов. Возможные формы работы:

      • маркировка первой буквы слога педагогом;

      • маркировка первой буквы слога ребенком;

      • обозначение стрелкой направления чтения слога;

      • чтение крупно написанных слогов с проведением пальцем в указанном направлении чтения (сначала открытые слоги, затем - закрытые);

      • составление открытых - закрытых слогов го магнитной (разрезной) азбуки: МА- АМ, РА-АР;

      • параллельное чтение открытых и закрытых слогов;

      • чтение цепочек, включающих зеркальные слоги;

      • чтение - игра с кубиками (на всех гранях кубиков написаны пройденные слоги;

кубик кидают друг другу, читают слоги и проверяют правильность прочтения партнером). Пример цепочки: МА-АМ-АЛ-АР-РА-КА-АК...

    1. Трудности слияния слогов в слово.

Этапы работы:

      • чтение двухсложных слов из простых открытых слогов при минимальном наборе по¬следнихМА-МА, МА-ША;

      • чтение двухсложных слов из комбинаций открытых и закрытых слогов УШ-ЛА, УМ-НА;

      • чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;

      • чтение слогов со стечением согласных и т.д.

Возможные формы работы:

      • чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;

      • чтение слов нараспев с ускорением;

      • чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

      • элементы глобального чтения - запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

      • составление слов из одного данного слога и набора подходящих: МА + МА, ША, КИ, НЯ, ЛА, ЛО, ШУ;

      • чтение слов, отличающихся одной-двумя буквами с предварительным анализом различий;

      • чтение столбиков слов с одинаковыми гласными с предварительным выделением этой гласной;

      • чтение столбиков слов с одинаковой концовкой с предварительным выделением этой концовки;

      • чтение форм одного и того же слова с предварительным выделением общей части;

      • игра «Подскажи конец словечка»;

      • нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

      • самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

      • нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по гори¬зонтали - слева направо, по вертикали — сверху вниз, по диагонали;

      • самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой

таблице по горизонтали — слева направо, по вертикали — сверху вниз, по диагонали. Пример: игра «Подскажи конец словечка».


    1. Трудности при присоединении согласного к открытому слогу

Возможные формы и этапы работы:

      • присоединение к одному открытому слогу разных согласных букв: СО-К, СО-Р, СО-Н, СО-М; на начальном этапе лучше использовать разрезную или магнитную азбуку или кубики с написанными слогами и буквами, чтобы учащиеся могли сами присоединять согласную к открытому слогу. При произнесении учить детей тянуть детям предлагают тянуть слог, к которому присоединяется согласная;

      • укорачивание слова, состоящего из двух открытых слогов: МА-ЛА - МАЛ; СА-МА

      • САМ;

      • чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

      • элементы глобального чтения - запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

      • игра «Подскажи конец словечка»;

      • нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

      • самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

      • нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по гори¬зонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

      • самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали - слева направо, по вертикали - сверху вниз, по диагонали.

    1. Дифференцировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов при чтении.

Этапы работы:

      • заучивание слогов с гласными 1-го, 2-го рядов целиком;

      • чтение слогов в парах: МА-МЯ, НА-НЯ;

      • составление слов из слогов с гласными 1 и 2 ряда;

      • чтение трехбуквенных слов;

      • чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;

      • чтение слогов со стечением согласных и т.д. Возможные формы работы:

      • чтение слов в таблице, где в нечетных столбиках гласные 1-го ряда, а в четных - 2- го. Дети читают первый столбик сверху вниз, потом снизу вверх, потом так же второй столбик, затем слоги первых двух столбиков читаются построчно вниз, а потом вверх. От группового чтения можно перейти к работе в парах: один из пары - «учитель» - говорит, какой столбик/столбики читать и в каком направлении, второй читает, а «учитель» проверяет, потом дети меняются ролями и сравнивают, кто лучше прочитал. Такое

чте¬ние приводит к узнаванию слогов в лицо, целиком;

      • чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;

      • маркировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов в слогах, словах с последующим их прочтением;

      • составление слогов из магнитной или разрезной азбуки (учитель называет слоги, учащиеся должны составить названный слог; слог, противоположный данному, поверить правильность выполнения задания друг у друга и т.д.);

      • чтение слов нараспев с ускорением;

      • чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

      • элементы глобального чтения - запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

      • нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

      • самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

      • нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горзонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

      • самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в таблице по строчкам, по столбикам слева направо, сверху вниз и снизу вверх.

    1. Трудности при чтении слогов со стечением согласных.

Этапы работы:

      • чтение слогов со стечением согласных в начале: КРА, ДРУ;

      • формирование умения находить слова со стечением согласных:

      • чтение слов со стечением согласных в начале слова: ХЛЕБ, КРОТ ит.д.;

      • составление слов, состоящих из одного слога со стечением согласных и набора подхо-дящих слогов: КРО + ЛИК, ТЫ, ХА;

      • чтение слогов со стечением согласных в конце: АКР, ЕСЛ;

      • чтение слов со стечением согласных в конце слова: ШАРФ, ЛИСТ, КУСТ;

      • чтение слов со стечением согласных в сложных случаях: СОРВАЛИ, ОТКРЫТЫЙ. Возможные формы работы:

      • присоединение к одному открытому слогу разных согласных букв: К-РО, М-РО, П- РО, Д-РО;

      • чтение цепочек А-РА-КРА-КРАН-ЭКРАН с выделением всех получившихся слов из текста;

      • нахождение и выделение слогов со стечением согласных в ряде слогов, словах, в текстах;

      • маркировка одной согласной буквы точкой, оставшегося слога - дугой;

      • чтение набора из нескольких слогов с ускорением;

      • элементы глобального чтения - запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

      • чтение слов в таблицах;

      • нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

      • самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

      • нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по гори-зонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

      • самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице слева направо, сверху вниз, снизу вверх.

Примеры цепочек:

А-НА-ОНА-РОНА-ОРОНА-КОРОНА

У-РУ-ДРУ-ДРУГ-ОДРУГ-ОДРУГА-ПОДРУГА

о-во-вол-волк-волки

И-ИЛ-СИЛ-СИЛА-ОСИЛА-НОСИЛА

    1. Чтение сложных слов

Этапы работы:

      • чтение слов из простых открытых слогов при минимальном наборе слогов: МА- ШИ-НА, МА-ЛИ-НА, ЛИ-МО-НЫ;

      • чтение слов из комбинаций открытых и закрытых слогов АХ-НУ-ЛИ, УМ-НИ-ЦА;

      • чтение слов со стечением согласных и т.д.: СВА-РИ-ЛИ, КРО-КО-ДИЛ, НА-КЛО- НИ-ЛА.

Возможные формы работы:

      • составление слова из данных слогов: соедини, проведи дорожки так, чтобы из слогов получилось слово; читать слоги из правого и левого столбика или верхнего и нижнего ряда; слоги, выделенные одним цветом; одного размера;

      • чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;

-.чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

      • чтение слов, отличающихся одной-двумя буквами, с предварительным анализом различий;

      • чтение столбиков слов с одинаковыми гласными с предварительным их выделением;

      • чтение столбиков слов с одинаковой концовкой с предварительным их выделением;

      • чтение форм одного и того же слова с предварительным выделением общей части;

      • чтение слов целиком с выделением интонацией ударного слова после предварительной маркировки педагогом или ребенком;

      • игра «Подскажи конец словечка»;

      • нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

      • самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

      • нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице слева на-право, сверху вниз;

      • самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице слева направо, сверху вниз.

    1. Сложности в соединении слов в предложение и в повторении предложения.

Этапы работы:

      • чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим повторением предложения за педагогом;

      • чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;

      • чтение предложений, состоящих из трех-четырех слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;

      • чтение простых предложений, состоящих из пяти слов и более, с последующим самостоятельным повторением предложения;

Возможные формы работы:

      • многократное прочтение предложения и ответы на вопросы к каждому слову; затем повторение предложения;

      • прорисовывание каждого слова предложения с последующим повтором предложения по ряду картинок;

      • восстановление предложения с помощью деформированного ряда картинок (картинки перемешивает учитель - ребенок восстанавливает ряд и проговаривает

предложение; картинки перемешивает ребенок - учитель восстанавливает с ошибками, ребенок ищет ошибки; учащиеся работают в парах);

      • восстановление предложения: ребенку дается написанное на бумажной полоске предложение. После многократного прочтения ребенку предлагается разрезать

предложение на отдельные слова. Затем слова перемешиваются, и ребенок должен

восстановить предложение из разрозненных слов. После того как он это сделает, снова прочитывает его вслух и повторяет по памяти.

    1. Преодоление скандированного чтения.

Этапы работы:

      • преодоление проблемы на уровне чтения двусложных слов;

      • преодоление проблемы на уровне чтения трехсложных слов;

      • преодоление проблемы на уровне чтения предложений. Возможные формы работы:

      • пропевание слов под мелодию заданную педагогом (возможна работа с караоке);

      • чтение слов с различными интонациями: ласковой, вопросительной, серьезной, сердитой, повествовательной, побудительной;

      • чтение слов и предложений «на одном дыхании»;

      • чтение слов и предложений тихо, со средним уровнем громкости, громко;

      • выделение интонационно начала, середины, конца предложения;

      • чтение последовательно распространяемого предложения с предварительной маркировкой повторяющихся частей:

МАМА КУПИЛА

МАМА КУПИЛА КУКЛУ

МАМА КУПИЛА НОВУЮ КУКЛУ

МАМА КУПИЛА КРАСИВУЮ НОВУЮ КУКЛУ т.д.;

      • чтение цепочек слов с нарастающей и убывающей громкостью.

2. Проблемы понимания читаемого
  • Умение понять и повторить слово (словарный запас)

  • Умение вычленять непонятные слова из группы слов

  • Умение понять смысл короткого предложения и повторить его

  • Умение ответить на вопросы по прочитанному предложению

  • Умение сделать вывод из прочитанного

  • Умение понять смысл короткого текста

  • Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту

  • Умение пересказать текст своими словами

  • Умение понять скрытый смысл текста

  • Выразительное чтение

    1. Умение понять и повторить слово (расширение словарного запаса)

Этапы работы:

      • чтение и разъяснение смысла слов из простых открытых слогов МА-МА, МА-ША;

      • чтение и разъяснение смысла слов из комбинаций открытых и закрытых слогов УШ-ЛА, УМ-НА;

      • чтение и разъяснение смысла трехбуквенных слов;

      • чтение и разъяснение смысла трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;

      • чтение и разъяснение смысла слов со стечением согласных и т.д. Возможные формы работы:

      • многократное прочтение одного и того же слова с выбором нужного изображения из ряда рисунков; в случае затруднения педагог сам показывает ребенку соответствующий рисунок или реальный предмет;

      • выбор нужного слова из ряда слов к данному рисунку;

      • назвать одним словом все предметы (отработка групп слов: фрукты, овощи, животные, мебель, транспорт и т.д.);

      • подобрать второе слово в паре по аналогии с образцом: частное - общее, предмет - дей-ствие, предмет - признак и т.д.;

      • «четвертый лишний»;

      • отгадывание загадок;

      • введение наиболее употребительных глаголов с использованием различных игр:

«Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто как ест», «Кто что делает» и т.д.;

      • описание предметов по цвету, форме, величине и т.д.;

      • добавление недостающего слова в предложение: груша сладкая, а лимон - ...; певец поет, а врач - ...;

      • работа над словами - синонимами, антонимами, омонимами.

    1. Умение вычленять непонятные слова из группы слов.

Этапы работы:

      • педагог вместе с ребенком разбирает смысл каждого слова из предложенных с целью выявления непонятных, подчеркивает их и объясняет смысл;

      • ребенок самостоятельно разбирает предложенные слова, выявляет непонятное слово и подчеркивает его; а педагог объясняет смысл слова или подводит ребенка к пониманию значения слова (например, через родственные слова).

Возможные формы работы:

      • многократное прочтение одного и того же слова с выбором нужного изображения из ряда рисунков; в случае затруднения педагог сам показывает ребенку соответствующий рисунок или реальный предмет;

      • восстановление непонятных ранее слов из разрозненных слогов;

      • каждое непонятное слово заносится в предметный словарь (глагольный словарь) с соответствующим объяснением или рисунком;

      • выбор нужного слова из ряда слов к данному рисунку;

      • самостоятельное составление предложений с непонятными ранее словами;

      • многократное возвращение к непонятным ранее словам, включение их в новые тексты для прочтения.

    1. Умение понять смысл короткого предложения и повторить его.

Этапы работы:

      • чтение предложений, состоящих из двух слов (Мама ушла.Девочка ест), и выбор под-ходящего по смыслу рисунка;

      • распространение отработанных предложений путем добавления еще одного слова или слова с предлогом (Мама ушла гулять.Девочка ест кашу.) и выбор подходящего по смыслу рисунка.

Возможные формы работы:

      • подчеркивание и разбор непонятных слов в предложении;

      • многократное прочтение и повторение грамматической основы предложения; при неудач-ной попытке педагог помогает ребенку наводящими вопросами: «Кто?»; «Что сделал?»;

      • рисование и проигрывание смысла предложения;

      • выбор из двух, значительно отличающихся друг от друга, картинок одной, полностью соответствующей смыслу данного предложения: Предложение: КОТЕНОК ИГРАЕТ С МЯЧИКОМ.

Рис. 1: Собака грызет кость. Рис. 2: Котенок играет с мячом;

-- прочитать предложение и выполнить то, о чем там написано:

Предложение: МАЛЬЧИК НАРИСОВАЛ ДЕРЕВО. Учащийся должен прочитать предложение и нарисовать дерево.

    1. Умение ответить на вопросы по прочитанному предложению.

Этапы работы

      • чтение коротких предложений и выбор ответа с опорой на рисунок;

      • чтение коротких предложений и самостоятельный ответ;

      • чтение распространенных предложений и выбор ответа с опорой на рисунок;

      • чтение распространенных предложений и самостоятельный ответ;

      • формирование умения самостоятельно задавать вопросы к каждому слову в предложении.

Возможные формы работы:

      • подчеркивание и разбор непонятных слов в предложении;

      • многократное прочтение и повторение предложения с последующим ответом на наво-дящие вопросы;

      • выбор подходящего по смыслу рисунка;

      • проигрывание ответа;

      • игра «вопросы - ответы»: учащиеся задают друг другу вопросы по данному предложению и отвечают на них.


    1. Умение сделать вывод из прочитанного

Возможные этапы и формы работы:

      • подчеркивание и разбор непонятных слов в предложении;

      • повторное прочтение предложения (У Лары два шара);

      • детальный разбор предложения путем ответа на вопросы учителя (О ком идет речь в предложении?; Как зовут девочку?; Что у нее есть?Сколько у нее шаров?);

      • постановка проблемы: «Покажи, где нарисована Лара. Почему ты так решил?» (выбор из ряда рисунков подходящего);

      • нахождение учащимся (самостоятельно или с педагогом) в предложении слов, на основании которых он сделал вывод;

      • аналогичная работа проводится с небольшими текстами.

    1. Умение понять смысл короткого текста

Этапы работы

      • работа над пониманием смысла каждого предложения;

      • работа над пониманием смысла части текста;

      • формирование умения делить текст на смысловые части;

      • работа над пониманием смысла текста целиком. Возможные формы работы:

      • подчеркивание и разбор непонятных слов в каждом предложении;

      • многократное (от 3 до 7 раз) прочтение текста с повторением вслух каждого прочитанного предложения;

      • ответы на наводящие вопросы по тексту;

      • нахождение опорных слов в тексте, их прорисовывание, проигрывание;

      • раскладывание рисунков к тексту в правильной последовательности и объяснение данного выбора;

      • деление текста на части по смыслу, придумывание названия для каждой части текста;

      • ответы на вопросы по смыслу текста;

      • работа с диафильмами.


    1. Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту.

Этапы работы

      • повторение каждого прочитанного предложения;

      • ответы на вопросы по смыслу каждой части текста;

      • ответы на вопросы по смыслу всего текста. Возможные формы работы:

      • многократное (от 3 до 7 раз) прочтение текста с повторением вслух каждого прочитанного предложения;

      • подчеркивание и разбор непонятных слов в тексте;

      • нахождение ответов на вопросы в тексте;

      • ответы на вопросы по смыслу текста;

      • самостоятельная постановка вопросов к тексту (например, учащиеся задают вопросы или загадывают загадки друг другу после прочтения текста);

      • прослушивание нескольких вариантов ответов на вопрос, выбор правильного (варианты даются педагогом или учащимися).


    1. Умение пересказать текст своими словами

Этапы работы:

      • прочтение текста;

      • пересказ отдельных частей;

      • пересказ целого текста. Возможные формы работы:

      • многократное (от 3 до 7 раз) прочтение текста с повторением вслух каждого прочитанного предложения;

      • подчеркивание и разбор непонятных слов в тексте;

      • работа со словами-синонимами;

      • составление опорных рисунков к каждой части теста (к каждому предложению);

      • составление списка ключевых слов к каждой части теста;

      • нахождение ответов на вопросы в тексте;

      • развернутые ответы на вопросы по смыслу текста;

      • составление плана текста учителем (самостоятельно);

      • пересказ по картинкам к тексту;

      • пересказ по наводящим вопросам, заданным учителем (другими учащимися);

      • пересказ по опорным словам;

      • пересказ по плану текста, составленным учителем (самостоятельно);

      • самостоятельный пересказ.


    1. Умение понять скрытый смысл текста

Этапы работы

      • прочтение текста;

      • пересказ текста с подробным разбором;

      • выявление скрытого смысла.

Возможные формы работы:

      • развернутые ответы на вопросы по смыслу текста;

      • ответы на вопросы, помогающие ребенку понять характер героев и особенности описы-ваемой ситуации;

      • попытка переноса ситуации «на себя» с целью нахождения пути к пониманию скрытого смысла, проигрывание ситуации;

      • придумывание и детальный разбор ситуации, противоположной данной; возможных вариантов ситуации; возврат к анализу описываемой ситуаций;

      • придумывание, составление короткого текста со скрытым смыслом на заданную тему

программы.

    1. Выразительное чтение

Выразительное чтение требует достаточной готовности техники чтения и понимания прочитанного, умение ребенка выразительно читать свидетельствует о высоком уровне

развития навыка чтения. Тем не менее, начало работы над выразительным чтением может быть положено очень рано - тогда, когда ребенок знакомится со знаками в конце

предложения: точкой, вопросительным и восклицательным знаками. Для освоения этих знаков и соответствующих интонаций можно использовать прием чтения одного

предложения, например, «Папа приедет завтра» с разными интонациями. Для проверки возможности воспринять интонацию можно провести диктант, в котором одно слово произносится учителем с разной интонацией, например, «Пожар. Пожар! Пожар?».

Однако умение читать выразительно требует систематической работы, очень важно, чтобы дети освоили понижение голоса к концу повествовательного предложения, этот навык отрабатывается сначала при чтении отдельных предложений, а потом коротких текстов. Эти формы работы могут быть совмещены на одном уроке: сначала дети выделяют в тексте точки маркером, потом по очереди читают отдельные предложения, затем более продвинутый в чтении ученик читает весь текст.

Этапы работы:

  • формирование умения находить знаки препинания в конце предложения зрительно, выделять маркером,

  • формирование умения выделять знаки препинания в конце предложения интонационно;

  • формирование умения находить в коротком тексте знаки препинания в конце предложения зрительно, выделять маркером,

  • формирование умения выделять в коротком тексте знаки препинания в конце предложения интонационно;

  • формирование умения выделять знаки препинания в середине и в конце предложения зрительно и маркером,

  • формирование умения выделять знаки препинания в середине и в конце предложения интонационно;

  • формирование умения выделять в печатном тексте знаки препинания в середине и в конце предложения зрительно и маркером,

  • формирование умения выделять в печатном тексте знаки препинания в середине и в конце предложения интонационно.

Возможные формы работы:

  • маркировка знаков препинания ярким цветом, маркировка начала предложения другим цветом;

  • отхлопывание знаков препинания при чтении;

  • чтение предложений тихо, со средним уровнем громкости, громко;

  • маркировка слова, выделяемого голосом, в предложении (можно сопровождать отмашкой руки);

  • выделение интонационно начала повествовательного предложения, середины, конца (интонационное выделение логического ударения): Мама мыла раму. Мама мыла раму. Мама мыла раму. (Хорошим подспорьем для работы над логическим ударением может быть нахождение контекста, который требует выделения одного из слов

предложения, например: Бабушка мыла раму. - Нет, это мама мыла раму);

  • чтение предложений вида: «Беги!», «Помоги!»;

  • чтение общепринятых форм вежливого обращения: «Спасибо!», «Пожалуйста»,

«Здравствуйте!»;

  • чтение одних и тех же предложений с повествовательной, вопросительной и

восклицательной интонацией: Сегодня хорошая погода. Сегодня хорошая погода! Сегодня хорошая погода?;

  • интонационное выделение логического ударения в восклицательном предложении: Мама купила торт! Мама купила торт! Мама купила торт!;

  • выделение интонационно начала вопросительного предложения, середины, конца: Мама купила торт? Мама купила торт? Мама купила торт?;

  • чтение предложений с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией;

  • аналогичные формы работы при чтении текстов;

  • чтение стихотворных текстов с выделением пауз и ударений (паузы и ударения отмечаются условными знаками, затем отрабатывается выразительное чтение стихотворения по размеченному тексту, затем - по памяти);

  • чтение по ролям (там, где это позволяет текст, необходимо обсуждать внешний вид и характер героев, учить подбирать соответствующую интонацию голоса при чтении).

В заключение отметим, что чтение эмоционально окрашенных текстов с выражением может быть трудно детям с аутистическими расстройствами. С ними важно отработать восприятие разных по интонации предложений. Например, такому ученику можно дать роль судьи, с правильной ли интонацией прочитаны предложения: он следит по тексту с

выделенными маркерами знаками конца предложения за чтением других детей и вместе с учителем отмечает правильное и неправильное прочтение.

Литература :

  1. Архангельская Н., Карлсен Е. и др. Букварь. - М.: Просвещение, 1978.

  2. Ахутина Т.В., КамардинаКО., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. - М., 2012.

  3. ЖуковаН.С. Букварь. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, ЛИТУР, 2002.

  4. Зыкова Т.С., Морева Н.А. Чтение. 1 класс. - М.: Просвещение, 2002.

  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -М.: Владос, 2001.

  6. Кондранина Т.И. Чтение. 1 класс. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения. - М.: Издат-школа XXI век, 2000.

  7. Коренева Л.М. Логопедическое пособие. - М.: Издат-Школа, 2000.

  8. Лалаева Р.И Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998.

  9. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - С-Пб.: Союз, 2001.

  10. Матвеева А.Н. Мой добрый друг. - М.: Валент, 1994.