Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»»
Урок русского языка в 9 классе
ВЕРНО / НЕВЕРНО
В предложениях с указанием следствия во второй части ставится точка с запятой.
-
В сложных бессоюзных предложениях со значением одновременности и последовательности предложения разделяются запятой
+
Если во второй части содержится сравнение, то вместо тире, они выделяются запятыми.
-
В сложных бессоюзных предложениях со значением противопоставления ставится тире
+
Если в первом предложении есть значение времени и условия, то в сложном бессоюзном предложении ставится тире
+
Если во второй части содержится указание на быстроту смены событий, то тире не ставится
-
В человеке всё должно быть прекрасно
и лицо и одежда и душа и мысли.
(А.Чехов.)
Был солнечный день. Я шагал в соседнюю деревню и увидел у дороги в ольховнике ёлочку. Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: одна жила в ольховнике. Подошёл ближе и понял: срочно надобна подмога. Снял я с вершинки ветку, брошенную недружелюбной ольхой, вынул сук, впившийся, как штык, в ёлочкину грудь, и отломил его. Сказал: “ Дыши, живи. Я к тебе ещё наведаюсь”.
Через неделю шёл я той же дорогой. Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки. И была она такой весёлой, что и самому захотелось улыбнуться.
- Она поразила меня… ещё и смелостью: (почему?) (потому что) одна жила в ольховнике.
- Подошёл ближе и понял: (что?) (что) срочно надобна подмога.
- Ещё издали увидел ёлочку: (что именно увидел?) стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки.
Двоеточие
- указывает на причину;
- поясняет смысл первой части;
- дополняет содержание первой части .
Предложения для анализа:
1. Услышь сама земля поёт под толщей снеговою. Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает.
2. Я доверяю любящим они великодушны.
Над Герасимом глумиться не все решались он шуток не любил.
3. Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты. За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность он до смерти не любил пересказывать одно и то же.
- 1 ряд: 2
- 2 ряд: 3
- 3 ряд: 1
Задание 1 уровня:
Запишите. Подберите союзы, которыми можно заменить второе предложение на сложноподчиненное. Определите причины постановки знаков препинания, запишите в скобках.
- Он обладал всеми лучшими качествами : (а именно) необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому. (пояснение)
- То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: (потому что) солдаты, видимо, неохотно разводили их. (причина)
- Вдруг он услышал: (что) кто-то зовет его по имени. (дополняет)
Задание 2 уровня
Расставьте знаки препинания, объяснение причины постановки знака препинания дайте в скобках.
- Пробираться сквозь чащу было трудно колючие кусты разрослись очень густо.( )
- Я взглянул на небо и увидел стали загораться звезды. ( )
- Ночная тишина изредка нарушается ветка хрустнет под ногами или ветер прошумит в верхушках деревьев.( )
- К вечеру пошёл дождь подул ни с чем не сравнимый невский ветер.( )
1. Я посмотрел вправо: солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом.
2. Погода сегодня будет приятной: на небе нет ни облачка.
3. Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы движутся вверх к плечу.
Зарядка для глаз
Домашнее задание:
§ 216. Составьте алгоритм работы над правилом постановки двоеточия в БСП.
1. Выполните упражнение № .
2. Выпишите из читаемого вами произведения 5 примеров БСП с двоеточием, объясните выбор этого знака.
3. Творческое задание: Написать сочинение-рассуждение по эпиграфу нашего урока, используя БСП