СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет сформировать представление о деепричастии как самостоятельной части речи. Включена тестовая часть для проверки первичных знаний об изучаемой части речи.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Деепричастие"»

  Вам надо воспитывать в себе  вкус к языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке.  Нужно писать начерно, не обдумывая места и правильности выражения мыслей. Второй раз переписывать , исключая всё лишнее и давая настоящее место каждой мысли. Третий раз переписывать , обрабатывая правильность выражений . А.П.Чехов

Вам надо воспитывать в себе вкус к языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке. Нужно писать начерно, не обдумывая места и правильности выражения мыслей. Второй раз переписывать , исключая всё лишнее и давая настоящее место каждой мысли. Третий раз переписывать , обрабатывая правильность выражений .

А.П.Чехов

Тема урока:   Деепричастие как часть речи

Тема урока: Деепричастие как часть речи

Цели урока: деепричастия как самостоятельной части речи; морфологические признаки деепричастия, синтаксическую роль; правильно употреблять деепричастия в речи 1.Дать понятие … 2.Научиться определять … 3.Формировать навыки…

Цели урока:

  • деепричастия как самостоятельной части речи;
  • морфологические признаки деепричастия, синтаксическую роль;
  • правильно употреблять деепричастия в речи

1.Дать понятие …

2.Научиться определять …

3.Формировать навыки…

Верите ли вы, что… 1 . Глаголы  бывают двух видов? 2. Причастие образуется от глагола? 3. Деепричастие – это самостоятельная часть речи? 4. Деепричастие не изменяется? 5. Деепричастие образуется от глагола? 6. В слове «деепричастие» два корня?

Верите ли вы, что…

1 . Глаголы бывают двух видов?

2. Причастие образуется от глагола?

3. Деепричастие – это самостоятельная часть речи?

4. Деепричастие не изменяется?

5. Деепричастие образуется от глагола?

6. В слове «деепричастие» два корня?

Историческая справка Деятель, действие, «дее» (деяти, т.е.делать) + причастие (ср. причастность). Термин введён в грамматику М.Смотрицким в начале 17 века.

Историческая справка

Деятель, действие, «дее» (деяти, т.е.делать) + причастие (ср. причастность).

Термин введён в грамматику М.Смотрицким в начале 17 века.

Исследовательская работа Деепричастие – это… Деепричастие обозначает… Деепричастие отвечает на вопросы… Деепричастие образуется… Деепричастие имеет признаки наречия... Деепричастие имеет признаки глагола.. Деепричастие в предложении бывает…

Исследовательская работа

Деепричастие – это…

Деепричастие обозначает…

Деепричастие отвечает на вопросы…

Деепричастие образуется…

Деепричастие имеет признаки наречия...

Деепричастие имеет признаки глагола..

Деепричастие в предложении бывает…

Возвратность Как? Что делая? Что сделав? Обстоятель-ство Деепричастие Вид Не изменяется Добавочное действие

Возвратность

Как?

Что делая? Что сделав?

Обстоятель-ство

Деепричастие

Вид

Не изменяется

Добавочное действие

Грамматические признаки деепричастия: Глагольные: Наречные: образуются только от глаголов (улыбаться –улыбаясь, глядеть –глядя); вид (выглядывая – несов.в.), выглянув – сов. вид; имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю) неизменяемость; синтаксическая роль (рассказывает (как?) улыбаясь) - обстоятельство), рассказывает (как?) с улыбкой) -обстоятельство

Грамматические признаки деепричастия:

Глагольные:

Наречные:

  • образуются только от глаголов (улыбаться –улыбаясь, глядеть –глядя);
  • вид (выглядывая – несов.в.), выглянув – сов. вид;
  • имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю)
  • неизменяемость;
  • синтаксическая роль

(рассказывает (как?) улыбаясь) - обстоятельство),

рассказывает (как?) с улыбкой) -обстоятельство

Спишите, заменяя один из глаголов деепричастием  Мы обучаем других, учимся сами.  Сенека

Спишите, заменяя один из глаголов деепричастием

Мы обучаем других, учимся сами.

Сенека

 Тестовые задания     А1. Какое слово является деепричастием?   1) висевший  2) размахнувшись  3) покинуты  4) падающего

Тестовые задания

А1. Какое слово является деепричастием?

1) висевший

2) размахнувшись

3) покинуты

4) падающего

Тестовые задания А 2. Укажите деепричастие несовершенного вида   1) нахмурясь  2) встречаясь  3) приняв  4) заблудившись

Тестовые задания

А 2. Укажите деепричастие несовершенного вида

1) нахмурясь

2) встречаясь

3) приняв

4) заблудившись

Тестовые задания В 1. Из предложения выпишите деепричастия.    Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, Державин открывал дорогу развитию реалистического языка.

Тестовые задания

В 1. Из предложения выпишите деепричастия.

Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, Державин открывал дорогу развитию реалистического языка.

Тестовые задания В 2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: Прислушавшись, 1) текст звучал всё громче и громче. 2) мне хорошо был знаком рассказ. 3) он рассказывал часто о своём увлечении поэзией. 4) я узнал стихи А.С.Пушкина в исполнении известного артиста.

Тестовые задания

В 2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Прислушавшись,

1) текст звучал всё громче и громче.

2) мне хорошо был знаком рассказ.

3) он рассказывал часто о своём увлечении поэзией.

4) я узнал стихи А.С.Пушкина в исполнении известного артиста.

Проблемная ситуация   Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?

Проблемная ситуация

Почему важно в предложении

с деепричастием найти

грамматическую основу?

Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Р. Саути «Лодорский водопад» Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь, Р. Саути «Лодорский водопад»

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Каждое слово нам чем-то знакомо,  Нужно только подумать, вглядевшись в него...  Каждое слово очень весомо…  Будь же внимателен, будь осторожен,   Если используешь в речи его.   С.И.Лунина

Каждое слово нам чем-то знакомо, Нужно только подумать, вглядевшись в него... Каждое слово очень весомо… Будь же внимателен, будь осторожен, Если используешь в речи его. С.И.Лунина

«Собери пословицу» Говорить не думая –   Кто не подумав говорит, тот вечно вздор твердит.  что стрелять не целясь.

«Собери пословицу»

Говорить не думая –

Кто не подумав говорит,

тот вечно вздор твердит.

что стрелять не целясь.

Итоги урока: Я узнал… Я научился… Самым интересным для меня было узнать, что… Мне понравилось… Мне захотелось… Мне кажется, что моя оценка за урок - …, так как я…

Итоги урока:

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Самым интересным для меня было узнать, что…
  • Мне понравилось…
  • Мне захотелось…
  • Мне кажется, что моя оценка за урок - …, так как я…

Домашнее задание   1) Параграф 28, упр.181  2) Написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М.Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства» (о деепричастии).

Домашнее задание

1) Параграф 28, упр.181

2) Написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М.Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства» (о деепричастии).