Тема: Формы, методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ на воспитательских
занятиях
в условиях
ФГОС
Воспитатель: Байдина Н.Г
Каждый наш поступок,
который видят или слышат дети,
каждое наше слово, интонация,
в которой оно произносится,
является капельками, падающими в тот
поток, который мы называем жизнью
ребёнка, формированием личности.
П. П. Кащенко
Принципы построения современного занятия
- Свобода выбора.
- Принцип открытости.
- Принцип доступности.
- Принцип оптимальности.
- Принцип целесообразности.
- Принцип деятельности.
- Принцип обратной связи(рефлексия: знаний деятельности, эмоциональности).
Формы работы с детьми с ОВЗ
- Фронтальная работа
- Групповая работа
- Индивидуальная работа
- Проектная деятельность
- Экскурсии и прогулки
- Мероприятия совместно с родителями
Методы и приёмы работы с учащимися с ОВЗ
Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.
В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие:
«методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю. К. Бабанский);
«под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И. П. Подласый)
Приёмы работы с детьми с ОВЗ включают в себя:
- Дифференцированный подход
- Пошаговое обучение
- Использование опорных схем и алгоритмов
- Повторение и закрепление материала
- Создание ситуации успеха
- Использование сенсорной стимуляции
- Использование альтернативной и дополнительной коммуникации
- Организация динамических пауз
- Использование ИКТ
Эффективные методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ:
- Наглядные методы
- Словесные методы
- Практические методы
- Игровые методы
- Метод проблемного обучения
- Метод проектной деятельности
Важно учитывать при выборе форм, методов и приемов работы с детьми с ОВЗ:
• Вид и степень выраженности нарушения у ребенка.
• Индивидуальные особенности развития ребенка (темп, уровень знаний, интересы).
• Задачи воспитательного занятия.
Рекомендации:
- Для детей с задержкой психического развития (ЗПР):
Использование наглядных пособий, пошаговых инструкций, многократного повторения материала, индивидуального темпа работы.
- Для детей с умственной отсталостью (УО):
Использование простых и понятных инструкций, наглядных пособий, практических заданий, индивидуальной помощи.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ НА ПРАКТИКЕ
Приёмы для эмоционального настроя на занятие:
- Приём «Кнопка на вход» - быстрый и простой способ вовлечь детей на занятие. , активизировать их мышление, проверить их готовность к восприятию нового материала и создать позитивную атмосферу. Так же вместо кнопки, могут быть вопросы по предстоящей теме занятия.
- Приём «Похлопайте те, кто…»
Для активизации внимания и разминки;
Для выявления предварительных знаний;
Для выявления мнения или отношения к теме;
Для создания позитивной атмосферы и сплочения коллектива.
- Приём «Игровой массаж» - бережно сделайте своему соседу массаж (можно сопровождать стихотворением)
- Приём «Шкатулочка» (занятие по сказкам) – Встали в круг, шкатулочка открывается, клубочек появляется, это клубочек дружбы (дети передают клубок из рук в руки и говорят хорошее слово товарищу, либо комплимент, либо название любимой сказки и т.д.)
Графические приемы
Обеспечивают понимание информации в ходе работы на занятии:
- Кластер
- Денотатный граф
- Блок-схемы
Прием «Кластер»
Кластер –от английского «cluster» – рой, гроздь, груда, скопление;
С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации;
Составление кластера позволяет детям свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы.
Так выглядит кластер
Задание индивидуальное
Рисуем кластер на тему
Задание индивидуальное
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗАБОТА
УВАЖЕНИЕ
ЛЮБОВЬ
ВОСПИТАННИКИ
ДОЧКА
ВОСПИТАНИЕ
РАБОТА
ВОСПИТАНИЕ
ДЕНЬГИ
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР
Какие педагогические задачи помогает решать работа над кластером?
- Активизируется деятельность детей;
- Дети учатся работать в группе;
- Дети учатся оценивать результат, как своей деятельности, так и деятельности своих товарищей.
Примеры использования кластера:
1. Педагог сам представляет кластер перед тем, как начинает рассказывать новый материал. По окончании рассказа он просит дополнить этот кластер.
2. Педагог записывает на доске перечень ключевых слов, которые встретятся в новом материале, а по окончании объяснения он просит названные слова представить в виде кластера.
Прием «Денотатный граф»
От лат. denoto — обозначаю, греч. – пишу
Цель приёма:
Систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков рассматриваемого материала на занятии.
Ключевое слово (может быть словосочетание) или понятие
глагол
глагол
глагол
глагол
признак
признак
признак
признак
Правила построения
1. Выделить ключевое слова или словосочетание, от которого будет составляться денотатный граф;
2 . Подобрать глаголы, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки;
- Подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.
- Внимание! Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.
Баскетбол
поддерживае т
развивает
воспитывает
формирует
Умение работать в коллективе
Мужество,
Волю,
Стойкость
Угол зрения
Форму тела
Выносливость
Внешний вид
реакцию
Задание индивидуальное
Рисуем денотатный граф
Ключевая фраза
Ученик (отриц.)
Ученик (отриц)
Общается
Оказывает
Учится
Нарушает
Дурное влияние на сверстников
Дисциплину
Агрессивно
Плохо
Срывает
уроки
Сверстники
начинают
ему
подражать
Не
усваивает
школьную
программу
Курит
Грубит
Хамит
дерётся
Прием «Фишбоун» «Fishbone»
- Перевод с анг. - «Рыбная кость» или «Скелет рыбы»
- В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора,
- Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее:
- наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем,
- соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Как выглядит схема?
- Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
- Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения .
Рождество
Масленица
Пасха
- Рождение Иисуса Христа
- Елка
- Подарки
- Проводы зимы
- Блины
- Сжигание чучела
- Пасхальное яйцо
- Кулч
- Творожная Пасха
«фишбоун» Русские народные првздники
Русские
народные
праздники
Сохранение
русских
традиций.
Память
предков.
Использование приема«Фишбоун» на занятиях
- Схема Фишбоун может быть использована в качестве приема для анализа какой-либо ситуации на занятии, или выступать стратегией целого занятия.
- Эффективнее всего ее применять во время занятия обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами
- Занятие с применением Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Прием «Синквейн»
Это стихотворение, состоящее из пяти строк составленное по определенной схеме.
1. Существительное – тема синквейна (объект)
2. Два прилагательных описывающие признаки и свойства объекта
3. Три глагола – действия, совершаемые объектом
4. Предложение – отношение автора к объекту
5. Синоним к первой строчке – суть объекта
Дети должны в кратких выражениях резюмировать информацию, полученную на занятии.
Варианты использования этого приема
- Педагог перед объяснением нового предлагает свой Синквейн без одной строчки и дает задание дописать ее в конце занятия.
- Перед объяснением нового, воспитатель предлагает учащимся свой Синквейн с ошибкой и дает задание найти эту ошибку после объяснения.
- Разделить детей на две группы. Предложить этим группам одну и ту же тему, но в первом случае надо показать положительные стороны изучаемого объекта, а в другом случае – отрицательные.
Фрагмент занятия:
- « Распределить детей на команды, не по желанию, а кому как выпадет» - при помощи разрезных картинок. Дети берут одну частичку картинки, и собирают одну целую, общую картину. Тем самым получается команда.
- Подведение к формулировке темы – рассмотреть картинки на столах, показать противоположной команде. Высказать предположение, о чем пойдет речь на занятии? Попробуйте сформулировать тему занятия.
- «Зашифрованные листочки» - помогут точнее сформулировать тему нашего занятия.
- «Корзина идей» – что означает слово
«Убранство» говорят свои идеи
предположения. После просмотра видео
делают вывод и вычёркивают не верные
слова.
- Физминутка : «Разноцветные ладошки» Воспитатель поднимает разноцветные ладошки дети выполняют определённые действия: - зелёная (дети топают); - желтая (руки вверх, потянемся к солнышку); - красная (хлопают); - синяя (поворот вокруг себя).
- Физминутка : «Тюльпан»
Вырос прекрасный тюльпан на поляне (ладони сомкнуты)
Утром весенним раскрыл лепестки (раскрыть пальчики)
Всем лепесткам красоту и питанье (развернуть ладони обратной стороной, сцепить в замочек)
Дружно дают под землей корешки (руки в замочке повернуть вниз пальцами, показывая корешки)
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА .
Обмен опытом
РЕФЛЕКСИЯ
ЗНАНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
ПРОДОЛЖИ ЧЕМУ Я ОЦЕНИ СЕБЯ
НАУЧИЛСЯ
ФРАЗУ: ПОЛУЧЕННЫЕ
ЗНАНИЯ ПРИГОДЯТСЯ
МНЕ…
Позитивная содержательная оценка
Педагогу обязательно нужно найти что-то, что можно оценить положительно в результате деятельности ученика.
- Особенно тебе удалось...
- Больше всего в твоей работе мне нравится...
- Самой высокой оценки в твоей работе заслуживает то, что ты...
Рефлексия ШМО
«Билетик на выход»
- 3 момента, которые понравились больше всего;
- 2 момента, которые будете использовать в своей работе;
- 1 момент, который побуждает(вызывает желание) задать вопрос.
Заключение
Работа с детьми с ОВЗ на воспитательских занятиях – это сложный и многогранный процесс, требующий от педагога профессионализма, терпения, любви к детям и готовности к постоянному самосовершенствованию.
Внедрение новых приемов на воспитательских занятиях поможет сделать процесс обучения более интересным, эффективным и соответствующим современным
требованиям.
Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача-помочь им
раскрыться, развить собственные
идеи.
Песталоцци Иоганн Генрих
(1746 – 1827 г.г.)
Желаю творческих
успехов!
Спасибо за внимание!