Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Автор: Скороходова С.Н.
2013– 2014 учебный год
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
В.А.Сухомлинский .
Здоровьесберегающие образовательные технологии .
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Факторы,влияющие на здоровье школьников :
- 1 группа –это факторы,не поддающиеся нашему управлению(экология,традиции ЗОЖ в семье);
- 2 группа – это управляемые факторы,с использованием здоровьесберегающих тех-нологий.
щи
Здоровьесберегающие технологии включают в себя :
- 1.Технологии,обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;(обста-новка и гигиен.условия в классе,поза учащихся и ее смена)
- 2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
- 3.Психолого-педагогические технологии,используемые на уроках и во внеклассной деятельности (снятие эмоц.напряжения,создание благоприятного псих.климата,личностно-ориентированные технологии)
Задачи здоровьесберегающих технологий на уроках физики:
- 1.Снятие учебных перегрузок школьников,приводящих их к состоянию переутомления;
- 2.Охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов,распространение вредных привычек,зависимостей);
- 3.формирование культуры здоровья школьников.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
1.Возрастные особенности познавательной деятельно
2.обучение на оптимальном уровне сложности;
3.вариативность методов и форм обучения;
4.оптимальное сочитание двигательных и статических
нагрузок;
5.создание эмоц.-благоприятной атмо
сферы.
Требования к уроку с позиции здоровьесбережения:
Критерии з.сбережения
1.Обстановка и гигиени-
Ческие условия в классе
2.Количество видов учебной деятельности
3.Средняя продолжи-
Тельность и частота ви-
Дов деятельности
4.Количество видов пре-
Подавания и их чередо-
вание
Характеристика
Озеленение,освещение,режим проветривания,
Температурный режим,чистота
Опрос,письмо,рассказ,чтение,слушание,реше-
Ние задач,игры и т.д.
Смена вида занятий через 7-10 мин,которых должно быть в течение урока от4 до 7
Виды:словесный,наглядный,самостоятельная
Работа,аудиовизуальный,практическая работа
5.Наличие и место методов
Способствующих активиза-
Ции познавательной дея-
Тельности
6.Место и длительность
Применения ТСО
7.Поза учащегося и ее чере
Дование
8.Наличие,место,содержа-
Ние и продолжительность
Оздоровительных момен-
Тов на уроке
9.Психологический климат
На уроке
10.Эмоц.разрядки.
11.Темп окончания урока
Метод свободного выбора:свободная беседа,исследовательская работа,поисковая работа или беседа,выбор способа действия ,т.д.
Активные методы:ученик в роли учителя,иссле-
Дователя;деловая игра,методы,направленные на самопознание и развитие интеллекта, само-
Оценки,взаимооценки.
ТСО как средство для дискуссии,беседы,обсуж-
Дения
Правильная посадка ученика,смена видов дея-
Тельности требует смены позы.
Физкультминутка проводится начиная с 3 урока
По 2-3 мин,чаще всего на 15-25мин урока
Комфорт,сотрудничество,учет возрастных осо-
Бенностей,дружелюбие,заинтересованность,
Активность.
Шутки,улыбки,поговорки,муз.минутки.
Спокойным,провести рефлексию на уроке
12.11.23
Виды здоровьесберегающих уроков по физике:
- урок,в который включены элементы здоровьесбережения;
Тема урока
Вопросы здоровьесбережения
Инерция
Переход улицы,правильное приземление во время прыжков,правила безопасного спуска с горок на санках.
Сила
Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочек,мальчиков,взрослого
Линзы
Профилактика близорукости
Электромагнитные явления
О роли полей в живых организмах,Электричес-кие и магн явления в медицине.Техника безопас-ности и охрана труда при использовании эл.обо-рудования.
Физика атома и атомного ядра
Экологические проблемы,связанные с использование радиоактивных элементов,и пути их преодоления.дозиметры.Биологически допустимая доза облучения.Последствия Чернобыльской и Челябинской аварий,аварии в Японии.Влияние излучений на живые организмы.Ионизирующая радиация и здоровье.
Световые явления
Вопросы зрения.Роль освещения в производствен-ных и домашних условиях .Световое и цветовое оформление реклам,витрин,декораций.Негативное влияние на организм человека сокрашение светового дня на Севере.
.
-»Урок здоровья »
Физика и экология
Экологические проблемы и охрана окружающей среды.Влияние работы тепловых двигателей на экологичес-кие процессы.Разрушение озонового слоя атмосферы и ее последствия.Международное сотруд-ничество в решении экологич.пробл.
Правила и средства гигиены и косметики с точки зрения науки.Проблемы воздействия челове-ка на биосферу.
Физика температур
Влияние темп.условий на жизнь человека.Насыщенный и ненасыще-пар и их роль в жизни человека.Роль влажностии ее регулирование.Влаж-ность и погода.
- стандартный хорошо продуманный методически урок физики
- Полноценно выполнить учебную программу;
- Формировать у учащихся интерес к своему предмету;
- Установить с учащимися доверительные ,партнер-ские отношения;
- Продумать урок максимального умственного,пси-
хологического и нравственного комфорта;
учесть индивидуальные особенности учащихся
На уроках физики учитель формирует
здоровье обучающихся
Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Например, сначала устно пообсуждали какое-либо физическое явление, потом законспектировали в тетрадь, затем послушали учителя и т.д. Благодаря смене деятельности, урок, во-первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен, пестр по содержанию. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроке физики.
физкультминутка
- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
- Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Очень физику мы любим!
Шеей влево вправо крутим.
Воздух-это атмосфера,
Если правда -топай смело.
В атмосфере есть азот,
Делай влево поворот.
Так же есть и кислород,
Делай вправо поворот,воздух обладает массой
Мы попрагаем по классу.
Найдем давление,
На месте быстро шагом марш!
Чем выше вверх,тем воздух реже,
Друг другу улыбнулись нежно!
При изучении темы «Строение в-ва»
1 группа детей изображает поведение
Молекул в твердых телах(берутся за руки и хоатически колеблются);
2 группа – строение жидкостей;
3 группа –строение газов.
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Лист зеленой бумаги ,за которым нужно следить только глазами(снима-ет напряжение глаз)
Игры для физкультминуток:
- Игра с мячом(кидая мяч,называем тело,обратно-вещество
- Величина – единица (масса – кг,мг,т,г)
- Острый глаз (определение без измерений –длины объема
- Уберите лишнее слово (масса,объем,плотность,жидкость)
- Шаги-термины (шаг-физ.понятие или прибор,явление)
физкультминутка
- Пересечение проводов;
- Лампочка;
- Реостат;
- Ключ;
- Весы в равновесии;
- Поворот машины:направо,налево.
Формирование психического здоровья
- развитие мышления;
- развитие памяти;
- формирование нравственных качеств;
- осмысленность и наполненность жизни;
- творческие отношения;
- гармония с собой и окружающим миром.
Это достигается путем совокупности следующих компонентов: смена деятельности на уроке, эмоциональность, заинтересованность обучающихся, внутреннее спокойствие учеников, их стремление к познанию. Также для развития благоприятен некоторый «нерв» на уроке, который позволяет поддерживать мобильность, собранность, дисциплинированность, аккуратность, интерес.
Благоприятный психологический климат на уроке предполагает:
- Создание обстановки доброжелательности,
- положительный эмоциональный настрой ;
- эмоционально-смысловые разгрузки : загадки,шутки,анекдоты,поговорки) ;
- Завершение урока должно быть спокойным,с проведением рефлексии урока.
Школьная оценка-одна из важнейших технологий здоровьесбережения
Во избежания субъективизма используется рейтинговая система оценивания,включающа
- самооценка ( ученик сам проверяет работу,по-лучив правильные ответы );
- оценка друга,соседа по парте (меняются работа-
ми и оценивают их );
- Коррекционная оценка;
- Совместная оценка учителя и ученика.
ЗАПОМИНАЛКИ
- Массу мы легко найдем,
- Умножив плотность на объем.
- Если слово «бац» запомнишь,
- Формулу объема вспомнишь.
- Каждый охотник желает знать ,где сидит фазан.
- Знает каждый инженер u=w R
ЗАПОМИНАЛКИ
- Три закона Ньютона :
- 1)не пнешь – не полетит;
- 2)как пнешь,так и полетит;
- 3)Как пнешь-так и получишь.
К формированию социального здоровья относится:
- умение жить в обществе;
- коммуникативность;
- удовлетворенность социальным статусом.
Это достигается посредством общения на уроке между учителем и учениками и учениками между собой, а также общественными событиями, знакомством с явлениями, известными личностями, на примере которых можно воспитать много положительных качеств у обучающихся.
Таким образом, здоровьесберегающий компонент на уроках физики необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации, потому что «здоровый нищий счастливее больного короля».