П олева Светлана Викто ровна,
учитель начальных классов
высшей категории,
«Антрацитовская гимназия №1 им. В. Я. Ткаленко»
Работаю над проблемой:
«Развитие коммуникативных умений младших школьников»
Значение развития коммуникативных умений для младших школьников
- Младший школьный возраст – переломный момент в жизни ребенка.
- Основная деятельность – учение, где предъявляется ряд новых и строгих требований.
- В процессе обучения развиваются навыки речевой деятельности, воспитываются умения и навыки быть внимательным, наблюдать, запоминать, мыслить.
- Для полноценного общения детей друг с другом, каждого ребёнка с учителем, ученика с коллективом необходимо развитие коммуникативных умений.
Данные социологического исследования по сформированности коммуникативных умений
Выявлено :
• бедный словарный запас
• неумение сотрудничать и сопереживать
• соперничество между детьми
ВЫВОД: коммуникативные умения у младших школьников недостаточно сформированы
Актуальность данной темы
В методике обучения младших школьников развитию коммуникативных умений, как общеучебных, не уделено достаточного внимания, в то время как проблема межличностного общения стоит очень остро.
Сформированность коммуникативных умений позволит ученику:
- быть успешным в учебе;
- осваивать новый учебный процесс в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками;
- обмениваться имеющимся жизненным опытом.
Идея сотрудничества, развития коммуникативных отношений исходит от
- Древних мудрецов
- Проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии
ЗАДАЧИ
- Изучить основные направления теории и практики решения проблемы развития коммуникативных умений в процессе обучения.
- Создать условия и провести работу, направленную на развитие необходимых коммуникативных умений, проанализировать результаты.
- Применять наиболее эффективные технологии развития коммуникативных умений в учебном процессе.
- Помочь детям наладить общение, сформировать навыки взаимопомощи, сотрудничества.
« Учитель должен помочь родиться мысли в голове ученика», - утверждал Сократ.
- Сегодня обществу нужны образованные высококвалифицированные личности, а это требует от учителей инновационной деятельности.
- Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов сегодня — таким будет наше общество завтра.
Любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста – это навык самообразования .
Особенно это важно для педагога, ведь, как утверждал К.Д.Ушинский,
«учитель живет до тех пор, пока учится»
Самообразование – это непрерывный процесс самосовершенствования и саморазвития педагога, основная форма повышения педагогической компетентности.
Самообразование учителя - это необходимое условие его профессиональной деятельности.
Основные направления в системе самообразования
- Ознакомление с нормативными документами, регламентирующими работу учителя
- Изучение учебной и научно-методической литературы
- Ознакомление с достижениями педагогики и психологии по данной проблеме
- Изучение программ и пед.технологий
- Ознакомление с перспективной практикой образовательных учреждений и опытом педагогов-новаторов
- Повышение общекультурного уровня педагога
Перспективный план самообразования
1 этап
Изучение методической базы по данной проблеме
Информационно -диагностический
2 этап
Практический
Воплощение идей учителя в работе по данной проблеме
3 этап
Творческий
Развитие педагогического творчества учителя
4 этап
Результативный
Рассмотрение достигнутых результатов
5 этап
Итоговый
Подведение итогов проведённой работы.
Курсовая работа
Образовательный процесс, направленный на развитие коммуникативных умений младших школьников, будет успешным, если используются интерактивные методы обучения:
- групповые и коллективные формы работы
- проектная деятельность
- коллективная творческая деятельность ( К Т Д )
- совместная с родителями познавательная
деятельность
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
- Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
- Повышение познавательной мотивации
- Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог)
- Воспитание лидерских качеств
- Умение работать с командой и в команде
Некоторые методические приёмы, используемые мной на уроках
- Ролевая игра
- Пары и группы
- «Мозговая атака»
- «Общая дискуссия»
- Проекты
- «Общий галдёж»
- Словесные ассоциации
- Рисование
- Воспроизведение информации
Развитие коммуникативных умений наиболее эффективно при специально организованной групповой и коллективной деятельности, направленной на достижение общей цели
проведение праздников
игры
работа над проектами
экскурсии
посещение музеев, выставок и т. д.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
При использовании этих форм работы, в процесс учебы включаются родители. Взаимоотношения детей, друзей, родителей становятся ближе.
- Ученики моего класса довольны своей школьной жизнью, с радостью ходят в школу. Положительное отношение к школе достигнуто созданием комфортной атмосферы между учителем и учениками, между детьми.
- Налажены дружеские отношения в классе. Этому способствовала организация групповой работы.
- Большинство учащихся уверены в своих силах. Формирование самооценки у учащихся связано с мнением о них наиболее близких людей: родителей, учителя, одноклассников.
Анализ результатов формирования коммуникативных умений позволяет сделать вывод о том, что выявленные педагогические условия и методики позволяют преодолеть проблемы в общении и повысить эффективность формирования и развития коммуникативных умений младших школьников
Взгляд детей мне душу согревает, Их энергия мне силы придает, Детский смех весельем заряжает, Дружба детская меня не предает. Чем могу я отплатить за этот Драгоценный дар моей судьбы? Тем, что я навеки подарила детям Часть моей души.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!