Методы, формы, приёмы интерактивной технологии обучения
в начальных классах
Прокофьева Л.Н.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 60» г. Курска
Современная система образования
?
Недостаток эффективных способов достижения
Новые задачи в образовании
Есть ли
эффективная модель обучения
для Достижения современных образовательных задач?
Активная
Пассивная
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Интерактивная
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Методы и приёмы интерактивного обучения на этапах урока по ФГОС
Интерактивные методы обучения
Групповые
Индивидуальные
Выполнение практических задач
Тренировка
Исследовательские проекты
Дискуссионные
- Групповая дискуссия
- Анализ ситуаций морального выбора
- Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов»)
- «Мозговой штурм»
- Презентация
- Обсуждение
- Дебаты
Тренинг-методы
Игровые
- Социально-психологический тренинг
- Тренинг делового общения
- Психотехнические игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра
- Операционная игра
- Сюжетно-ролевая игра
- Дидактическая игра и др.
Мотивация к учебной деятельности
Интерактив
негатив
позитив
Приёмы
"Побуждение"
"Психологический тренинг"
"Фантастическая добавка"
"Удивляй"
"Привлекательная цель"
"Отсроченная отгадка"
"Проблемная ситуация"
"Театрализация"
"Рифмованное начало уроков"
"Эпиграф к уроку"
"Оратор"
"Фантазёр"
"Индуктор"
"Ассоциативный ряд"
Актуализация и пробное учебное действие
Актуализация и пробное учебное действие
Выявление места и причины затруднения
Инсерт
«+»
«-»
- если то, что вы читаете, соответ-ствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете
«?»
- если то, что вы читаете, не знаете или забыли
«!»
- если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
- если то, что вы читаете, вас удивило
Построение проекта выхода из затруднения
Приёмы
"Яркое пятно"
"Разрешение парадоксов"
"Помощники"
"Тема в виде проблемного вопроса"
"Отгадай ребус, загадку, шараду…"
"Проблемная ситуация"
"Подводящий диалог "
"Работа над понятием"
"Группировка"
Реализация построенного проекта
Приёмы
"Мини – рассказ "
"Упрости! "
"Создай коллекцию "
"Проблемный поиск "
"Пары сменного состава "
"Послушать – сговориться – обсудить "
"Облака мыслей "
"Ромб ассоциаций "
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Приёмы
- "Составь меню"
- "Аукцион"
- "Феномен"
- "Чего больше?"
- "Реклама"
- "Учимся сообща"
- "Я беру тебя с собой"
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Этап включения в систему знаний и повторение
Приёмы
- "Создай презентацию"
- "Своя опора"
- "Повторяем с контролем"
- "Приведи примеры"
- "Составление текста"
- "Починить цепочку"
- "Раздели на группы"
- "Уравнение"
- "Дай информацию"
- "Восстанови текст"
- "Назвать, одним слово"
- "Кроссворд"
- "Немая схема"
- "«Магический» квадрат"
- "Составь"
Рефлексии учебной деятельности
Приёмы
"Опрос – итог "
"Пантомима "
"Азбука "
"Анкета "
"Цветные поля"
"Увеличение – уменьшение "
" Синквейн "
"Толстый и тонкий вопрос "
"Телеграмма"
"Шкатулка"
Таким образом,
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
повышение познавательной мотивации
задачи
формирование метапредметных УУД
воспитание лидерских качеств
умение работать с командой и в команде
принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
Риски необоснованного использования интерактивных методов
- Непонимание того, что такое интерактив.
- Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами.
- Бессистемное применение интерактивных методов.
- Отсутствие четкого представления о результативности использования методов.
- Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).
интерес
необычность, новизна
творчество
единомыслие
развитие
активное познание
коммуникация
твёрдое усвоение
инициатива
внутреннее личностное становление
И – н – т – е – р – а – к – т – и – в –
Спасибо за внимание!