СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Местоимение. Обобщение изученного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация помогает детям обобщить изученный материал по теме "Местомение"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Местоимение. Обобщение изученного"»

Прозвенел звонок для вас, Вы вошли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. И давайте с настроением Мы начнём урок, друзья.

Прозвенел звонок для вас,

Вы вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

И давайте с настроением

Мы начнём урок, друзья.

У нас сегодня всё получится!!!

У нас сегодня всё получится!!!

Применяем все мы это Вместо имени предмета, Вместо признака предмета Применяем тоже это . И количество предметов Заменяет часто это . Нам на всё ОНО укажет, Но имён ничьих не скажет. Часто очень применяется, Сильно очень изменяется. Без него , как ни крутись, В речи нам не обойтись
  • Применяем все мы это
  • Вместо имени предмета,
  • Вместо признака предмета
  • Применяем тоже это .
  • И количество предметов
  • Заменяет часто это .
  • Нам на всё ОНО укажет,
  • Но имён ничьих не скажет.
  • Часто очень применяется,
  • Сильно очень изменяется.
  • Без него , как ни крутись,
  • В речи нам не обойтись
Тема урока: «Местоимение. Обобщение изученного»

Тема урока: «Местоимение. Обобщение изученного»

Цель урока: Повторить и обобщить все о местоимении: Грамматические признаки местоимений; Разряды местоимений; Орфограммы; Морфологический разбор местоимений; Употребление местоимений в речи

Цель урока:

  • Повторить и обобщить все о местоимении:
  • Грамматические признаки местоимений;
  • Разряды местоимений;
  • Орфограммы;
  • Морфологический разбор местоимений;
  • Употребление местоимений в речи
Формирование проблемы и поиск её решения. Проверка индивидуальных домашних мини- исследований

Формирование проблемы и поиск её решения.

Проверка индивидуальных домашних мини- исследований

Выполните задание № 1  Местоимение – это_____________________ часть речи, которая____________________________________________________________________________________________ Местоимения отвечают на вопросы________________ Местоимения изменяются_________________________ В предложении местоимения обычно бывают___________________________________________

Выполните задание № 1

  • Местоимение – это_____________________ часть речи, которая____________________________________________________________________________________________
  • Местоимения отвечают на вопросы________________
  • Местоимения изменяются_________________________
  • В предложении местоимения обычно бывают___________________________________________
  Проверьте себя ! Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, но не называет его. Местоимения отвечают на вопросы: кто? что? какой? который? чей? И т.д. Местоимения изменяются по падежам, некоторые из них по родам и числа (например, притяжательные местоимения) В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.

Проверьте себя !

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, но не называет его.

Местоимения отвечают на вопросы: кто? что? какой? который? чей? И т.д.

Местоимения изменяются по падежам, некоторые из них по родам и числа (например, притяжательные местоимения)

В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.

Падеж 1 лицо Именительный я Родительный  2 лицо мы Меня Дательный нас ты Винительный Мне тебя Вы 3 лицо Нам Творительный меня Вас Он, она, оно тебе Предложный Нас мной Его, её, его Они Обо мне Нами Вам тебя Их вас тобой ему, ей О нас Её, его Им вами О тебе Их Ею, им О вас Ими О ней, о нём О них

Падеж

1 лицо

Именительный

я

Родительный

2 лицо

мы

Меня

Дательный

нас

ты

Винительный

Мне

тебя

Вы

3 лицо

Нам

Творительный

меня

Вас

Он, она, оно

тебе

Предложный

Нас

мной

Его, её, его

Они

Обо мне

Нами

Вам

тебя

Их

вас

тобой

ему, ей

О нас

Её, его

Им

вами

О тебе

Их

Ею, им

О вас

Ими

О ней, о нём

О них

 2. Исправьте ошибки, если они есть, в предложениях. Он обиделся на их. -Мы с ими давно дружим. -Они ждали него. -Я горжусь ним.

2. Исправьте ошибки, если они есть, в предложениях.

Он обиделся на их.

  • -Мы с ими давно дружим.
  • -Они ждали него.
  • -Я горжусь ним.
Падежи Именительный Нет формы Родительный Себя Дательный Себе Винительный Себя Творительный Собой Предложный О себе

Падежи

Именительный

Нет формы

Родительный

Себя

Дательный

Себе

Винительный

Себя

Творительный

Собой

Предложный

О себе

 3. Вставить местоимения в пословицы, определить падеж. Дружбу водить- так … не щадить. Не хвали…., есть много умнее тебя. Не кричи о…., пусть другие о тебе хоть тихо скажут.  
  • 3. Вставить местоимения в пословицы, определить падеж.
  • Дружбу водить- так … не щадить.
  • Не хвали…., есть много умнее тебя.
  • Не кричи о…., пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
  •  
•  Какое отрицательное местоимение перешло в существительное и обычно употребляется в спортивных соревнованиях при равной борьбе? •  Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? •  Какие местоимения мешают движению транспорта? •  Какие местоимения самые чистые? •  Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? •

Какое отрицательное местоимение перешло в существительное и обычно употребляется в спортивных соревнованиях при равной борьбе?

Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным?

Какие местоимения мешают движению транспорта?

Какие местоимения самые чистые?

Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна?

Вопросительные местоимения Относительные местоимения Служат для выражения вопроса в простом вопросительном предложении Служат для связи простых предложений Член простого предложения Член придаточного предложения

Вопросительные местоимения

Относительные местоимения

Служат для выражения вопроса в простом вопросительном предложении

Служат для связи простых предложений

Член простого предложения

Член придаточного предложения

И какое в свете чудо? Кто ничем не рискует , тот ничего не получает Кто это выдумал ? Знает кошка , чьё мясо съела. 1. Что с вами случилось? 2. Какова земля, таков и хлеб. 3. Кто сам собой доволен, тот разумом болен 4. Из какой это сказки?
  • И какое в свете чудо?
  • Кто ничем не рискует , тот ничего не получает
  • Кто это выдумал ?
  • Знает кошка , чьё мясо съела.

1. Что с вами случилось?

2. Какова земля, таков и хлеб.

3. Кто сам собой доволен, тот разумом болен

4. Из какой это сказки?

Проверьте! какое –вопр. 2 кто-отн. ничем-отр 1. что-вопр. с вами –личн.  тот – указ.  ничего-отр. 2. какова-отн. таков-указ. 3.кто-отн. 3 кто-вопр.  это –указ.  сам-опред. собой –опред. тот-указ. 4.из какой- опр 4. чьё –отн. это -указ.

Проверьте!

  • какое –вопр.

2 кто-отн. ничем-отр

1. что-вопр.

с вами –личн.

тот – указ.

ничего-отр.

2. какова-отн. таков-указ.

3.кто-отн.

3 кто-вопр.

это –указ.

сам-опред. собой –опред. тот-указ.

4.из какой- опр

4. чьё –отн.

это -указ.

Выполните задание № 2 Найдите в группах «лишние» местоимения, определите разряд : 1)  Кто, что, ничто 2)  Каждый, всякий, себя 3)  Никто, некто, ничто 4)  Ничей, нисколько, кто-то 5)  Мой, кое-кто, что-либо 6)  Тот, другой, такой 7)  Они, обо мне, ничьи 8)  О себе, собой, нас 9)  Кому? Какой? столько

Выполните задание № 2

Найдите в группах «лишние» местоимения, определите разряд :

1) Кто, что, ничто

2) Каждый, всякий, себя

3) Никто, некто, ничто

4) Ничей, нисколько, кто-то

5) Мой, кое-кто, что-либо

6) Тот, другой, такой

7) Они, обо мне, ничьи

8) О себе, собой, нас

9) Кому? Какой? столько

 ПРОВЕРЬТЕ ! 1)  Ничто-отрицательное 2)  Себя-возвратное 3)  Некто-неопределённое 4) Кто-то-неопределённое 5)  Мой- притяжательное 6)  Другой-определительное 7)  Ничьи-отрицательное 8)  Нас-личное 9)  Столько-указательное

  • ПРОВЕРЬТЕ !
  • 1) Ничто-отрицательное
  • 2) Себя-возвратное
  • 3) Некто-неопределённое
  • 4) Кто-то-неопределённое
  • 5) Мой- притяжательное
  • 6) Другой-определительное
  • 7) Ничьи-отрицательное
  • 8) Нас-личное
  • 9) Столько-указательное
    Найдите грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений, исправьте их, определите падеж местоимений: В адрес нас были сделаны правильные замечания. Работа выполнена с участием меня. Я учел ихние предложения Люди типа меня очень трудолюбивы. В честь тебя устроили вечер. У его хорошее образование. Маша закрыла книгу, когда она закончила читать. Мы пошли к ему в гости.

Найдите грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений, исправьте их, определите падеж местоимений:

В адрес нас были сделаны правильные замечания. Работа выполнена с участием меня.

Я учел ихние предложения

Люди типа меня очень трудолюбивы.

В честь тебя устроили вечер.

У его хорошее образование.

Маша закрыла книгу, когда она закончила читать.

Мы пошли к ему в гости.

Проверьте себя . В наш адрес были сделаны правильные замечания. Работа выполнена с моим участием. Я учел их предложения Люди моего типа очень трудолюбивы. В твою честь устроили вечер. У него хорошее образование. Маша закрыла книгу, когда закончила ее читать. Мы пошли к нему в гости.

Проверьте себя .

В наш адрес были сделаны правильные замечания.

Работа выполнена с моим участием.

Я учел их предложения

Люди моего типа очень трудолюбивы.

В твою честь устроили вечер.

У него хорошее образование.

Маша закрыла книгу, когда закончила ее читать.

Мы пошли к нему в гости.

1.В предложения вставьте подходящие по смыслу неопределённые местоимения с суффиксами –то, -либо,  -нибудь с приставкой кое-.  1.Поздно вечером … постучался к нам. 2. На берегу реки росла … пышная зелень. 3. Расскажите… о вашей поездке по стране. 4. Мой друг вытащил из шкафа … книгу. 5. Вскоре мы заметили на дороге …. чёрное.  Вставьте подходящие по смыслу отрицательные местоимения (без предлога и с предлогом).  Сообщение не встретило … возражений. 2. Полярники не хотели … слышать о трудностях. 3. Ребята шли к лагерю … не беспокоясь.

1.В предложения вставьте подходящие по смыслу неопределённые местоимения с суффиксами –то, -либо,

-нибудь с приставкой кое-.

1.Поздно вечером … постучался к нам. 2. На берегу реки росла … пышная зелень. 3. Расскажите… о вашей поездке по стране. 4. Мой друг вытащил из шкафа … книгу. 5. Вскоре мы заметили на дороге …. чёрное.

  • Вставьте подходящие по смыслу отрицательные местоимения (без предлога и с предлогом).

  • Сообщение не встретило … возражений. 2. Полярники не хотели … слышать о трудностях. 3. Ребята шли к лагерю … не беспокоясь.
Во все века на русском хлебе  Богатыри росли у нас.  Так пусть же вновь растут такие,  Чтобы, когда наступит срок,  Нигде никто тебя, Россия,  Перебороть ни в чем не мог.

Во все века на русском хлебе Богатыри росли у нас. Так пусть же вновь растут такие, Чтобы, когда наступит срок, Нигде никто тебя, Россия, Перебороть ни в чем не мог.

 Найдите в предложениях указательные местоимения, определите падеж. Хорошо того учить, кто слушает.   Кто много обещает, тот мало делает.  Кто грамоте горазд, тому не пропасть.  Чего сам не любишь – того людям не желай

Найдите в предложениях указательные местоимения, определите падеж.

  • Хорошо того учить, кто слушает.  Кто много обещает, тот мало делает. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Чего сам не любишь – того людям не желай
ПРОВЕРЬТЕ! того - Р.п.    тот – И.п.   тому – Д.п.   того – Р.п.

ПРОВЕРЬТЕ!

  • того - Р.п. 
  • тот – И.п.
  • тому – Д.п.
  • того – Р.п.
  Выпишите слова по колонкам: в одну – отрицательные местоимения, в другую – неопределённые.  1.Никто не отозвался.  2. Потом очень далеко откликнулся чей-то голос. 3. Жил некто человек безродный, одинокий. 4. В синеватой дали ничто не шевелилось.  5. Герой увидел нечто сказочное по своей красоте. 6. Пугачёв посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал.  7. Через некоторое время небольшая группа павианов появилась и направилась к вагончику.  8. Через несколько дней экспедиция была закончена.

Выпишите слова по колонкам: в одну – отрицательные местоимения, в другую – неопределённые.

1.Никто не отозвался.

2. Потом очень далеко откликнулся чей-то голос. 3. Жил некто человек безродный, одинокий. 4. В синеватой дали ничто не шевелилось.

5. Герой увидел нечто сказочное по своей красоте. 6. Пугачёв посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал.

7. Через некоторое время небольшая группа павианов появилась и направилась к вагончику.

8. Через несколько дней экспедиция была закончена.

Когда  ты  хочешь молвить слово, Мой друг, подумай — не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт. Покуда слово ты не взвесишь, Не выпускай его в полёт.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай — не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово ты не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Ты – подлежащее; Мой – определение; Оно- подлежащее; Оно – подлежащее; Ты – подлежащее; Его – дополнение

Ты – подлежащее;

Мой – определение;

Оно- подлежащее;

Оно – подлежащее;

Ты – подлежащее;

Его – дополнение

 Рефлексия. Составить и прочитать синквейны. Выставить оценки в лист достижений.
  • Рефлексия. Составить и прочитать синквейны.
  • Выставить оценки в лист достижений.
      СИНКВЕЙН Местоимение Загадочное, обманчивое Заменяет, указывает, но не называет. Так в чём же роль местоименья? С ним избегаем повторенья

СИНКВЕЙН

Местоимение

Загадочное, обманчивое

Заменяет, указывает, но не называет.

Так в чём же роль местоименья?

С ним избегаем повторенья

Домашнее задание  Домашнее задание : ответить на вопросы учебника по теме: «Местоимение. Повторение» Тест. Кроссворд.

Домашнее задание

  • Домашнее задание : ответить на вопросы учебника по теме: «Местоимение. Повторение»
  • Тест.
  • Кроссворд.

Спасибо за урок

Спасибо за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!