-Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
-Ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь, улыбнитесь в знак приветствия гостей и дежурные помогите, пожалуйста, мне. (Всем гостям дети раздают цветочки. На них надпись: «Мы рады приветствовать Вас на нашем уроке, просим Вас помочь нам в его проведении и оценить нашу работу».)
Улыбнитесь и друг другу, пожалуйста, так,
Как никогда ещё не улыбались.
Чтобы как солнышко за окном,
Радость в сердцах расплескалась.
- Я вижу, что вы всё приготовили к уроку. Можете тихонечко садиться.
- Ребята, я принесла к вам на урок шкатулку. Но она не простая, а с секретом. Хотите узнать, в чем ее секрет? Я вам его открою. Но не сейчас, а в конце урока. Для этого вы должны быть активными, внимательными на уроке.
- Сегодня мы продолжим путешествие в новый для Вас и увлекательный (во всяком случае, я так, Дима, считаю) мир, который называется «части речи». Необходимо сказать, что в школе вы получаете не обычные знания, а научные. Когда вы решаете примеры и задачи вы получаете математические знания, связанные с наукой – математика. На уроках русского языка вы получаете знания, связанные с речью, с языком. Это наука называется - языкознание.
- А какая у Вас, ребята, ассоциация со словом речь? (Язык, разговор, говорить, голос, рот, уста). Я представила вам на доске символ говорения – ваши улыбчивые детские губы, которые (если вы заметили) поделены на 11 частей. Потому что, как вы догадались, всего частей речи 11. Во втором классе мы познакомимся с тремя из них – существительное, прилагательное и глагол. (эти части из 11 выдели, как то обозначь).
- Давайте вспомним материал последних уроков русского языка. Напомните, о какой части речи мы с вами в последнее время говорили?
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты.
(Имя существительное).
- При знакомстве с каждой частью речи грамотные ученики задают всегда 4 вопроса:
- Что она обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Какие имеет признаки?
- И как изменяется? (Правда на этот вопрос мы сможем узнать ответ будучи третьеклассниками)
- Давайте по этим вопрос вспомним, что мы уже знаем об имени существительном на сегодняшний день? (ответы детей)
-А чтобы убедиться правильно ли мы все вспомнили, нам помогут в этом ребята нашего класса. (выходят ребята и читают стихи)
1.Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно. (Лисевцова Арина)
2.Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! (Салдатов Артем)
3.Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! (Блохнова Виктория)
4.Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! (Солодовников Стас)
5.Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:
Учителя и доктора,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! (Егорова Полина)
До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. (Я)
- Спасибо большое ребята, присаживайтесь! Итак, что же обозначает имя существительное? – предмет.
- На какой вопрос отвечает: кто? или что?
- Какие признаки имеет? – нарицательным и собственным.
- А еще они бывают…Это и предстоит нам выяснит сегодня.
- Давайте выполним небольшую практическую работу (взять сюжетную картинку из мультфильма «Дюймовочка».)
- Вы догадались, что за сказка к нам сегодня заглянула в гости? («Дюймовочка»)
- Кто ее автор? (Ганс Христиан Андерсен).
- Посмотрите ребята внимательно на иллюстрацию и вспомните из уроков окружающего мира, что относится к живой природе? (человек, животные, насекомые, растения, грибы).
- Запишите все эти 5 объектов, которые вы назвали, в тетрадь. (Дюймовочка, крот, бабочка, ромашка, гриб).
- Давайте убедимся, что перед нами имена существительные. Что обозначают все эти слова? (предметы)
- Задайте, пожалуйста, вопрос к каждому имени существительному. (Кто? – Дюймовочка, кто? – крот, кто? – бабочка?, что? – ромашка, что? – гриб?)
- Какое противоречие мы заметили? (Растения и грибы относятся к живой природе, а слова, называющие растения, грибы отвечают на вопрос ЧТО?)
(Показать в статике без движения. Потом приводим в движение и видим, бабочки летят, Дюймовочка бежит, ежик ползет – значит одушевленные.)
- Оказывается, наши предки живым считали только то, что ходит, бегает, плавает, ползает или летает (хватает пищу). Эти предметы считались ОДУШЕВЛЁННЫМИ И ОТВЕЧАЛИ НА ВОПРОС КТО?, а растения и грибы не двигаются, они стоят на месте и поэтому их считают НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ И В РУССКОМ ЯЗЫКЕ они отвечают на вопрос ЧТО?
Поэтому не нужно путать: живой – значит одушевленный, неживой – значит неодушевленный. Живой и неживой – эти термины изучаются в другой науке – в окружающем мире, в биологии. Нам важно – Одушевленные и неодушевленные их мы узнаем только по вопросу.
Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Одушевлённые и неодушевленные имена сущ.)
Поставим задачи к нашему уроку
- научиться различать….. (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
- узнать больше об …… (одушевлённых и неодушевлённых имен существительных)
- работать ……… (активно, дружно и быстро)
-Обратимся к правилам, которые приготовила нам Мудрая Сова на стр. 48 и 50. (Работа с учебником)
- Для успешной работы на уроке нам нужно, ребята, составить алгоритм определения одушевленных и неодушевленных имен существительных.
- Помогите мне, пожалуйста, его расположить в правильной последовательности.
- Сейчас вы будете работать в паре, давайте вспомним, какие правила работы в парах мы знаем? ( 1. Слушай партнера внимательно; 2. Говори шепотом, не мешай другим; 3. Уважай мнение другого; 4. Свое не согласие высказывай вежливо; 5. Когда закончили выполнять задание – подними руку).
- Верно! У вас на столах есть карточка. Приклейте пункты алгоритма на лист в правильной последовательности.
- Давайте сверим ваши ответы. (Выходят по одному к интерактивной доске нажимают на ответы по порядку.)
-Теперь применим полученные знания и выполним задание у доски. Помогите, пожалуйста, распределить …
А теперь поработаем самостоятельно. На столах вы также найдете карточку с индивидуальным заданием. Где от вас требуется распределить слова в два столбика и записать в тетрадь.(1 столбик – одушевленные имена существительные, 2 столбик – не одушевленные).
Образец задания (у каждого варианта свои слова):
- Ребята, время вышло. Давайте проверим ваши работы. Вам предстоит поменяться своим листком с соседом и проверить друг друга, сравнивая с образцом на доске. (Взаимопроверка. Учащиеся меняются листочками, проверяют работу по образцу, оценивают соседа. («!» – молодец, всё выполнил правильно. «+» - хорошо, но ещё немного ошибаешься. «-» - тебе нужна помощь учителя.)
Физкультмутка:
- Ребята, немного отдохнем и сделаем небольшую разминку.
Для начала я буду называть одушевлённые или неодушевлённые существительные. Когда услышите одушевлённое существительное, 2 раза сделайте движение головой вперёд-назад. Когда назову неодушевлённое, 2 раза сделайте движение головой влево - вправо.
Мама, ножницы, учитель,
Солнце, девочка, водитель,
Сумка, ручка, одуванчик,
Друг, собака, рыба, бантик.
- Здорово, теперь с новыми силами продолжаем закреплять все об имени существительном.
Игра "Рассади пассажиров":
- А теперь предлагаю поиграть в игру «Рассади пассажиров».
- А кто такие пассажиры? (ответы детей)
- Верно! Рассадите, пожалуйста, пассажиров, объясняя свое решение. (Дети распределяют предметы по поездам, на которых вопросы кто? или что?)
- На какой вопрос отвечают пассажиры первого паровозика? (кто?)
- Что они обозначают? (живые предметы) или (людей и животных)
- Как называются эти слова? (одушевлённые)
- На какой вопрос отвечают пассажиры второго паровозика? (что?)
- Что они обозначают? (неживые предметы)
- Как называются эти слова? (неодушевлённые)
- Ребята, а вы обратили внимание, что среди слов есть "роза" (цветок) и "Роза" (девочка), "шарик" (воздушный) и "Шарик" (кличка собаки).
Слово одно, а относится к разным паровозикам. Почему так произошло? (Разное лексическое значение)
- Верно. Такие слова в русском языке называются омонимами. В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
- Придумайте, пожалуйста, свои два предложения с омонимом, но чтобы в каждом предложение у него было разное лексическое значение. (Дети предлагают свои варианты). Запишите понравившийся вариант двух предложений, чтобы в первом случае слово омоним было одушевленным, во втором случае – неодушевленным.
- Сделайте вывод, что же надо делать, чтобы определить одушевлённое существительное или нет? (Задать вопрос)
- Я хочу проверить, как вы научились по вопросу отличать одушевленные предметы от неодушевленных!
Вы уже знаете, что сейчас все живое просыпается, все цветет, а животные выходят из своей спячки. Вот и два мишки к нам заглянули, только проснувшись от долгого голодного сна . У меня есть малинки, а у вас на столах есть 2 сигнальные карточку с вопросом «кто?» и «что?». Помогите мне наших мишек задобрить малинкой, но только не огорчите их, каждому дайте нужную малинку.
- Какую часть речи мы исследовали на уроке?
- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- Что нового вы узнали об имени существительном?
- Какие имена существительные называют одушевленными, а какие неодушевленными?
- Выполнили мы поставленные задачи нашего урока?
Ребята, вы отлично поработали, многие заработали хорошие оценки за урок. Пришло время раскрыть вам секрет «Волшебной шкатулки».
- В ней хранится бесценное сокровище – дерево Знаний. (Достать из шкатулки и вывесить на доску). Ребята, у каждого из вас есть золотая и серебряная монетка. Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке, все поняли, то повесьте на дерево золотую монетку. Если вам есть еще над чем поработать, то возьмите серебряную монетку. Я надеюсь, что со временем, открыв свою шкатулку, я увижу в ней только золотые монетки. Значит, вы достигли цели и приобрели необходимые знания.