УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема:
«Правописание НЕ-
с именами существительными»
Цели урока:
1) развивать коммуникативные умения, а именно:
- формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе;
- создавать собственные тексты на заданную тему;
- активно слушать художественную речь;
2) формировать лингвистическую и языковую компетенцию:
- знать правило о правописании не с существительным ;
3) воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.
ОРГМОМЕНТ
Я всё смогу.
Я всему научусь.
Я очень внимательный.
Я хочу учиться.
Я хочу много знать.
Я хороший ученик.
- Я всё смогу.
- Я всему научусь.
- Я очень внимательный.
- Я хочу учиться.
- Я хочу много знать.
- Я хороший ученик.
Орфоэпическая разминка:
Чу, звон Я т, родничк И , гром, погром Ы хивает, что, ляг У хи, в кан А ве.
- Чу, бубенцы на дороге звонят!
- Это не бубенцы!
- Чу, роднички в овраге побулькивают!
- Это не роднички!
- Чу, дальний гром погромыхивает за лесом!
- Это не гром!
- Да что же это такое?
- Это мы, лягухи, в канаве урчим!
.
Одиннадцатое февраля
Классная работа
Распределительный диктант
Задание: распределить существительные в три столбика:
- 1- 1-ое скл., 2- 2-ое скл., 3- 3-ое скл.
- Батарея, коридор, ель, ёлочка, лекция, время, приключение, роскошь, окошко, конь, путь, аллея, санаторий, сон, радость, метро, дядя, живописец, радость, дедушка, Россия, знамя, сказка, пальто, радио .
- - назовите несклоняемые существительные.
Прочитайте предложения. Какая орфограмма объединяет их?
1. Ненастье задержало наш отъезд.
2. Не силой борются, а умением.
3. Нерешительность вратаря привела к проигрышу команды.
Сформулируйте тему урока.
Правописание
не- с именами существительными
Обратимся к таким существительным :
правда друг счастье
Как правильно их написать с не ?
Слитно?
Неправда
недруг
несчастье
Какой смысл придает этим
словам приставка не?
Неправда – ложь
Недруг – враг
Несчастье - горе
Чем является не здесь?
Вывод 1:
Если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то существительное с НЕ пишется слитно.
Не здесь является приставкой.
Слитно, не- часть корня, слова не употребляются без не-
- Неряха, небрежность, невежа, невзгоды, негодование, неженка, нейтральность, немота, ненависть, ненастье, нечаянность.
Словарная работа
- Невежа – грубый, невоспитанный
- Невежда – малообразованный, малосведущий
Вывод 2:
Если существительное не употребляется без НЕ , то пишется слитно.
не в них-
часть корня.
Можно написать раздельно?
не правда, а ложь
не друг, а враг
не счастье, а горе
Частица не с существительным
пишется раздельно:
есть противопоставление
Вывод 3:
Не с существительными пишется раздельно,
если в предложении есть противопоставление
с союзом а .
.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица «НЕ».
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел несуразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна…
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы «НЕ».
Выпишите из текста слова, которые без не- не употребляются, «вернув» им не-.
Слово с не- не образует новое понятие: - Не стол, не книга, не компьютер. - Не ветер бушует над бором… - Один в поле не воин.
Вывод 4:
- Не- с существительными пишется раздельно, если слово с не- не образует новое понятие.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь
откроем учебники !
Параграф 41,
стр. 171.
Закончите предложение :
Он мне (не)приятель, а просто …
Неграмотный малыш допустил ошибки в предложе-
нии. Исправьте их.
- Случившееся показалось мне настоящим
не счастьем.
2. Не дуг его свалил.
Выберите слова, которые
не употребляются без НЕ- .
- (Не)годование;
- (Не)вежа;
- (Не)внимательность;
- (Не)забудка.
Задание в тестовой форме
- Тест 1. Не- с сущ. пишется слитно.
- 1 Наша Маша (не)ряха.
- 2 Говори правду, а (не)ложь.
- 3Полил (не)дождь, а речной поток.
- Тест2. Не- с существительными пишется раздельно.
- 1 На клумбе растут голубые (не)забудки.
- 2 Владимир кипел от (не)годования.
- 3 Друзья познаются в (не)счастье.
- 4 (Не)девица, а в зеркало глядится.
- Тест3. Не- с существительными пишется раздельно.
- 1 Ученье – свет, а (не)ученье – тьма.
- 2 Сей в (не)настье, а убирай в ведро.
- 3 Охота пуще (не)воли.
- 4 (Не)работа сушит, а забота.
Проверь себя
- Ключ к проверке.
- 1 тест – 1
- 2 тест – 4
- 3 тест – 4
Спишите, раскрывая скобки.
- На (не)счастье себе;
- тень (не)доумения;
- (не)погода задержала, а дела;
- с (не)терпением ожидал;
- (не) годы, а болезнь состарила;
- говорить (не)правду;
- завидует (не)друг;
- тяжелая (не)воля.
Проверь себя:
- На несчастье себе;
- тень недоумения;
- не погода задержала, а дела;
- с нетерпением ожидал;
- не годы, а болезнь состарила;
- говорить неправду;
- завидует недруг;
- тяжелая неволя.
Решите данную задачу.
Как надо писать существительные с не ?
(Не)внимательность помешала тебе сегодня усвоить новый материал.
(Не)внимательность помогла тебе сегодня, а упорство.
РефлЕксия
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я научился…»
«Сегодня на уроке мне было сложно…»
«Сегодня на уроке мне было легко…»
«Сегодня на уроке мне понравилось…»
Выбери смайлик и поставь себе оценку:
Домашнее задание:
параграф 41,
- Упр. 177.
- Придумать сказку о правописании не- с существительными
(Бас Д., Орленко К., Балабанова М., Дяченко Д., Мунтяну В., Бекиров В.)
Спасибо за урок!