АДМИНИСТРАТИВНЫЕ правоотношения
© А.И. Колмаков
1. Административное право
- отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.
Виды административных отношений:
- Внутриаппаратные отношения (руководитель – подчиненный)
- Отношения между правительством и министерствами
- Взаимодействия исполнительных органов с общественными организациями
- Взаимодействия исполнительных органов с гражданами
1. Административное право
Источники административного права
- Конституция РФ.
- Законы РФ (например, «О милиции»)
- Подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, акты министерств и ведомств).
- Международные акты.
- Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП ).
1. Административное право
Нормы административного права
Могут иметь формы :
- Предписывающие (обязывающие) – требуют от участников (субъектов) административного права совершать определённые действия /инструкции/. Обязательны для всех.
- Запрета (Запрещающие определенные действия под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия /например, дисциплинарной или административной ответственности/).
- Дозволения – права, которыми граждане пользуются по своему усмотрению (на имя, получение среднего и общего образования, на трудоустройство, на разные виды помощи /медицинской, юридической, технической/, право на защиту).
Регулируют деятельность таких субъектов , как:
- государственные органы исполнительной власти;
- органы местного самоуправления;
- коммерческие и некоммерческие организации;
- должностные лица;
- отдельные граждане
1. Административное право
Элементы административных правонарушений
- Административно-правовое отношение имеет внутреннюю структуру: субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.
- Субъекты – участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В административном правоотношении субъектами являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций.
2. Понятие и черты административного правоотношения
Черты административного правоотношения
Характеристики
Избирательный характер
Складываются в сфере деятельности исполнительной власти, регулируются нормами административного права
Одна из сторон - субъект административной власти
Одна из сторон наделена государственно-властными полномочиями
Власть - подчинение
Одна из сторон управляет, распоряжается, действует от имени государства, другая подчиняется (т.е. административные отношения невозможны между двумя рядовыми гражданами)
Возникновение административного правоотношения
Согласно предусмотренной норме административного права в связи с конкретным событием
Внесудебное рассмотрение:
вышестоящий начальник, милиция (полиция)
Прямое обращение в суд с целью решения вопросов увольнения, обжалования действий должностных лиц, ущемляющих законные права и интересы граждан.
2. Понятие и черты административного правоотношения
Основные особенности административно-правовых отношений
- Они складываются в сфере государственного управления;
- Возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно;
- Одной из сторон обязательно является специальный субъект – орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством управленческими полномочиями;
- Построены на началах «власть – подчинение», изначально отсутствует равенство сторон и воля субъекта управления имеет приоритетный характер;
- Одна из сторон (субъект управления) наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления);
- Разрешение споров между сторонами в подавляющем большинстве имеет внесудебный характер, т.е. административный порядок;
- Разновидность организационных отношений, которые направлены на упорядочение поведения управляемого объекта;
- Мера ответственности за нарушение определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством.
3. Административное правонарушение
- всегда виновное (осознанное) определённое деяние (действие/бездействие), имеющее антиобщественный и противоправный характер, нарушающее нормы административного права.
- проступок. Является правонарушением, отличается от преступления меньшей степенью вреда для общества.
Административное правонарушение посягает на:
- общественный порядок;
- собственность;
- права и свободы граждан (против личности);
- установленный порядок управления;
- охраны окружающей среды и памятников культуры.
3. Административное правонарушение
Определяющими для правонарушения являются следующие признаки:
- Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие ;
- Антиобщественность – посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах;
- Противоправность – запрещенность деяния нормой административного права.
- Виновность – деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя.
- Наказуемость – деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права.
3. Административное правонарушение
Виды административных правонарушений
- Нарушение ПДД.
- Мелкое хищение.
- Мелкое хулиганство (брань, оскорбительное отношение к людям).
- Распитие спиртных напитков в общественных местах; появление в пьяном виде; доведение несовершеннолетних до состояния опьянения.
- Приобретение и хранение наркотиков в небольших размерах.
- Незаконная порубка деревьев, самовольный сбор даров природы в запрещённых местах, засорение лесов, нарушение правил рыбной ловли, охоты, пожарной безопасности
4. Виды административных наказаний
Административные взыскания
- Предупреждение (в письменной форме).
- Административный штраф (исходя из МРОТ).
- Возмездное изъятие предмета (орудия совершения) административного правонарушения.
- Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения .
- Лишение специального права (водительское, право охоты…), предоставленного физическому лицу.
- Исправительные работы .
- Административный арест на 15 суток (кроме лиц, имеющих детей до 12 лет, беременных, инвалидов 1 и 2 гр., лиц до 18 лет).
- Административное выдворение за пределы РФ (иностранцев, лиц без гражданства).
- Дисквалификация
Решение ситуационных задач
Задача №1. Гражданин Сидоров обратился в суд на неправомерные действия администрации частного предприятия, которая не производила на его лицевой пенсионный счёт отчисления. В суде он получил разъяснения о том, что сначала следует обратиться в вышестоящий орган исполнительной власти, а затем (в случае отказа) решать вопрос в суде. Правомерны ли данные Сидорову разъяснения?
Задача №2. Гражданин Иванов посчитал, что муниципальный орган по его месту жительства незаконно вынес решение о наложении на него штрафа. Суд отказал в рассмотрении жалобы, сославшись на то, что по месту жительства данная жалоба не была рассмотрена.Верно ли разъяснили Иванову его права в суде?
Задача №3. Гражданин Петров подал иск в суд на противоправные действия сотрудника милиции, применившего незаконное задержание. Судья посоветовал Петрову первоначально обратиться к начальнику ОВД (Отдела Внутренних Дел), только затем в суд. Дайте оценку действиям судьи.
Задача №4. Владелец частного магазина Сидоровский за нарушение правил торговли санитарных норм был одновременно оштрафован административной комиссией муниципального органа исполнительной власти и главным санитарным врачом. Сидоровский обратился в суд на необъективность штрафа, так как никто из покупателей не пострадал, жалоб на качество товаров не предъявлял, а взыскание слишком сурово. На чьей стороне будет суд? Почему?