СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Музыкально- ритмические движения как вид музыкальной деятельности дошкольников"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для студентов дошкольного отделения педколледжа по МДК 02.05 "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Музыкально- ритмические движения как вид музыкальной деятельности дошкольников"»

Музыкально- ритмические движения как вид музыкальной деятельности дошкольников

Музыкально- ритмические движения как вид музыкальной деятельности дошкольников

Ритмика является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реали­зовать энергию, поэтому занятия ею благотворно сказываются на его развитии и воспитании. Содержание работы в этом виде деятельности связано с тем, что ритмика — это синтетический вид деятельности, объединяющий музыку (пение), движение и слово, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основ­ные средства музыкальной выразительности.
  • Ритмика является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реали­зовать энергию, поэтому занятия ею благотворно сказываются на его развитии и воспитании.
  • Содержание работы в этом виде деятельности связано с тем, что ритмика — это синтетический вид деятельности, объединяющий музыку (пение), движение и слово, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основ­ные средства музыкальной выразительности.
Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны: это временные виды искусства. Они имеют много общих параметров. Анализируя данную проблему, А. И. Буренина, педагог-музыкант, занимающаяся проблемами музыкально-ритмического воспитания, относит к ним:  все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);  динамику (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения); форму произведения и структуру двигательной композиции.
  • Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны: это временные виды искусства. Они имеют много общих параметров. Анализируя данную проблему, А. И. Буренина, педагог-музыкант, занимающаяся проблемами музыкально-ритмического воспитания, относит к ним:
  • все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
  • динамику (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
  • форму произведения и структуру двигательной композиции.
При этом отмечается, что поскольку ритмика — синтетический вид деятельности, в процессе ее осуществления развивается весь комплекс музыкальных и двигательных способностей, а также психические процессы, лежащие в их основе. Кроме того, опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для наполнения смыслом движения. Такие композиции вызывают яркую эмоциональную реакцию и активизируют движение, желание подпевать, танцевать вместе со всеми. Поэтому ритмика способствует воспитанию, коммуникабельности.
  • При этом отмечается, что поскольку ритмика — синтетический вид деятельности, в процессе ее осуществления развивается весь комплекс музыкальных и двигательных способностей, а также психические процессы, лежащие в их основе.
  • Кроме того, опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для наполнения смыслом движения. Такие композиции вызывают яркую эмоциональную реакцию и активизируют движение, желание подпевать, танцевать вместе со всеми. Поэтому ритмика способствует воспитанию, коммуникабельности.
В последнее время в дошкольных учреждениях ритмику все чаще стали применять как нетрадиционное средство физического воспитания детей. Известно также, что при помощи движения ребенок познает мир. Следовательно, выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного вы­ражения. Это поможет ему в дальнейшем осваивать другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности.
  • В последнее время в дошкольных учреждениях ритмику все чаще стали применять как нетрадиционное средство физического воспитания детей.
  • Известно также, что при помощи движения ребенок познает мир. Следовательно, выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного вы­ражения. Это поможет ему в дальнейшем осваивать другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности.
Кроме того, ребенок приобщается к миру прекрасного, пропуская «через себя» сложный мир чувств и образов музыки, и постигает при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфи­ческий язык средств музыкальной выразительности.
  • Кроме того, ребенок приобщается к миру прекрасного, пропуская «через себя» сложный мир чувств и образов музыки, и постигает при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфи­ческий язык средств музыкальной выразительности.
Таким образом, музыкально-ритмическое воспитание оказывается одним из стержневых видов музыкальной деятельности, эффективность которой в ее разностороннем воздействии на развитие дошкольника:  на его познавательную, эмоциональную, музыкально-эстети­ческую и волевую сферы (развиваются познавательные и музы­кальные способности, обогащается эмоциональный мир детей, воспитывается активность, дисциплинированность);  на развитие пространственных и временных ориентировок; на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
  • Таким образом, музыкально-ритмическое воспитание оказывается одним из стержневых видов музыкальной деятельности, эффективность которой в ее разностороннем воздействии на развитие дошкольника:
  • на его познавательную, эмоциональную, музыкально-эстети­ческую и волевую сферы (развиваются познавательные и музы­кальные способности, обогащается эмоциональный мир детей, воспитывается активность, дисциплинированность);
  • на развитие пространственных и временных ориентировок;
  • на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Задачи ритмики: развивать восприятие музыкальных образов и способность выражать их в движении в соответствии с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности, выражать в движениях развитие музыкальных образов;  развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и общие способности;  учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простей­шие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и т.д.);  развивать художественно-творческие способности: придумы­вать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбини­руя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений; формировать координацию движений, красивую осанку, выразительные, пластичные движения, поддерживать хорошее физическое состояние организма.

Задачи ритмики:

  • развивать восприятие музыкальных образов и способность выражать их в движении в соответствии с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности, выражать в движениях развитие музыкальных образов;
  • развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и общие способности;
  • учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простей­шие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и т.д.);
  • развивать художественно-творческие способности: придумы­вать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбини­руя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений;
  • формировать координацию движений, красивую осанку, выразительные, пластичные движения, поддерживать хорошее физическое состояние организма.
Средства музыкальной выразительности в ритмике Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп (скорость движения), метр (организация сильных и слабых долей), ритм (со­отношение различных длительностей) и динамика (сила, громкость звучания). Например, в зависимости от темпа музыкального произ­ведения ребенок двигается быстро или медленно и т. п.

Средства музыкальной выразительности в ритмике

  • Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп (скорость движения), метр (организация сильных и слабых долей), ритм (со­отношение различных длительностей) и динамика (сила, громкость звучания). Например, в зависимости от темпа музыкального произ­ведения ребенок двигается быстро или медленно и т. п.
Основатель ритмики Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и  композитор Эмиль-Жак  Далькроз (1865—1950), ставивший задачу развития внимания, памяти, музыкальных способностей и, прежде всего, чувства ритма, а также пластичности и выразительности движений

Основатель ритмики

  • Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль-Жак Далькроз (1865—1950), ставивший задачу развития внимания, памяти, музыкальных способностей и, прежде всего, чувства ритма, а также пластичности и выразительности движений
В комплексе ритмических упражнений Далькроз выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, простран­ством и движением.
  • В комплексе ритмических упражнений Далькроз выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, простран­ством и движением.
Движению же отдается второстепенная роль. Оно рассматривается как условие и как средство восприятия, понимания и усвоения музыкального образа. Это значит, что музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. оно должно соответствовать:  характеру музыки;  средствам музыкальной выразительности;  форме музыкального произведения
  • Движению же отдается второстепенная роль. Оно рассматривается как условие и как средство восприятия, понимания и усвоения музыкального образа. Это значит, что музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. оно должно соответствовать:
  • характеру музыки;
  • средствам музыкальной выразительности;
  • форме музыкального произведения
При этом чередование средств музыкальной выразительности передается через изменение характера, направления движения, его напряженности, скорости, амплитуды. В движении отражается раз­витие музыкального образа. Эти положения получили дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания в трудах отече­ственных ученых и педагогов и легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране (А. И. Буренина и др.).
  • При этом чередование средств музыкальной выразительности передается через изменение характера, направления движения, его напряженности, скорости, амплитуды. В движении отражается раз­витие музыкального образа.
  • Эти положения получили дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания в трудах отече­ственных ученых и педагогов и легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране (А. И. Буренина и др.).
Музыкально-ритмическая деятельность условно делится на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении. Первая группа действий связана с целостным восприяти­ем музыки. При этом двигательные реакции на воспринимаемую музыку способствуют более глубокому ее восприятию. Это обуслов­лено тем, что по данным психологической науки (В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов, Б.М.Тепловидр.) воздействие музыки на общефунк­циональную деятельность организма ребенка вызывает в нем двигательные реакции. Еще раньше обратил внимание на этот феномен народ, что отразилось в фольклоре в виде образа «гуслей-само­гудов».
  • Музыкально-ритмическая деятельность условно делится на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении.
  • Первая группа действий связана с целостным восприяти­ем музыки. При этом двигательные реакции на воспринимаемую музыку способствуют более глубокому ее восприятию. Это обуслов­лено тем, что по данным психологической науки (В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов, Б.М.Тепловидр.) воздействие музыки на общефунк­циональную деятельность организма ребенка вызывает в нем двигательные реакции. Еще раньше обратил внимание на этот феномен народ, что отразилось в фольклоре в виде образа «гуслей-само­гудов».
Вторая группа действий направлена на освоение двигатель­ных навыков. При этом целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами — различными движениями: из области физических упражнений, сюжетной драматургии (инсценирование игровых образов, развитие сюжетной линии), танца (элементы народного танца и современного балета).
  • Вторая группа действий направлена на освоение двигатель­ных навыков. При этом целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами — различными движениями: из области физических упражнений, сюжетной драматургии (инсценирование игровых образов, развитие сюжетной линии), танца (элементы народного танца и современного балета).
В соответствии со сказанным музыкально-ритмические навыки включают развитие эмоциональной отзывчивости, реакции на смену музыкальных образов, их характер, на смену частей, фраз в структуре произведений, а также на метроритмические, динамиче­ские, темповые изменения, но при этом особенно важно добиваться выразительности при выполнении движений детьми.
  • В соответствии со сказанным музыкально-ритмические навыки включают развитие эмоциональной отзывчивости, реакции на смену музыкальных образов, их характер, на смену частей, фраз в структуре произведений, а также на метроритмические, динамиче­ские, темповые изменения, но при этом особенно важно добиваться выразительности при выполнении движений детьми.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!