СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формула Пика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формула Пика"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кормиловского муниципального района «Юрьевская средняя общеобразовательная школа» Исследовательский проект «Формула Пика как один из рациональных способов нахождения площади многоугольников» Выполнила: ученица 11 класса Исангулова Виктория Руководитель: Касаткина Елена Викторовна, учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кормиловского муниципального района

«Юрьевская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательский проект

«Формула Пика как один из рациональных способов нахождения площади многоугольников»

Выполнила: ученица 11 класса Исангулова Виктория Руководитель: Касаткина Елена Викторовна, учитель математики

Цели Изучить иной способ определения S многоугольников, единую формулу для всех многоугольников – Теорему Пика Обосновать рациональность использования формулы Пика при решении задач на нахождение площади фигур, изображённых на клетчатой бумаге.

Цели

  • Изучить иной способ определения S многоугольников, единую формулу для всех многоугольников – Теорему Пика
  • Обосновать рациональность использования формулы Пика при решении задач на нахождение площади фигур, изображённых на клетчатой бумаге.
задачи Прочитать дополнительную литературу и сайты в интернете по теме проекта. Познакомиться с биографией Георга Пика Изучить теорему Пика Разобрать задачи из открытого банка заданий ФИПИ по ОГЭ Составить свои примеры на нахождение площади многоугольника на клетчатой поверхности Выступление перед обучающимися 8-ых и 9-ых классов и сбор статистических данных о времени необходимого для решения задач на нахождение площади различными способами Создание презентации

задачи

  • Прочитать дополнительную литературу и сайты в интернете по теме проекта. Познакомиться с биографией Георга Пика
  • Изучить теорему Пика
  • Разобрать задачи из открытого банка заданий ФИПИ по ОГЭ
  • Составить свои примеры на нахождение площади многоугольника на клетчатой поверхности
  • Выступление перед обучающимися 8-ых и 9-ых классов и сбор статистических данных о времени необходимого для решения задач на нахождение площади различными способами
  • Создание презентации
Гипотеза: мы считаем, что вычисление площадей сложных фигур с помощью формулы Пика легче, чем вычисление методом достраивания и разбивания фигур на части. Объект исследования: формула Пика для вычисления площадей многоугольников. Предмет исследования: применение формулы Пика при решении задач, на нахождение площади фигур, изображённых на клетчатой бумаге.
  • Гипотеза: мы считаем, что вычисление площадей сложных фигур с помощью формулы Пика легче, чем вычисление методом достраивания и разбивания фигур на части.
  • Объект исследования: формула Пика для вычисления площадей многоугольников.
  • Предмет исследования: применение формулы Пика при решении задач, на нахождение площади фигур, изображённых на клетчатой бумаге.
Способ - разбиение Решение : 1) S 1 =8 2 = 64 (кв. ед.) 2) S 2 = 6*6/2 = 36/2 = 18 (кв. ед.) 3) S 3 = 10*2/ 2 = 20/2 = 10 (кв. ед.) 4) S = 64+18+10 = 92 (кв. ед.) Ответ : 92 кв. ед.

Способ - разбиение

Решение :

1) S 1 =8 2 = 64 (кв. ед.)

2) S 2 = 6*6/2 = 36/2 = 18 (кв. ед.)

3) S 3 = 10*2/ 2 = 20/2 = 10 (кв. ед.)

4) S = 64+18+10 = 92 (кв. ед.)

Ответ : 92 кв. ед.

Способ – достраивание  Решение: 1) S ABF =3 * 2 : 2 = 3 (кв. ед.) 2) S ACD =2 * 1 : 2 = 1 (кв. ед.) 3) S CBE =1 * 1 : 2 = 0,5 (кв. ед.) 4) S CEDF =1 * 1 = 1 (кв. ед.) 5) S ABC = S ABF - (S BCE + S ACD + S CEFD ) = 3 - (0,5 + 1 + 1) = 0,5 (кв. ед.) Ответ: 0,5 кв. ед.

Способ – достраивание

Решение:

1) S ABF =3 * 2 : 2 = 3 (кв. ед.)

2) S ACD =2 * 1 : 2 = 1 (кв. ед.)

3) S CBE =1 * 1 : 2 = 0,5 (кв. ед.)

4) S CEDF =1 * 1 = 1 (кв. ед.)

5) S ABC = S ABF - (S BCE + S ACD + S CEFD ) = 3 - (0,5 + 1 + 1) = 0,5 (кв. ед.)

Ответ: 0,5 кв. ед.

Способ – достраивание Решение : S 1 = 4 * 7 – ((4 * 7 : 2) + (2 * 4 : 2)) = 28 – 18 = 10 (кв. ед.) S 2 = 2 * 1 : 2 = 1 (кв. ед.) S 3 = 5 * 1 : 2 = 2,5 (кв. ед.) S 4 = 5 * 3 = 15 (кв. ед.) S 5 = 2 * 3 : 2 = 3 (кв. ед.) S 6 = 3 * 3 : 2 = 4,5 (кв. ед.) S 7 = 2 * 3 : 2 = 3 (кв. ед.) S Ф = S 1 + S 2 + S 3 + S 4 + S 5 + S 6 + + S 7 = 10 + 1 + 2,5 + 15 + 3 + 4,5 + 3 = 39 (кв. ед.) Ответ : 39 кв. ед.

Способ – достраивание

Решение :

  • S 1 = 4 * 7 – ((4 * 7 : 2) + (2 * 4 : 2)) = 28 – 18 = 10 (кв. ед.)
  • S 2 = 2 * 1 : 2 = 1 (кв. ед.)
  • S 3 = 5 * 1 : 2 = 2,5 (кв. ед.)
  • S 4 = 5 * 3 = 15 (кв. ед.)
  • S 5 = 2 * 3 : 2 = 3 (кв. ед.)
  • S 6 = 3 * 3 : 2 = 4,5 (кв. ед.)
  • S 7 = 2 * 3 : 2 = 3 (кв. ед.)
  • S Ф = S 1 + S 2 + S 3 + S 4 + S 5 + S 6 + + S 7 = 10 + 1 + 2,5 + 15 + 3 + 4,5 + 3 = 39 (кв. ед.)

Ответ : 39 кв. ед.

Георг пик Георг Александр Пик ( 10 августа 1859 — 13 июля 1942) — австрийский математик, родился в еврейской семье. Круг математических интересов Пика был чрезвычайно широк. Им написаны работы в области математического анализа, дифференциальной геометрии, в теории дифференциальных уравнений и т. д., всего более 50 тем. Широкую известность получила открытая им в 1899 году теорема Пика для расчёта площади многоугольника. В Германии эта теорема включена в школьные учебники.

Георг пик

  • Георг Александр Пик ( 10 августа 1859 — 13 июля 1942) — австрийский математик, родился в еврейской семье.
  • Круг математических интересов Пика был чрезвычайно широк. Им написаны работы в области математического анализа, дифференциальной геометрии, в теории дифференциальных уравнений и т. д., всего более 50 тем.
  • Широкую известность получила открытая им в 1899 году теорема Пика для расчёта площади многоугольника. В Германии эта теорема включена в школьные учебники.
Алгоритм вычисления площади многоугольника с помощью формулы Пика 1.Отметить внутренние и граничные узлы. 2.Считаем количество внутренних узлов, граничных узлов. 3.Находим площадь фигуры по формуле:   S = В + Г : 2 - 1.   В – количество целочисленных точек внутри многоугольника Г – количество целочисленных точек на границе многоугольника

Алгоритм вычисления площади многоугольника с помощью формулы Пика

1.Отметить внутренние и граничные узлы.

2.Считаем количество внутренних узлов, граничных узлов.

3.Находим площадь фигуры по формуле:

 

S = В + Г : 2 - 1.

 

В – количество целочисленных точек внутри многоугольника

Г – количество целочисленных точек на границе многоугольника

Решение: S1 = 4 * 7 – ((4 * 7 : 2) + (2 * 4 : 2)) = 28 – 18 = 10 (кв. ед.) S2 = 2 * 1 : 2 = 1 (кв. ед.) S3 = 5 * 1 : 2 = 2,5 (кв. ед.) S4 = 5 * 3 = 15 (кв. ед.) S5 = 2 * 3 : 2 = 3 (кв. ед.) S6 = 3 * 3 : 2 = 4,5 (кв. ед.) S7 = 2 * 3 : 2 = 3 (кв. ед.) SФ = S1 + S2 + S3 + S4 + S5 + S6 + + S7 = 10 + 1 + 2,5 + 15 + 3 + 4,5 + 3 = 39 (кв. ед.) Ответ: 39 кв. ед. В = 35, Г = 10  S = 35 + 10 : 2 – 1= 39 (кв. ед.) Ответ: 39 кв. ед.

Решение:

S1 = 4 * 7 – ((4 * 7 : 2) + (2 * 4 : 2)) = 28 – 18 = 10 (кв. ед.)

S2 = 2 * 1 : 2 = 1 (кв. ед.)

S3 = 5 * 1 : 2 = 2,5 (кв. ед.)

S4 = 5 * 3 = 15 (кв. ед.)

S5 = 2 * 3 : 2 = 3 (кв. ед.)

S6 = 3 * 3 : 2 = 4,5 (кв. ед.)

S7 = 2 * 3 : 2 = 3 (кв. ед.)

SФ = S1 + S2 + S3 + S4 + S5 + S6 + + S7 = 10 + 1 + 2,5 + 15 + 3 + 4,5 + 3 = 39 (кв. ед.)

Ответ: 39 кв. ед.

В = 35, Г = 10

S = 35 + 10 : 2 – 1= 39 (кв. ед.)

Ответ: 39 кв. ед.

Формула Пика для окружностей 1 способ.   Решение по формулам : Примем за 3,14. R 1 = 2,9 R 2 = 2 S кол = (3.14 * 2.9 * 2.9) – (3.14 * 2 * 2) = (3.14 * 8.41) – (3.14 * 4) = 26.4074 – 12.56 = 13.8474 (кв. ед.) Ответ : 13,8474 (кв. ед.) 2 способ. Решение по формуле Пика : В 1 = 21 В 2 = 9 Г 2 = 16 Г 2 = 12 S БК = 21 + 16 : 2 – 1 = 28 (кв. ед.) S МК = 9 + 12 : 2 – 1 = 14 (кв. ед.) S кол = 28 – 14 = 14 (кв. ед.) Ответ : 14 (кв. ед.)

Формула Пика для окружностей

1 способ.

 

Решение по формулам :

Примем за 3,14.

R 1 = 2,9

R 2 = 2

S кол = (3.14 * 2.9 * 2.9) – (3.14 * 2 * 2) = (3.14 * 8.41) – (3.14 * 4) = 26.4074 – 12.56 = 13.8474 (кв. ед.)

Ответ : 13,8474 (кв. ед.)

2 способ.

Решение по формуле Пика :

В 1 = 21 В 2 = 9

Г 2 = 16 Г 2 = 12

S БК = 21 + 16 : 2 – 1 = 28 (кв. ед.)

S МК = 9 + 12 : 2 – 1 = 14 (кв. ед.)

S кол = 28 – 14 = 14 (кв. ед.)

Ответ : 14 (кв. ед.)

Статистика времени Традиционный способ (мин) По формуле Пика (мин) Кол-во учащихся, допустивших ошибки 8 класс (15 человек) ТС 6,8 Безошибочных работ 3,5 ФП 9 класс (15 человек) 6,6 10 ТС 3,7 3 10-11 классы (10 человек) ФП 4,7 13 5 12 2,4 7 Всего (40 учащихся): 2 4 6,3 3,4 8 0 27 6 10 10 13 30

Статистика времени

Традиционный способ

(мин)

По формуле Пика

(мин)

  • Кол-во учащихся, допустивших ошибки

8 класс (15 человек)

ТС

6,8

Безошибочных работ

3,5

ФП

9 класс (15 человек)

6,6

10

ТС

3,7

3

10-11 классы (10 человек)

ФП

4,7

13

5

12

2,4

7

Всего (40 учащихся):

2

4

6,3

3,4

8

0

27

6

10

10

13

30


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!