СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Типы речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для изучения темы: "Типы речи" в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Типы речи"»

Речь. Типы речи.  Стили речи

Речь. Типы речи. Стили речи

Приветствие: Добрый день Прощание: До встречи! Просьба: Будьте добры. Сожаление: Извините. Благодарность: Спасибо. В ответ на слова благодарности: Не за что.

Приветствие: Добрый день

Прощание: До встречи!

Просьба: Будьте добры.

Сожаление: Извините.

Благодарность: Спасибо.

В ответ на слова благодарности: Не за что.

Ход урока К АКИЕ БЫВАЮТ ТИПЫ РЕЧИ?   * ПОВЕСТВОВАНИЕ  * ОПИСАНИЕ  * РАССУЖДЕНИЕ

Ход урока

К АКИЕ БЫВАЮТ ТИПЫ РЕЧИ? * ПОВЕСТВОВАНИЕ * ОПИСАНИЕ * РАССУЖДЕНИЕ

Повествование – тип речи, в котором описываются (рассказываются) события в определенной последовательности.  (  что произошло? )

Повествованиетип речи, в котором описываются (рассказываются) события в определенной последовательности. ( что произошло? )

Плохо.   Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.  В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:  - Как вам не стыдно?  - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.  - Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.  ( В. Осеева.)

Плохо. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно? - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. - Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. ( В. Осеева.)

План текста . Женщина отогнала собаку. «Как вам не стыдно!» Котенок жалобно мяукал. Мальчики стояли рядом и «ничего не делали». «Собака яростно лаяла».   Словарная работа: Взъерошиться – беспорядочно торчать в разные стороны. Жалобно – выражая скорбь, тоску, обиду. Яростно – гневно, неукротимо, не сдерживаясь .

План текста .

  • Женщина отогнала собаку.
  • «Как вам не стыдно!»
  • Котенок жалобно мяукал.
  • Мальчики стояли рядом и «ничего не делали».
  • «Собака яростно лаяла».

Словарная работа:

Взъерошиться – беспорядочно торчать в разные стороны.

Жалобно – выражая скорбь, тоску, обиду.

Яростно – гневно, неукротимо, не сдерживаясь .

Описание -  это такой тип речи, в котором описываются предметы, явления, животные, люди и т.п.  (какой? какая? какое? какие?)

Описание -

это такой тип речи, в котором описываются предметы, явления, животные, люди и т.п.

(какой? какая? какое? какие?)

Как описать предмет?  Матрешка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная.  В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.  Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем.  К. Паустовский.

Как описать предмет?

Матрешка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная.

В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.

Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем.

К. Паустовский.

Рассуждение -   умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности,  тип речи, который обычно состоит из трех частей: тезис (то, что нужно доказать); доказательства ( или аргументы, доводы, объяснения); вывод. Почему?

Рассуждение -

умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности,

тип речи, который обычно состоит из трех частей:

  • тезис (то, что нужно доказать);
  • доказательства ( или аргументы, доводы, объяснения);
  • вывод. Почему?

Предложения и слова, при помощи которых связываются части рассуждения: Докажем это. Это можно доказать так (следующим образом). Почему? И вот почему, Обобщим все сказанное. Таким образом, … Это объясняется следующим. Следовательно, ….  Учтите:  части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и интонации.

Предложения и слова, при помощи которых связываются части рассуждения:

  • Докажем это.
  • Это можно доказать так (следующим образом).
  • Почему? И вот почему,
  • Обобщим все сказанное.
  • Таким образом, …
  • Это объясняется следующим.
  • Следовательно, ….

Учтите: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и интонации.

В чём заключается счастье?  Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек.  Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья это – книги.

В чём заключается счастье?

Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек.

Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья это – книги.

Закрепление темы: Задание : определите тип речи данных текстов. 1. На столе лежало яблоко. Оно было большое, ароматное. С одного бока желтоватое, а с другого – румяное. Это был новый сорт, который вывели в нашем селе. 2. Книги Юрия Коваля мы давно знаем и любим. Любим потому, что они пронизаны добротой к людям, ко всему живому. Любим потому, что они написаны точным, образным и весёлым языком. 3. Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова, похожие на узконосые корабли. 4. В один прекрасный день мы пошли с лопатами к местам, где были заброшенные родники, и закипела работа. Очистили родники, установили срубы, поставили шесты, сделали скамейки – отдохни, путник, напейся родниковой воды.

Закрепление темы:

Задание : определите тип речи данных текстов.

1. На столе лежало яблоко. Оно было большое, ароматное. С одного бока желтоватое, а с другого – румяное. Это был новый сорт, который вывели в нашем селе.

2. Книги Юрия Коваля мы давно знаем и любим. Любим потому, что они пронизаны добротой к людям, ко всему живому. Любим потому, что они написаны точным, образным и весёлым языком.

3. Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова, похожие на узконосые корабли.

4. В один прекрасный день мы пошли с лопатами к местам, где были заброшенные родники, и закипела работа. Очистили родники, установили срубы, поставили шесты, сделали скамейки – отдохни, путник, напейся родниковой воды.

Развитие речи Задание : опишите предмет (по выбору). Учащиеся работают в черновиках.

Развитие речи

Задание : опишите предмет (по выбору). Учащиеся работают в черновиках.