Просмотр содержимого документа
«Презентация "Нарушения речи у детей дошкольного возраста"»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОНР
АЛАЛИЯ
ДИЗАРТРИЯ
ЗАИКАНИЕ
ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом. При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи
- отмечаются смешения, замены и искажения звуков,
- неправильное построение слогов в словах,
- а также незначительные нарушения грамматики и лексики.
В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.
В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%.
ОНР – общее нарушение речи
III уровень речевого развития. Появление развернутой фразовой речи, с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон, фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
II уровень речевого развития. Начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
I уровень речевого развития. «безречевые « дети. Общеупотребительная речь отсутствует
Дизартрия
- тяжелое нарушение речи , сопровождающееся расстройством артикуляции,
- фонации,
- речевого дыхания,
- темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи,
в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.
Алалия
это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается
- позднее появление речевых реакций,
- бедность словарного запаса,
- аграмматизмы,
- нарушение слоговой структуры,
- звукопроизношения и фонематических процессов.
Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи .
Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков).
Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами.
При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков.
Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.
Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания.
- Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов .
- Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).
Характеристика детей с ОНР
- слабость коммуникативной функции речи;
- Не формируется в достаточной мере словесная регуляция деятельности;
- Речь практически не включается в процесс деятельности;
- Не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния.
- Слабость планирующей функции приводит к портере, изменению замысла, соскальзыванию на знакомые по обучению изображения, стереотипные игровые сюжеты и пр.
Следствие:
- Недостаточная сформированность психологи ких предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
- Трудности формирования доучебных умений(планирование самостоятельной деятельности; определение путей и средств достижения учебной цели; контроль деятельности; умение работать в определенном темпе.)