Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей.
Скрипко С. М., учитель истории
и обществознания МБОУ СОШ № 31
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать ИКТ в своей деятельности, т.к. главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Использование ИКТ на уроках истории помогает решению этой задачи. Информационно-коммуникационные технологии – это новые педагогические технологии, которые позволяют не только модернизировать учебный процесс, повысить его эффективность, активизировать ученика, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности обучающихся, в совокупности с другими инновационными технологиями позволяет создать принципиально иную информационно-коммуникационную среду, которая способствует повышению качества образования, т. е. решает наиболее насущную проблему современного общества.
Преимущества внедрения интерактивных технологий:
- Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий.
- Широко использовать показ произведений искусства: репродукций картин художников и пр.
- Демонстрировать графический материал (таблицы, схемы).
4. «Оживлять карты».
- Активизировать учебный процесс.
- Стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах и т.д.
Интерактивные технологии незаменимы:
- на факультативных, индивидуальных занятиях;
- для организации проверочных уроков, тестирования;
- при проведении вводных лекций;
- в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.
Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ:
1) урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);
2) комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации;
3) урок-семинар и урок-конференция (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ);
4) защита рефератов и проектных работ учащимися;
5) Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при подготовки учащихся к ЕГЭ -
выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий E ГЭ на уроках повторения и обобщения знаний, представленных в рамках мультимедиа презентации;
6) Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on-line режиме (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.
Наиболее часто используются
в учебном процессе:
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
- электронные энциклопедии и справочники;
- тренажеры и программы тестирования;
- образовательные ресурсы Интернета;
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
- видео и аудиотехника;
- интерактивные конференции и конкурсы;
- материалы для дистанционного обучения;
- научно-исследовательские работы и проекты;
- дистанционное обучение.
Мультимедийные презентации с помощью программы ( PowerPoint )
Преимущества использования презентаций:
- учитель сам конструирует урок;
- есть возможность использовать информацию в любой форме
представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео-
аудиофрагменты и т.д.);
- позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие
как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на
экране;
- чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость;
- урок становится более ярким!
Использование тестов-тренажеров:
- позволяют отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков;
- корректировать процесс обучения;
- обеспечивает оценочную деятельность;
- работа над ошибками в самих тренажерах;
- подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Использование метода проектов через презентации
Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом
«+» метода проектов:
- оперативно обмениваться информацией, идеями, планами;
- формируются коммуникативные навыки культуры общения;
- умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния;
- развитие ключевых компетенций;
- расширение кругозора;
- развитие лидерских и организационных качеств
личности учащихся.
Примеры внедрения ИКТ на уроках истории и обществознания
Афинское государство
Союзники Афин
Македония
Территории присоединенные Филиппом II
Один клик по кнопке вводит анимированный элемент, повторный - удаляет
Государства находящиеся в зависимости от Македонии
Вся карта
Интерактивный тренажер «Пазлы»
Древнее Двуречье
История, 5 класс
Двуречье – это территория между реками :
Инд и Ганг
Евфрат и Тигр
Хуанхэ и Янцзы
Особое письмо Двуречья называют :
клинопись
алфавит
скоропись
Какое число считалось священным в Двуречье?
30
60
90
Основным строительным материалом в Двуречье являлось?
дерево
камень
глина
Что было написано на черном камне при жизни Хаммурапи?
законы
песни
сказки
Самый могущественный царь Вавилонии-
Хаммурапи
Гильгамеш
Валтасар
Древний народ Двуречья
индийцы
шумеры
греки
В качестве материала для письма шумеры использовали:
камень
глину
ткань
Как назывались храмы-башни в Древнем Двуречье?
пирамиды
лабиринты
зиккураты
Спасибо за внимание!