Профессиональные стандарты
в сфере образования
Согласно статье 195.1 ТК РФ , Профессиональный стандарт представляет собой характеристику того уровня квалификации, который должен иметь сотрудник организации или учреждения, чтобы осуществлять профессиональную деятельность определённого вида, включая выполнение всех трудовых функций.
Профессиональный стандарт – это документ, отражающий перечень умений, знаний и навыков, которые требуются человеку для того, чтобы справляться со своими обязанностями на своём рабочем месте.
Его применение позволяет добиться повышения качества трудовой деятельности каждого профессионала .
Профессиональные стандарты нужны:
- Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.
- Во-вторых, при разработке образовательных программ:
- профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ).
Профессиональные стандарты имеют сугубо управленческий смысл.
Профессиональные стандарты –это документы, которые «применяются работодателями
при формировании кадровой политики и в управлении персоналом ,
при организации обучения и аттестации работников , заключении трудовых договоров,
разработке должностных инструкций и
установлении систем оплаты труда ».
Зачем нужны профессиональные стандарты в сфере образования
инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарты это -
До этого вступительное слово из введения в Проект
средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
5
Профессиональные стандарты призваны заменить существующие квалификационные требования к педагогам как устаревшие и затрудняющие развитие системы образования.
Концепция Стандарта
Главное профессиональное качество, которое педагог
должен постоянно демонстрировать своим ученикам – умение учиться
- Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
- Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
- Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584
- Разработка планов по организации применения профессиональных стандартов, содержащих в том числе: а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
в) этапы применения профессиональных стандартов;
г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, в том числе по вопросам:
• подбора и расстановки кадров;
• трудовых функций работников, разработки штатных расписаний, должностных инструкций;
• подготовки, ДПО работников;
• аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников.
Переход на профессиональные стандарты – до 2020 года.
Перечень Профессиональных стандартов в сфере образования
№
Наименование стандарта
1
Нормативно-правовой акт, утвердивший стандарт
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
В документе описываются трудовые функции процессов обучения, воспитания и развития пяти «групп занятий»:
- персонал дошкольного воспитания и образования
- преподавательский персонал специального обучения
- преподавательский персонал начального образования
- преподаватели в средней школе (на примере учителей русского языка и математики )
Приказ Минтруда России № 544н от 18.10.2013 Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550
Перечень Профессиональных стандартов в сфере образования
№
Наименование стандарта
2
Нормативно-правовой акт, утвердивший стандарт
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
3
Приказ Минтруда России № 514н от 24.07.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575
Педагог дополнительного образования
4
Приказ Минтруда России № 613н от 24.09.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38994
Специалист в области воспитания (социальный педагог, педагог-организатор, педагог-библиотекарь, тьютор)
5
Приказ Минтруда России № 10н от 10.01.2017 Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406
Педагог-дефектолог (учитель-логопед)
В разработке
б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
Оцените свое соответствие профессиональному стандарту
Для этого произведите самооценку своей профессиональной деятельности в соответствии
с предложенными показателями по трёх балльной шкале:
0 баллов - я это не умею делать (делаю крайне редко) / не знаю,
1 балл - делаю, но не всегда уверен, что правильно / знаю, но не полностью,
2 - делаю хорошо/ отлично знаю
Трудовые функции
Баллы
Трудовая функция: ОБУЧЕНИЕ
Трудовые действия
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
С чего начать работу?
Шаг 1. Изучить требования стандарта
Шаг 2. Проанализировать
Шаг 3. Провести самодиагностику, самоанализ, диагностику
Шаг 4. Определить проблемы и запросы педагогов
Шаг 5. Разработать программу, проект
Под применением профессиональных стандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
- при приёме на работу для определения квалификации работника;
- при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
- при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
- при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
- при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
Локальные акты, в которые вносятся изменения на основании профессиональных стандартов
ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ
ЧТО РЕГУЛИРУЮТ
Штатное расписание, трудовые договоры, должностные инструкции
ЦЕЛЬ
Прием на работу
Штатное расписание, Положение об оплате труда, Положение о премировании, трудовые договоры
Определить, какие требования предъявлять к кандидатам, наименование профессий и должностей, трудовые функции работников
Оплату труда
Трудовые договоры, должностные инструкции
Выстроить систему оплаты труда с учетом присвоенных профстандартом квалификационных уровней
Обучение
Понять, кого из работников необходимо обучать, подобрать образовательные мероприятия
- Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
- Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
- Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
- Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
- Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями.
- Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения.
- Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка и существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями.
- Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
- Работа с одаренными учащимися.
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
- Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
- Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Стандарт должен:
- Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
- Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
- Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
- Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
- Соответствовать международным нормам и регламентам.
- Соотноситься с требованиями ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
Содержание профессионального
стандарта педагога
- Обучение
- Воспитательная работа
- Развитие педагога (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОМ УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы начальной школе
- Профессиональные требования к учителям – предметникам (Приложение 3: математика и информатика, русский язык)
- Методы оценки выполнения требований Профессионального стандарта Учителя
- Приложение 1. ИКТ - компетентность
- Приложение 2. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя
Структура профессионального стандарта
Необходимые знания
Общепедагогическая функция
Трудовые действия
Необходимые умения
- Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
Необходимые знания
- Владеть формами и методами обучения, оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
- Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
- Владеть ИКТ-компетентностями
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)
- Формирование мотивации к обучению.
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития.
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения. Основы методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий.
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации
Педагог должен:
- Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
- Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
- Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
- Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
- Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников.
- Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
- Владеть ИКТ-компетенциями.
Воспитательная функция
Трудовые действия
Необходимые умения
- Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Необходимые знания
- Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
- Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
- Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
- Проектирование и реализация воспитательных программ. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка .
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС.
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности.
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие экскурсий, походы.
Педагог должен:
- Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
- Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
- Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
- Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
- Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
Педагог должен:
- Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
- Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
- Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
- Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Педагог должен:
- Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
- Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
- Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (духовно-нравственного развития ребенка).
- Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
- Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
- Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Развивающая деятельность
Трудовые действия
Необходимые умения
- Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
- Разработка (совместно с другими специалистами) индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
Необходимые знания
- Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Знать педагогические закономерности организации образовательного процесса.
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
- . Понимать документацию специалистов
- . Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
Личностные качества и профессиональные компетенции:
- Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
- Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
- Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
- Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) .
- Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
- Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
Личностные качества и профессиональные компетенции:
- Умение отслеживать динамику развития ребенка.
- Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
- Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, возрастных особенностей учащихся.
- Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
- Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
- Умение осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования.
- Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
Личностные качества и профессиональные компетенции:
- Умение составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
- Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
- Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции и т.д.
- Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями.
- Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
- Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Педагог начальной школы должен
- Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
- Обеспечивать развитие умения учиться до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
- Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов.
- Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
- Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы.
- Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
- Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста.
Общие подходы
- Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
- Так, в оценке работы педагога с одаренными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.
- По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
Профессиональная деятельность воспитателя СКОУ рассматривается по аналогии деятельности педагога дошкольного образования и оценивается только комплексно .
Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к школе-интернату и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач и жизнь группы воспитанников.
Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
- Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита , включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
- Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов.
- Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
- Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории
? Следует ли уточнить понятие аудит относительно образовательного процесса
Прошу в решение педсовета включить:
- Педагогам школы планировать направление профессионального развития с учетом анализа профессиональных компетенций в условиях введения профстандарта (курсы повышения квалификации и переподготовка).
- Скорректировать темы самообразования педагогов с учетом изучения и применения активных форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий, соответствующих профессиональной, психолого-педагогической компетентности педагога.
- Совершенствовать свою педагогическую практику, позволяющую эффективно вовлечь в образовательный процесс учеников с разными стартовыми возможностями.
Меняйтесь раньше, чем Вас заставят это делать!
Спасибо за внимание!