Развитие
критического мышления
младших школьников
Как помочь усвоить этот материал?
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников?
Как вовлечь учеников в образовательный процесс?
Как научить учиться?
Цель данной технологии-развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Сущность критического мышления:
-критическое мышление есть мышление самостоятельное;
-информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически;
-критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;
-критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
-критическое мышление есть мышление социальное.
ТРКМ можно использовать на уроках окружающего мира литературного чтения русского языка математики
Трёхфазная структура урока
Структура урока
вызов
осмысление
рефлексия
I стадия (фаза) . Вызов.
Задачи этой фазы:
- актуализировать и проанализировать
имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала
Некоторые методические приёмы стадии «Вызова», которые я использую в своей работе: « Кластер», « Корзина
идей», « Дерево предсказаний», «Верные и неверные
утверждения» и другие.
6
II стадия. Осмысление содержания
(получение новой информации).
Задачи этой фазы:
- получение новой информации;
-ее осмысление ;
-соотнесение новой информации с собственными
знаниями;
-поддержание активности, интереса , созданного во время фазы вызова.
Некоторые методические приёмы стадии «Осмысление», которые я использую в своей работе: «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун», таблица « Плюс – минус - интересно», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы.
III стадия. Рефлексия.
Задачи этой фазы:
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу .
Некоторые методические приёмы стадии «Рефлексия», которые я использую в своей работе:
«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», и другие.
Трудоемкость технологии :
- требуется постоянный личностный и профессиональный рост учителя;
-тщательная подготовка к урокам;
-необходимые дидактические и методические материалы приходится формировать самостоятельно, в процессе подготовки к работе.
Результаты:
- изменяется отношение детей к урокам ;
- изменяется у учащихся отношение к собственным ошибкам и
затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности;
- повышается уровень интеллектуальных способностей учащихся;
- повышается качество знаний учащихся;
- формируется умение высказываться логично, задавать вопросы;
- повышается активность детей на уроках;
- уроки становятся живыми, эмоциональными, увлекательными;
- возникает меньше конфликтных ситуаций, связанных с
коммуникативными компетенциями;
- снимается тревожность обучающихся.