Вам надо воспитывать в себе вкус к языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке. Нужно писать начерно, не обдумывая места и правильности выражения мыслей. Второй раз переписывать , исключая всё лишнее и давая настоящее место каждой мысли. Третий раз переписывать , обрабатывая правильность выражений .
А.П.Чехов
Тема урока: Деепричастие как часть речи
Цели урока:
- деепричастия как самостоятельной части речи;
- морфологические признаки деепричастия, синтаксическую роль;
- правильно употреблять деепричастия в речи
1.Дать понятие …
2.Научиться определять …
3.Формировать навыки…
Верите ли вы, что…
1 . Глаголы бывают двух видов?
2. Причастие образуется от глагола?
3. Деепричастие – это самостоятельная часть речи?
4. Деепричастие не изменяется?
5. Деепричастие образуется от глагола?
6. В слове «деепричастие» два корня?
Историческая справка
Деятель, действие, «дее» (деяти, т.е.делать) + причастие (ср. причастность).
Термин введён в грамматику М.Смотрицким в начале 17 века.
Исследовательская работа
Деепричастие – это…
Деепричастие обозначает…
Деепричастие отвечает на вопросы…
Деепричастие образуется…
Деепричастие имеет признаки наречия...
Деепричастие имеет признаки глагола..
Деепричастие в предложении бывает…
Возвратность
Как?
Что делая? Что сделав?
Обстоятель-ство
Деепричастие
Вид
Не изменяется
Добавочное действие
Грамматические признаки деепричастия:
Глагольные:
Наречные:
- образуются только от глаголов (улыбаться –улыбаясь, глядеть –глядя);
- вид (выглядывая – несов.в.), выглянув – сов. вид;
- имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю)
- неизменяемость;
- синтаксическая роль
(рассказывает (как?) улыбаясь) - обстоятельство),
рассказывает (как?) с улыбкой) -обстоятельство
Спишите, заменяя один из глаголов деепричастием
Мы обучаем других, учимся сами.
Сенека
Тестовые задания
А1. Какое слово является деепричастием?
1) висевший
2) размахнувшись
3) покинуты
4) падающего
Тестовые задания
А 2. Укажите деепричастие несовершенного вида
1) нахмурясь
2) встречаясь
3) приняв
4) заблудившись
Тестовые задания
В 1. Из предложения выпишите деепричастия.
Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, Державин открывал дорогу развитию реалистического языка.
Тестовые задания
В 2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Прислушавшись,
1) текст звучал всё громче и громче.
2) мне хорошо был знаком рассказ.
3) он рассказывал часто о своём увлечении поэзией.
4) я узнал стихи А.С.Пушкина в исполнении известного артиста.
Проблемная ситуация
Почему важно в предложении
с деепричастием найти
грамматическую основу?
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь, Р. Саути «Лодорский водопад»
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Каждое слово нам чем-то знакомо, Нужно только подумать, вглядевшись в него... Каждое слово очень весомо… Будь же внимателен, будь осторожен, Если используешь в речи его. С.И.Лунина
«Собери пословицу»
Говорить не думая –
Кто не подумав говорит,
тот вечно вздор твердит.
что стрелять не целясь.
Итоги урока:
- Я узнал…
- Я научился…
- Самым интересным для меня было узнать, что…
- Мне понравилось…
- Мне захотелось…
- Мне кажется, что моя оценка за урок - …, так как я…
Домашнее задание
1) Параграф 28, упр.181
2) Написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М.Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства» (о деепричастии).