СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Ресурсы урока: мультимедиа оборудование, интерактивная доска, АРМ учителя, персональные компьютеры, ЦОР «Электронный учебный модуль «Бессоюзное сложное предложение».

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»»

Урок русского языка  в 9 классе

Урок русского языка в 9 классе

ВЕРНО / НЕВЕРНО   В предложениях с указанием следствия во второй части ставится точка с запятой.   - В сложных бессоюзных предложениях со значением одновременности и последовательности предложения разделяются запятой   + Если во второй части содержится сравнение, то вместо тире, они выделяются запятыми.   - В сложных бессоюзных предложениях со значением противопоставления ставится тире   + Если в первом предложении есть значение времени и условия, то в сложном бессоюзном предложении ставится тире   + Если во второй части содержится указание на быстроту смены событий, то тире не ставится   -

ВЕРНО / НЕВЕРНО

 

В предложениях с указанием следствия во второй части ставится точка с запятой.

  -

В сложных бессоюзных предложениях со значением одновременности и последовательности предложения разделяются запятой

  +

Если во второй части содержится сравнение, то вместо тире, они выделяются запятыми.

  -

В сложных бессоюзных предложениях со значением противопоставления ставится тире

  +

Если в первом предложении есть значение времени и условия, то в сложном бессоюзном предложении ставится тире

  +

Если во второй части содержится указание на быстроту смены событий, то тире не ставится

  -

В человеке всё должно быть прекрасно  и лицо и одежда и душа и мысли. (А.Чехов.)

В человеке всё должно быть прекрасно

и лицо и одежда и душа и мысли.

(А.Чехов.)

 Был солнечный день. Я шагал в соседнюю деревню и увидел у дороги в ольховнике ёлочку. Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: одна жила в ольховнике. Подошёл ближе и понял: срочно надобна подмога. Снял я с вершинки ветку, брошенную недружелюбной ольхой, вынул сук, впившийся, как штык, в ёлочкину грудь, и отломил его. Сказал: “ Дыши, живи. Я к тебе ещё наведаюсь”.  Через неделю шёл я той же дорогой. Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки. И была она такой весёлой, что и самому захотелось улыбнуться.

Был солнечный день. Я шагал в соседнюю деревню и увидел у дороги в ольховнике ёлочку. Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: одна жила в ольховнике. Подошёл ближе и понял: срочно надобна подмога. Снял я с вершинки ветку, брошенную недружелюбной ольхой, вынул сук, впившийся, как штык, в ёлочкину грудь, и отломил его. Сказал: “ Дыши, живи. Я к тебе ещё наведаюсь”.

Через неделю шёл я той же дорогой. Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки. И была она такой весёлой, что и самому захотелось улыбнуться.

Она поразила меня… ещё и смелостью: (почему?) (потому что) одна жила в ольховнике. Подошёл ближе и понял: (что?) (что) срочно надобна подмога. Ещё издали увидел ёлочку: (что именно увидел?) стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки.
  • Она поразила меня… ещё и смелостью: (почему?) (потому что) одна жила в ольховнике.
  • Подошёл ближе и понял: (что?) (что) срочно надобна подмога.
  • Ещё издали увидел ёлочку: (что именно увидел?) стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки.
Двоеточие указывает на причину; поясняет смысл первой части; дополняет содержание первой части .

Двоеточие

  • указывает на причину;
  • поясняет смысл первой части;
  • дополняет содержание первой части .
Предложения для анализа:   1. Услышь сама земля поёт под толщей снеговою. Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает. 2. Я доверяю любящим они великодушны. Над Герасимом глумиться не все решались он шуток не любил. 3. Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты. За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность он до смерти не любил пересказывать одно и то же.

Предложения для анализа:

1. Услышь сама земля поёт под толщей снеговою. Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает.

2. Я доверяю любящим они великодушны.

Над Герасимом глумиться не все решались он шуток не любил.

3. Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты. За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность он до смерти не любил пересказывать одно и то же.

1 ряд: 2 2 ряд: 3 3 ряд: 1
  • 1 ряд: 2
  • 2 ряд: 3
  • 3 ряд: 1
Задание 1 уровня: Запишите. Подберите союзы, которыми можно заменить второе предложение на сложноподчиненное. Определите причины постановки знаков препинания, запишите в скобках.   Он обладал всеми лучшими качествами : (а именно) необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому. (пояснение) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: (потому что) солдаты, видимо, неохотно разводили их. (причина) Вдруг он услышал: (что) кто-то зовет его по имени. (дополняет)

Задание 1 уровня:

Запишите. Подберите союзы, которыми можно заменить второе предложение на сложноподчиненное. Определите причины постановки знаков препинания, запишите в скобках.

 

  • Он обладал всеми лучшими качествами : (а именно) необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому. (пояснение)
  • То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: (потому что) солдаты, видимо, неохотно разводили их. (причина)
  • Вдруг он услышал: (что) кто-то зовет его по имени. (дополняет)
Задание 2 уровня Расставьте знаки препинания, объяснение причины постановки знака препинания дайте в скобках. Пробираться сквозь чащу было трудно колючие кусты разрослись очень густо.( ) Я взглянул на небо и увидел стали загораться звезды. ( ) Ночная тишина изредка нарушается ветка хрустнет под ногами или ветер прошумит в верхушках деревьев.( ) К вечеру пошёл дождь подул ни с чем не сравнимый невский ветер.( )

Задание 2 уровня

Расставьте знаки препинания, объяснение причины постановки знака препинания дайте в скобках.

  • Пробираться сквозь чащу было трудно колючие кусты разрослись очень густо.( )
  • Я взглянул на небо и увидел стали загораться звезды. ( )
  • Ночная тишина изредка нарушается ветка хрустнет под ногами или ветер прошумит в верхушках деревьев.( )
  • К вечеру пошёл дождь подул ни с чем не сравнимый невский ветер.( )
1. Я посмотрел вправо: солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом. 2. Погода сегодня будет приятной: на небе нет ни облачка. 3. Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы движутся вверх к плечу.

1. Я посмотрел вправо: солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом.

2. Погода сегодня будет приятной: на небе нет ни облачка.

3. Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы движутся вверх к плечу.

Зарядка для глаз

Зарядка для глаз

Домашнее задание: § 216. Составьте алгоритм работы над правилом постановки двоеточия в БСП. 1. Выполните упражнение № . 2. Выпишите из читаемого вами произведения 5 примеров БСП с двоеточием, объясните выбор этого знака. 3. Творческое задание: Написать сочинение-рассуждение по эпиграфу нашего урока, используя БСП

Домашнее задание:

§ 216. Составьте алгоритм работы над правилом постановки двоеточия в БСП.

1. Выполните упражнение № .

2. Выпишите из читаемого вами произведения 5 примеров БСП с двоеточием, объясните выбор этого знака.

3. Творческое задание: Написать сочинение-рассуждение по эпиграфу нашего урока, используя БСП


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!