СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по истории "Россия в конце 16 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внутренняя политика Федора Ивановича. Внешняя политика Федора Ивановича. Пресечение династии Рюриковичей. Царь Борис Годунов. Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по истории "Россия в конце 16 века"»

Актуализация знаний Определите, какие территориальные изменения произошли в России к концу Х VI в. ( используйте карту). В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана Грозного? Какие задачи, на ваш взгляд, по укреплению государства, стояли перед правителями страны в конце Х VI в. ?

Актуализация знаний

  • Определите, какие территориальные изменения произошли в России к концу Х VI в. ( используйте карту).
  • В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана Грозного?
  • Какие задачи, на ваш взгляд, по укреплению государства, стояли перед правителями страны в конце Х VI в. ?
 Россия в конце XVI в.

Россия в конце XVI в.

План:  Внутренняя политика Федора Ивановича. Внешняя политика Федора Ивановича. Пресечение династии Рюриковичей. Царь Борис Годунов. Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы.

План:

  • Внутренняя политика Федора Ивановича.
  • Внешняя политика Федора Ивановича.
  • Пресечение династии Рюриковичей.
  • Царь Борис Годунов.
  • Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы.

Проблемный вопрос   Какие изменения произошли в России в конце XVI века?

Проблемный вопрос

Какие изменения произошли в России в конце XVI века?

1.Внутренняя политика Федора Ивановича .

1.Внутренняя политика Федора Ивановича .

Древний род Ивана Грозного – Рюриковичи – оказался обреченным на исчезновение. Царствующая династия вырождалась. 19 марта 1584 г. на престол вступил Федор Иванович.  На основании отзывов Д.Флетчера и Л Сапеги дайте характеристику нового правителя России.

Древний род Ивана Грозного – Рюриковичи – оказался обреченным на исчезновение. Царствующая династия вырождалась. 19 марта 1584 г. на престол вступил Федор Иванович.

На основании отзывов Д.Флетчера и Л Сапеги дайте характеристику нового правителя России.

Царь Федор Иванович ( 1584- 1598 гг.) … Новый царь был «росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвердая, он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется… Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в общении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Большую часть дня он проводил в церкви… Если кто бил царю челом, он отсылал его к Годунову». ( д.Флетчер). « Во время приема царь забавлялся со скипетром. При этом Федор произнес лишь несколько невнятных фраз, Напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка. Я убедился, что он вовсе его лишен». (Л.Сапега).

Царь Федор Иванович

( 1584- 1598 гг.)

Новый царь был «росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвердая, он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется…

Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в общении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Большую часть дня он проводил в церкви… Если кто бил царю челом, он отсылал его к Годунову». ( д.Флетчер).

« Во время приема царь забавлялся со скипетром. При этом Федор произнес лишь несколько невнятных фраз, Напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка. Я убедился, что он вовсе его лишен». (Л.Сапега).

Царь Федор Иванович ( 1584- 1598 гг.) Иван Грозный понимал, в какие руки передает власть, оставляя престол Федору, он поручил сына заботам ближних бояр. Его опекал совет знати. Состав « регентского совета »:  И.Ф. Мстиславский   Н.Р. Захарьин- Юрьев  И.П. Шуйский Б.Ф. Годунов

Царь Федор Иванович

( 1584- 1598 гг.)

Иван Грозный понимал, в какие руки передает власть, оставляя престол Федору, он поручил сына заботам ближних бояр. Его опекал совет знати.

Состав « регентского совета »:

И.Ф. Мстиславский

Н.Р. Захарьин- Юрьев

И.П. Шуйский

Б.Ф. Годунов

Задание1. Работая в парах, составьте таблицу «Основные внутриполитические действия царя Федора Ивановича» ( §11, п.1, стр.89-90) Дата Событие Значение

Задание1. Работая в парах, составьте таблицу «Основные внутриполитические действия царя Федора Ивановича»

( §11, п.1, стр.89-90)

Дата

Событие

Значение

Задание1. Работая в парах, составьте таблицу «Основные внутриполитические действия царя Федора Ивановича» ( §11, п.1, стр.89-90 ) Дата Событие 1597 г. Значение Указ об урочных летах 1589 г. Учреждение патриаршества Эти действия вызвали недовольство крестьян, тем не менее способствовали укреплению поместного и вотчинного хозяйства. Страна стал потихоньку выходить из разорения и разрухи. Учреждение патриаршества укрепило влияние Русской православной церкви как внутри страны, так и з арубежом.

Задание1. Работая в парах, составьте таблицу «Основные внутриполитические действия царя Федора Ивановича»

( §11, п.1, стр.89-90 )

Дата

Событие

1597 г.

Значение

Указ об урочных летах

1589 г.

Учреждение патриаршества

Эти действия вызвали недовольство крестьян, тем не менее способствовали укреплению поместного и вотчинного хозяйства. Страна стал потихоньку выходить из разорения и разрухи.

Учреждение патриаршества укрепило влияние Русской православной церкви как внутри страны, так и з арубежом.

Задание 2. Прочитайте фрагмент указа об «урочных летах» ( «Изучаем документы», стр. 94). Ответьте на вопросы .  Как вы оцениваете этот указ?. Какие категории жителей России обладали правом иметь крестьян? Если крестьян ин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску? Как изменилось положение крестьян?

Задание 2. Прочитайте фрагмент указа об «урочных летах»

( «Изучаем документы», стр. 94).

Ответьте на вопросы .

  • Как вы оцениваете этот указ?.
  • Какие категории жителей России обладали правом иметь крестьян?
  • Если крестьян ин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску?
  • Как изменилось положение крестьян?
2.Внешняя политика Федора Ивановича .

2.Внешняя политика Федора Ивановича .

Задание3. Работая в парах, составьте таблицу «Основные внешнеполитические действия царя Федора Ивановича» ( §11, п.2, стр.90) Дата Событие Значение

Задание3. Работая в парах, составьте таблицу «Основные внешнеполитические действия царя Федора Ивановича»

( §11, п.2, стр.90)

Дата

Событие

Значение

Задание3. Работая в парах, составьте таблицу «Основные внешнеполитические действия царя Федора Ивановича» ( §11, п.2, стр.90) Дата Событие 1586 г. Значение Перемирие с Речью Посполитой 1590 – 1593 гг. Русско-шведская война Это позволило собрать силы для борьбы со Швецией, ставшей главной соперницей России в борьбе за Прибалтику 1598 г. По Тявзинскому мирному договору России были возвращены города Ивангород, Ям, Копорье, Корела. Россия частично восстановила утраченные в Прибалтике позиции. Подавлено сопротивление сибирского хана 1587 г. Вхождение Кахетии в состав России Территория Сибири окончательно вошла в состав России Расширение территории России

Задание3. Работая в парах, составьте таблицу «Основные внешнеполитические действия царя Федора Ивановича»

( §11, п.2, стр.90)

Дата

Событие

1586 г.

Значение

Перемирие с Речью Посполитой

1590 – 1593 гг.

Русско-шведская война

Это позволило собрать силы для борьбы со Швецией, ставшей главной соперницей России в борьбе за Прибалтику

1598 г.

По Тявзинскому мирному договору России были возвращены города Ивангород, Ям, Копорье, Корела. Россия частично восстановила утраченные в Прибалтике позиции.

Подавлено сопротивление сибирского хана

1587 г.

Вхождение Кахетии в состав России

Территория Сибири окончательно вошла в состав России

Расширение территории России

Задание3. Работая в парах, составьте таблицу «Основные внешнеполитические действия царя Федора Ивановича» ( §11, п.2, стр.90) Дата Событие Кон.Х VI в. Значение Строительство оборонительных укреплений Кон.Х VI в. Торговля со страна Европы через Архангельск;. Торговля со странами Востока - по Волге Стали успешно отражать набеги крымских татар. Усилилось влияние России на Кавказе.. Расширение внешней торговли

Задание3. Работая в парах, составьте таблицу «Основные внешнеполитические действия царя Федора Ивановича»

( §11, п.2, стр.90)

Дата

Событие

Кон.Х VI в.

Значение

Строительство оборонительных укреплений

Кон.Х VI в.

Торговля со страна Европы через Архангельск;. Торговля со странами Востока - по Волге

Стали успешно отражать набеги крымских татар. Усилилось влияние России на Кавказе..

Расширение внешней торговли

3.Пресечение династии Рюриковичей

3.Пресечение династии

Рюриковичей

 15 мая 1591 г. из Углича пришла тревожная весть о гибели царевича Дмитрия. 7 января 1598 г. скончался царь Федор Иванович. С его смертью пресеклась династия Рюриковичей.

15 мая 1591 г. из Углича пришла тревожная весть о гибели царевича Дмитрия.

7 января 1598 г. скончался царь Федор Иванович. С его смертью пресеклась династия Рюриковичей.

4. Царь Борис Годунов.

4. Царь Борис Годунов.

  Борис Годунов.  Федор Никитич Романов   Федор Иванович Мстиславский

Борис Годунов.

Федор Никитич

Романов

Федор Иванович Мстиславский

Правление Бориса Годунова ( 1598- 1605 гг.) Из рода костромских дворян Годуновых. Воспитан дядей – опричником Д.И. Годуновым. С 1570 г. женат на дочери Малюты Скуратова Марии . В 1578 г. выдал сестру Ирину замуж за царевича Федора. С 1581 г. – боярин. С 1584 г. – великий ближний боярин и конюший. С 1585 г. – фактический правитель государства.

Правление Бориса Годунова

( 1598- 1605 гг.)

Из рода костромских дворян Годуновых. Воспитан дядей – опричником Д.И. Годуновым.

С 1570 г. женат на дочери Малюты Скуратова Марии .

В 1578 г. выдал сестру Ирину замуж за царевича Федора.

С 1581 г. – боярин.

С 1584 г. – великий ближний боярин и конюший.

С 1585 г. – фактический правитель государства.

Правление Бориса Годунова ( 1598- 1605 гг.) А.К. Толстой   Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,  Зять палача и сам в душе палач,  Возьмет венец и бармы Мономаха…    «Он не Алексеева верста, то был великий человек- боярин, а се государю нашему шурин, а государыне нашей брат родной, а разумом его бог исполнил и о земле великой печальник» дипломат Лука Новосильцев

Правление Бориса Годунова

( 1598- 1605 гг.)

А.К. Толстой

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, Зять палача и сам в душе палач, Возьмет венец и бармы Мономаха…

«Он не Алексеева верста, то был великий человек- боярин, а се государю нашему шурин, а государыне нашей брат родной, а разумом его бог исполнил и о земле великой печальник»

дипломат

Лука Новосильцев

Правление Бориса Годунова ( 1598- 1605 гг.) Годунову предстояло бороться за царство. Борис уехал из Москвы, показывая, что он не интересуется происходящими событиями. На самом же деле царица Ирина вела переговоры об избрании на престол своего брата. Впервые на Руси на трон вступал « неприрожденный»  государь.

Правление Бориса Годунова

( 1598- 1605 гг.)

Годунову предстояло бороться за царство. Борис уехал из Москвы, показывая, что он не интересуется происходящими событиями. На самом же деле царица Ирина вела переговоры об избрании на престол своего брата. Впервые на Руси на трон вступал « неприрожденный» государь.

Задание4. Прочитайте документ «Из драмы «Царь Борис»  ( «Изучаем документы», стр. 94).   1.Какое событие описывается в данном фрагменте? Назовите его дату.  2.Какой образ царя Бориса рисует А.К. Толстой? Совпадает ли он с вашей оценкой личности Бориса Годунова? Какие слова автора отрывка вы выделили бы в качестве главных?

Задание4. Прочитайте документ «Из драмы «Царь Борис» ( «Изучаем документы», стр. 94).

  • 1.Какое событие описывается в данном фрагменте? Назовите его дату.
  • 2.Какой образ царя Бориса рисует А.К. Толстой? Совпадает ли он с вашей оценкой личности Бориса Годунова? Какие слова автора отрывка вы выделили бы в качестве главных?

5.Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы

5.Торговые и культурные связи

России со странами

Западной Европы

  Задание5. Работая в парах, составьте таблицу «Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы»  ( §11, п.6, стр.92 - 93)   Направления деятельности Что сделано? торговля Результат образование

Задание5. Работая в парах, составьте таблицу «Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы» ( §11, п.6, стр.92 - 93)

Направления деятельности

Что сделано?

торговля

Результат

образование

  Задание5. Работая в парах, составьте таблицу «Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы»  ( §11, п.6, стр.92 - 93)   Направления деятельности Что сделано? торговля Результат Льготы английским купцам Право свободной и беспошлинной торговли купцам ганзейского города Любека образование Отправка молодых людей для обучения за границу, хотел открыть в стране школы и даже университет в Москве, пригласить знающих людей из европейских стран для обучения россиян иностранным языкам Развитие торговли со станами Европы способствовало знакомство России с достижениями западноевропейской науки, техники, культуры. Этим планам не суждено было сбыться, помешали финансовые трудности и сопротивление духовенства.

Задание5. Работая в парах, составьте таблицу «Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы» ( §11, п.6, стр.92 - 93)

Направления деятельности

Что сделано?

торговля

Результат

  • Льготы английским купцам
  • Право свободной и беспошлинной торговли купцам ганзейского города Любека

образование

Отправка молодых людей для обучения за границу, хотел открыть в стране школы и даже университет в Москве, пригласить знающих людей из европейских стран для обучения россиян иностранным языкам

Развитие торговли со станами Европы способствовало знакомство России с достижениями западноевропейской науки, техники, культуры.

Этим планам не суждено было сбыться, помешали финансовые трудности и сопротивление духовенства.

  Задание 6. Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем? Назовите основные направления его деятельности во внешней и внутренней политике. Сделайте вывод.    Борису Годунову удалось стать успешным правителем. Основные направления его деятельности во 1)внешней и 2)внутренней политике: 1) договор со Швецией о мире, возвращение земель, потерянных в Ливонской войне, развитие отношений России с Европой и Востоком, в том числе - торговли; 2) строительство городов, развитие образования, привлечение специалистов из Европы, развитие торговли. Вывод: Борису Годунову удалось стать успешным правителем.

Задание 6. Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем? Назовите основные направления его деятельности во внешней и внутренней политике. Сделайте вывод.

  • Борису Годунову удалось стать успешным правителем. Основные направления его деятельности во 1)внешней и 2)внутренней политике: 1) договор со Швецией о мире, возвращение земель, потерянных в Ливонской войне, развитие отношений России с Европой и Востоком, в том числе - торговли; 2) строительство городов, развитие образования, привлечение специалистов из Европы, развитие торговли.
  • Вывод: Борису Годунову удалось стать успешным правителем.
Вывод  В конце XVI века в стране резко обострились социальные противоречия. Тяжёлый хозяйственный кризис, порождённый опричниной и войнами, смертью Ивана Грозного, неспособностью его сына Фёдора управлять страной, ввергли государство в «пожар Великой смуты

Вывод

В конце XVI века в стране резко обострились социальные противоречия. Тяжёлый хозяйственный кризис, порождённый опричниной и войнами, смертью Ивана Грозного, неспособностью его сына Фёдора управлять страной, ввергли государство в «пожар Великой смуты

Сегодня на уроке:  Что узнали?  Чему научились?   Какие испытывали трудности?

Сегодня на уроке:

Что узнали?

Чему научились?

Какие испытывали трудности?

Домашнее задание: 1.Параграф 11 2.Вопросы и задания на стр. 93 3.Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 94-95):  задание 1; 3

Домашнее задание:

1.Параграф 11

2.Вопросы и задания на стр. 93

3.Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 94-95):

задание 1; 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!