Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кормиловского муниципального района
«Юрьевская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательский проект
«Формула Пика как один из рациональных способов нахождения площади многоугольников»
Выполнила: ученица 11 класса Исангулова Виктория Руководитель: Касаткина Елена Викторовна, учитель математики
Цели
- Изучить иной способ определения S многоугольников, единую формулу для всех многоугольников – Теорему Пика
- Обосновать рациональность использования формулы Пика при решении задач на нахождение площади фигур, изображённых на клетчатой бумаге.
задачи
- Прочитать дополнительную литературу и сайты в интернете по теме проекта. Познакомиться с биографией Георга Пика
- Изучить теорему Пика
- Разобрать задачи из открытого банка заданий ФИПИ по ОГЭ
- Составить свои примеры на нахождение площади многоугольника на клетчатой поверхности
- Выступление перед обучающимися 8-ых и 9-ых классов и сбор статистических данных о времени необходимого для решения задач на нахождение площади различными способами
- Создание презентации
- Гипотеза: мы считаем, что вычисление площадей сложных фигур с помощью формулы Пика легче, чем вычисление методом достраивания и разбивания фигур на части.
- Объект исследования: формула Пика для вычисления площадей многоугольников.
- Предмет исследования: применение формулы Пика при решении задач, на нахождение площади фигур, изображённых на клетчатой бумаге.
Способ - разбиение
Решение :
1) S 1 =8 2 = 64 (кв. ед.)
2) S 2 = 6*6/2 = 36/2 = 18 (кв. ед.)
3) S 3 = 10*2/ 2 = 20/2 = 10 (кв. ед.)
4) S = 64+18+10 = 92 (кв. ед.)
Ответ : 92 кв. ед.
Способ – достраивание
Решение:
1) S ABF =3 * 2 : 2 = 3 (кв. ед.)
2) S ACD =2 * 1 : 2 = 1 (кв. ед.)
3) S CBE =1 * 1 : 2 = 0,5 (кв. ед.)
4) S CEDF =1 * 1 = 1 (кв. ед.)
5) S ABC = S ABF - (S BCE + S ACD + S CEFD ) = 3 - (0,5 + 1 + 1) = 0,5 (кв. ед.)
Ответ: 0,5 кв. ед.
Способ – достраивание
Решение :
- S 1 = 4 * 7 – ((4 * 7 : 2) + (2 * 4 : 2)) = 28 – 18 = 10 (кв. ед.)
- S 2 = 2 * 1 : 2 = 1 (кв. ед.)
- S 3 = 5 * 1 : 2 = 2,5 (кв. ед.)
- S 4 = 5 * 3 = 15 (кв. ед.)
- S 5 = 2 * 3 : 2 = 3 (кв. ед.)
- S 6 = 3 * 3 : 2 = 4,5 (кв. ед.)
- S 7 = 2 * 3 : 2 = 3 (кв. ед.)
- S Ф = S 1 + S 2 + S 3 + S 4 + S 5 + S 6 + + S 7 = 10 + 1 + 2,5 + 15 + 3 + 4,5 + 3 = 39 (кв. ед.)
Ответ : 39 кв. ед.
Георг пик
- Георг Александр Пик ( 10 августа 1859 — 13 июля 1942) — австрийский математик, родился в еврейской семье.
- Круг математических интересов Пика был чрезвычайно широк. Им написаны работы в области математического анализа, дифференциальной геометрии, в теории дифференциальных уравнений и т. д., всего более 50 тем.
- Широкую известность получила открытая им в 1899 году теорема Пика для расчёта площади многоугольника. В Германии эта теорема включена в школьные учебники.
Алгоритм вычисления площади многоугольника с помощью формулы Пика
1.Отметить внутренние и граничные узлы.
2.Считаем количество внутренних узлов, граничных узлов.
3.Находим площадь фигуры по формуле:
S = В + Г : 2 - 1.
В – количество целочисленных точек внутри многоугольника
Г – количество целочисленных точек на границе многоугольника
Решение:
S1 = 4 * 7 – ((4 * 7 : 2) + (2 * 4 : 2)) = 28 – 18 = 10 (кв. ед.)
S2 = 2 * 1 : 2 = 1 (кв. ед.)
S3 = 5 * 1 : 2 = 2,5 (кв. ед.)
S4 = 5 * 3 = 15 (кв. ед.)
S5 = 2 * 3 : 2 = 3 (кв. ед.)
S6 = 3 * 3 : 2 = 4,5 (кв. ед.)
S7 = 2 * 3 : 2 = 3 (кв. ед.)
SФ = S1 + S2 + S3 + S4 + S5 + S6 + + S7 = 10 + 1 + 2,5 + 15 + 3 + 4,5 + 3 = 39 (кв. ед.)
Ответ: 39 кв. ед.
В = 35, Г = 10
S = 35 + 10 : 2 – 1= 39 (кв. ед.)
Ответ: 39 кв. ед.
Формула Пика для окружностей
1 способ.
Решение по формулам :
Примем за 3,14.
R 1 = 2,9
R 2 = 2
S кол = (3.14 * 2.9 * 2.9) – (3.14 * 2 * 2) = (3.14 * 8.41) – (3.14 * 4) = 26.4074 – 12.56 = 13.8474 (кв. ед.)
Ответ : 13,8474 (кв. ед.)
2 способ.
Решение по формуле Пика :
В 1 = 21 В 2 = 9
Г 2 = 16 Г 2 = 12
S БК = 21 + 16 : 2 – 1 = 28 (кв. ед.)
S МК = 9 + 12 : 2 – 1 = 14 (кв. ед.)
S кол = 28 – 14 = 14 (кв. ед.)
Ответ : 14 (кв. ед.)
Статистика времени
Традиционный способ
(мин)
По формуле Пика
(мин)
- Кол-во учащихся, допустивших ошибки
8 класс (15 человек)
ТС
6,8
Безошибочных работ
3,5
ФП
9 класс (15 человек)
6,6
10
ТС
3,7
3
10-11 классы (10 человек)
ФП
4,7
13
5
12
2,4
7
Всего (40 учащихся):
2
4
6,3
3,4
8
0
27
6
10
10
13
30