Речь. Типы речи. Стили речи
Приветствие: Добрый день
Прощание: До встречи!
Просьба: Будьте добры.
Сожаление: Извините.
Благодарность: Спасибо.
В ответ на слова благодарности: Не за что.
Ход урока
К АКИЕ БЫВАЮТ ТИПЫ РЕЧИ? * ПОВЕСТВОВАНИЕ * ОПИСАНИЕ * РАССУЖДЕНИЕ
Повествование – тип речи, в котором описываются (рассказываются) события в определенной последовательности. ( что произошло? )
Плохо. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно? - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. - Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. ( В. Осеева.)
План текста .
- Женщина отогнала собаку.
- «Как вам не стыдно!»
- Котенок жалобно мяукал.
- Мальчики стояли рядом и «ничего не делали».
- «Собака яростно лаяла».
Словарная работа:
Взъерошиться – беспорядочно торчать в разные стороны.
Жалобно – выражая скорбь, тоску, обиду.
Яростно – гневно, неукротимо, не сдерживаясь .
Описание -
это такой тип речи, в котором описываются предметы, явления, животные, люди и т.п.
(какой? какая? какое? какие?)
Как описать предмет?
Матрешка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная.
В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.
Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем.
К. Паустовский.
Рассуждение -
умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности,
тип речи, который обычно состоит из трех частей:
- тезис (то, что нужно доказать);
- доказательства ( или аргументы, доводы, объяснения);
- вывод. Почему?
Предложения и слова, при помощи которых связываются части рассуждения:
- Докажем это.
- Это можно доказать так (следующим образом).
- Почему? И вот почему,
- Обобщим все сказанное.
- Таким образом, …
- Это объясняется следующим.
- Следовательно, ….
Учтите: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и интонации.
В чём заключается счастье?
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек.
Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья это – книги.
Закрепление темы:
Задание : определите тип речи данных текстов.
1. На столе лежало яблоко. Оно было большое, ароматное. С одного бока желтоватое, а с другого – румяное. Это был новый сорт, который вывели в нашем селе.
2. Книги Юрия Коваля мы давно знаем и любим. Любим потому, что они пронизаны добротой к людям, ко всему живому. Любим потому, что они написаны точным, образным и весёлым языком.
3. Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова, похожие на узконосые корабли.
4. В один прекрасный день мы пошли с лопатами к местам, где были заброшенные родники, и закипела работа. Очистили родники, установили срубы, поставили шесты, сделали скамейки – отдохни, путник, напейся родниковой воды.
Развитие речи
Задание : опишите предмет (по выбору). Учащиеся работают в черновиках.