Прозвенел звонок для вас,
Вы вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
И давайте с настроением
Мы начнём урок, друзья.
У нас сегодня всё получится!!!
- Применяем все мы это
- Вместо имени предмета,
- Вместо признака предмета
- Применяем тоже это .
- И количество предметов
- Заменяет часто это .
- Нам на всё ОНО укажет,
- Но имён ничьих не скажет.
- Часто очень применяется,
- Сильно очень изменяется.
- Без него , как ни крутись,
- В речи нам не обойтись
Тема урока: «Местоимение. Обобщение изученного»
Цель урока:
- Повторить и обобщить все о местоимении:
- Грамматические признаки местоимений;
- Разряды местоимений;
- Орфограммы;
- Морфологический разбор местоимений;
- Употребление местоимений в речи
Формирование проблемы и поиск её решения.
Проверка индивидуальных домашних мини- исследований
Выполните задание № 1
- Местоимение – это_____________________ часть речи, которая____________________________________________________________________________________________
- Местоимения отвечают на вопросы________________
- Местоимения изменяются_________________________
- В предложении местоимения обычно бывают___________________________________________
Проверьте себя !
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, но не называет его.
Местоимения отвечают на вопросы: кто? что? какой? который? чей? И т.д.
Местоимения изменяются по падежам, некоторые из них по родам и числа (например, притяжательные местоимения)
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.
Падеж
1 лицо
Именительный
я
Родительный
2 лицо
мы
Меня
Дательный
нас
ты
Винительный
Мне
тебя
Вы
3 лицо
Нам
Творительный
меня
Вас
Он, она, оно
тебе
Предложный
Нас
мной
Его, её, его
Они
Обо мне
Нами
Вам
тебя
Их
вас
тобой
ему, ей
О нас
Её, его
Им
вами
О тебе
Их
Ею, им
О вас
Ими
О ней, о нём
О них
2. Исправьте ошибки, если они есть, в предложениях.
Он обиделся на их.
- -Мы с ими давно дружим.
- -Они ждали него.
- -Я горжусь ним.
Падежи
Именительный
Нет формы
Родительный
Себя
Дательный
Себе
Винительный
Себя
Творительный
Собой
Предложный
О себе
- 3. Вставить местоимения в пословицы, определить падеж.
- Дружбу водить- так … не щадить.
- Не хвали…., есть много умнее тебя.
- Не кричи о…., пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
-
• Какое отрицательное местоимение перешло в существительное и обычно употребляется в спортивных соревнованиях при равной борьбе?
• Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным?
• Какие местоимения мешают движению транспорта?
• Какие местоимения самые чистые?
• Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна?
•
Вопросительные местоимения
Относительные местоимения
Служат для выражения вопроса в простом вопросительном предложении
Служат для связи простых предложений
Член простого предложения
Член придаточного предложения
- И какое в свете чудо?
- Кто ничем не рискует , тот ничего не получает
- Кто это выдумал ?
- Знает кошка , чьё мясо съела.
1. Что с вами случилось?
2. Какова земля, таков и хлеб.
3. Кто сам собой доволен, тот разумом болен
4. Из какой это сказки?
Проверьте!
2 кто-отн. ничем-отр
1. что-вопр.
с вами –личн.
тот – указ.
ничего-отр.
2. какова-отн. таков-указ.
3.кто-отн.
3 кто-вопр.
это –указ.
сам-опред. собой –опред. тот-указ.
4.из какой- опр
4. чьё –отн.
это -указ.
Выполните задание № 2
Найдите в группах «лишние» местоимения, определите разряд :
1) Кто, что, ничто
2) Каждый, всякий, себя
3) Никто, некто, ничто
4) Ничей, нисколько, кто-то
5) Мой, кое-кто, что-либо
6) Тот, другой, такой
7) Они, обо мне, ничьи
8) О себе, собой, нас
9) Кому? Какой? столько
- 1) Ничто-отрицательное
- 2) Себя-возвратное
- 3) Некто-неопределённое
- 4) Кто-то-неопределённое
- 5) Мой- притяжательное
- 6) Другой-определительное
- 7) Ничьи-отрицательное
- 8) Нас-личное
- 9) Столько-указательное
Найдите грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений, исправьте их, определите падеж местоимений:
В адрес нас были сделаны правильные замечания. Работа выполнена с участием меня.
Я учел ихние предложения
Люди типа меня очень трудолюбивы.
В честь тебя устроили вечер.
У его хорошее образование.
Маша закрыла книгу, когда она закончила читать.
Мы пошли к ему в гости.
Проверьте себя .
В наш адрес были сделаны правильные замечания.
Работа выполнена с моим участием.
Я учел их предложения
Люди моего типа очень трудолюбивы.
В твою честь устроили вечер.
У него хорошее образование.
Маша закрыла книгу, когда закончила ее читать.
Мы пошли к нему в гости.
1.В предложения вставьте подходящие по смыслу неопределённые местоимения с суффиксами –то, -либо,
-нибудь с приставкой кое-.
1.Поздно вечером … постучался к нам. 2. На берегу реки росла … пышная зелень. 3. Расскажите… о вашей поездке по стране. 4. Мой друг вытащил из шкафа … книгу. 5. Вскоре мы заметили на дороге …. чёрное.
- Вставьте подходящие по смыслу отрицательные местоимения (без предлога и с предлогом).
- Сообщение не встретило … возражений. 2. Полярники не хотели … слышать о трудностях. 3. Ребята шли к лагерю … не беспокоясь.
Во все века на русском хлебе Богатыри росли у нас. Так пусть же вновь растут такие, Чтобы, когда наступит срок, Нигде никто тебя, Россия, Перебороть ни в чем не мог.
Найдите в предложениях указательные местоимения, определите падеж.
- Хорошо того учить, кто слушает. Кто много обещает, тот мало делает. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Чего сам не любишь – того людям не желай
ПРОВЕРЬТЕ!
- того - Р.п.
- тот – И.п.
- тому – Д.п.
- того – Р.п.
Выпишите слова по колонкам: в одну – отрицательные местоимения, в другую – неопределённые.
1.Никто не отозвался.
2. Потом очень далеко откликнулся чей-то голос. 3. Жил некто человек безродный, одинокий. 4. В синеватой дали ничто не шевелилось.
5. Герой увидел нечто сказочное по своей красоте. 6. Пугачёв посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал.
7. Через некоторое время небольшая группа павианов появилась и направилась к вагончику.
8. Через несколько дней экспедиция была закончена.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово ты не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Ты – подлежащее;
Мой – определение;
Оно- подлежащее;
Оно – подлежащее;
Ты – подлежащее;
Его – дополнение
- Рефлексия. Составить и прочитать синквейны.
- Выставить оценки в лист достижений.
СИНКВЕЙН
Местоимение
Загадочное, обманчивое
Заменяет, указывает, но не называет.
Так в чём же роль местоименья?
С ним избегаем повторенья
Домашнее задание
- Домашнее задание : ответить на вопросы учебника по теме: «Местоимение. Повторение»
- Тест.
- Кроссворд.
Спасибо за урок