СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Типы речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация познакомит учащихся с тремя основными типами речи. Информация о типах речи проиллюстрирована примерами.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Типы речи"»

Типы речи  Урок русского языка в 5 классе

Типы речи Урок русского языка в 5 классе

В русском языке различают 3 типа речи: повествование описание рассуждение

В русском языке

различают 3 типа речи:

  • повествование
  • описание
  • рассуждение
Прочитайте.  Докажите, что это текст.    Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.    Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.    «Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.    Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.    Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.    «Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.

Прочитайте. Докажите, что это текст.

Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.

Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.

«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.

  • Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня. Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне. «Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
 Прочитайте.      Докажите, что это текст.  Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.  Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.

Прочитайте. Докажите, что это текст.

Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.

  • Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.
Прочитайте.  Докажите, что это текст.  Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.  Вот почему мы все любим Нордика.

Прочитайте. Докажите, что это текст.

Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.

Вот почему мы все любим Нордика.

 В повествовании говорится о последовательных действиях В описании говорится об одновременных признаках В рассуждении говорится о причинах свойств или явлени й
  • В повествовании говорится о последовательных действиях
  • В описании говорится об одновременных признаках
  • В рассуждении говорится о причинах свойств или явлени й
Что произошло? Какой предмет? Почему?

Что произошло?

Какой предмет?

Почему?

Прием «фотографии» ПОВЕСТВОВАНИЕ 1 2 3 ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ

Прием «фотографии»

ПОВЕСТВОВАНИЕ

1

2

3

ОПИСАНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

Что это за тип речи? ОПИСАНИЕ Одновременные признаки Какой предмет?

Что это за тип речи?

  • ОПИСАНИЕ

Одновременные признаки

Какой предмет?

Что это за тип речи? ПОВЕСТВОВАНИЕ Последовательные действия Что произошло?

Что это за тип речи?

  • ПОВЕСТВОВАНИЕ

Последовательные действия

Что произошло?

Что это за тип речи? Причины свойств и явлений РАССУЖДЕНИЕ Почему?

Что это за тип речи?

Причины свойств и явлений

  • РАССУЖДЕНИЕ

Почему?

Определите  тип речи  Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла.  На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке.  (По Ю. Алешковскому)

Определите тип речи

Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла.

На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке.

(По Ю. Алешковскому)

Определите тип речи  В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.  (По И. Соколову-Микитову)

Определите тип речи

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

(По И. Соколову-Микитову)

Определите тип речи  Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года,  так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют … золотым.  Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора.  В детские годы складывается характер человека.  Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными. (В. Солоухин)

Определите тип речи

Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года,

так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют … золотым.

Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора.

В детские годы складывается характер человека.

Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными.

(В. Солоухин)

Домашнее задание Выпишите из повести И.С. Тургенева «Муму» 3 отрывка с разными типами речи: повествованием, описанием и рассуждением.

Домашнее задание

  • Выпишите из повести И.С. Тургенева «Муму» 3 отрывка с разными типами речи: повествованием, описанием и рассуждением.