СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Вводные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Вводные слова"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Вводные слова"»

Вводные слова и вставные конструкции

Вводные слова и вставные конструкции

Вводные конструкции – это специальные слова и словосочетания, которые: 1) выражают отношение говорящего к сообщению; 2) не связаны с другими словами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью; 3) не являются членами предложения; 4) в устной речи выделяются интонацией, а на письме запятыми.  Например: Он, самое главное, всегда слово держит;  По-твоему, я не права?  Вы, к счастью, легко отделались.

Вводные конструкции

это специальные слова и словосочетания, которые:

1) выражают отношение говорящего к сообщению;

2) не связаны с другими словами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью;

3) не являются членами предложения;

4) в устной речи выделяются интонацией, а на письме запятыми.

Например: Он, самое главное, всегда слово держит;

По-твоему, я не права?

Вы, к счастью, легко отделались.

Цели урока: дать понятие о вводных конструкциях и их обособлении. тренировать учащихся составлять устные высказывания с применением вводных слов в зависимости от определенного отношения к высказываемому. научить правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Цели урока:

  • дать понятие о вводных конструкциях и их обособлении.
  • тренировать учащихся составлять устные высказывания с применением вводных слов в зависимости от определенного отношения к высказываемому.
  • научить правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Значение вводных слов  Они передают: Уверенность Конечно, действительно, несомненно, безусловно, разумеется, само собой, без сомнения, бесспорно. Неуверенность День, безусловно, удался. Наверно(е), вероятно, кажется, пожалуй, возможно, очевидно, может быть и под. Чувства говорящего  К счастью, к радости, на радость, на беду, как нарочно, жаль, к сожалению, странное дело, ужас, чего доброго, неровен час. Кажется, он прав. Последовательность изложения (порядок мыслей и их связь)  Итак, следовательно, значит, кроме того, таким образом, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны и под. Без сомнения, это очень красивая вещь. К счастью, все обошлось.  В Римской империи жемчуг, во-первых, символизировал власть, во-вторых, мудрость. В мае, возможно, будут заморозки. К сожалению, я приболела.  С одной стороны, темнота была спасительной: она скрывала нас (Паустовский).

Значение вводных слов Они передают:

Уверенность

Конечно, действительно, несомненно, безусловно, разумеется, само собой, без сомнения, бесспорно.

Неуверенность

День, безусловно, удался.

Наверно(е), вероятно, кажется, пожалуй, возможно, очевидно, может быть и под.

Чувства говорящего

К счастью, к радости, на радость, на беду, как нарочно, жаль, к сожалению, странное дело, ужас, чего доброго, неровен час.

Кажется, он прав.

Последовательность изложения (порядок мыслей и их связь)

Итак, следовательно, значит, кроме того, таким образом, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны и под.

Без сомнения, это очень красивая вещь.

К счастью, все обошлось.

В Римской империи жемчуг, во-первых, символизировал власть, во-вторых, мудрость.

В мае, возможно, будут заморозки.

К сожалению, я приболела.

С одной стороны, темнота была спасительной: она скрывала нас (Паустовский).

Значение вводных слов  Они передают: Источник сообщения Сообщают, по словам…, по сообщению…,по сведениям…, по-моему, по моему мнению, по слухам, с моей точки зрения и под. Приёмы и способы оформления мыслей По моему мнению, это не очень хорошая мысль – прыгать вниз без страховки. Словом, одним словом, иначе говоря, мягко выражаясь, так сказать, если можно так выразиться. Обращение к собеседнику  Одним словом, мы такого не ожидали. Позвольте, помилуйте, слушайте, понимаете, видите ли, спасибо, пожалуйста, будьте добры, простите, извините и др. По сообщению синоптиков, на следующей неделе будет похолодание.  Видите ли, вы пришли слишком рано. Словом, сколько не бились мы с этой проблемой, так ничего и не решили.  Девушка, позвольте, я донесу ваш красный тяжелый чемодан?

Значение вводных слов Они передают:

Источник сообщения

Сообщают, по словам…, по сообщению…,по сведениям…, по-моему, по моему мнению, по слухам, с моей точки зрения и под.

Приёмы и способы оформления мыслей

По моему мнению, это не очень хорошая мысль – прыгать вниз без страховки.

Словом, одним словом, иначе говоря, мягко выражаясь, так сказать, если можно так выразиться.

Обращение к собеседнику

Одним словом, мы такого не ожидали.

Позвольте, помилуйте, слушайте, понимаете, видите ли, спасибо, пожалуйста, будьте добры, простите, извините и др.

По сообщению синоптиков, на следующей неделе будет похолодание.

Видите ли, вы пришли слишком рано.

Словом, сколько не бились мы с этой проблемой, так ничего и не решили.

Девушка, позвольте, я донесу ваш красный тяжелый чемодан?

Возьмите на заметку! Вводное слово наверное может употребляться и как наверно . Оба варианта одинаково верные.

Возьмите на заметку!

Вводное слово наверное может употребляться и как наверно . Оба варианта одинаково верные.

Употребление вводных конструкций возможно в начале предложения, в середине или в конце предложения Например: Мы, по крайней мере , так думаем (с вводным словосочетанием).  По крайней мере, мы так думаем.  Мы так думаем, по крайней мере.

Употребление вводных конструкций возможно в начале предложения, в середине или в конце предложения

Например: Мы, по крайней мере , так думаем (с вводным словосочетанием).

По крайней мере, мы так думаем. Мы так думаем, по крайней мере.

Не являются вводными и не выделяются знаками препинания слова: Вдруг, авось, только, будто, как будто, вряд ли, якобы, ведь, именно, даже, едва ли, якобы, почти, непременно, как раз, обязательно, вот, все-таки и др.  Например:  Авось он образумится. Он как будто ждал этого. А ведь я предупреждал.

Не являются вводными и не выделяются знаками препинания слова:

Вдруг, авось, только, будто, как будто, вряд ли, якобы, ведь, именно, даже, едва ли, якобы, почти, непременно, как раз, обязательно, вот, все-таки и др.

Например: Авось он образумится.

Он как будто ждал этого.

А ведь я предупреждал.

Проверим себя К счастью , папы и мамы нет дома. Значит , можно ни у кого не отпрашиваться. Я иду к Любочке, соседке, живущей по соседству. Мне, несомненно , интересно бывать у девочки. У нее, очевидно , много книг, которые очень интересны. Понимаете , Люба любит рассказывать о своих путешествиях. Она, по слухам , уже побывала в Италии и в Африке. Одним словом , у Любочки очень интересно.

Проверим себя

  • К счастью , папы и мамы нет дома. Значит , можно ни у кого не отпрашиваться. Я иду к Любочке, соседке, живущей по соседству. Мне, несомненно , интересно бывать у девочки. У нее, очевидно , много книг, которые очень интересны. Понимаете , Люба любит рассказывать о своих путешествиях. Она, по слухам , уже побывала в Италии и в Африке. Одним словом , у Любочки очень интересно.
Вводное предложение – это предложение, при помощи которого говорящий выражает свое отношение к высказыванию. Например: Клубника, я уверен , уже поспела.  Вводные предложения могут быть: Двусоставные (я знаю; вы понимаете). Односоставные (как мне пишут; говорили о нем).

Вводное предложение

– это предложение, при помощи которого говорящий выражает свое отношение к высказыванию.

Например: Клубника, я уверен , уже поспела.

Вводные предложения могут быть:

  • Двусоставные (я знаю; вы понимаете).
  • Односоставные (как мне пишут; говорили о нем).
Предложения с вставными конструкциями Вставные конструкции (словосочетания, предложения), которые передают дополнительную, необязательную информацию. Вставные конструкции в устной речи выделяются более четкой интонацией (паузы, быстрое произношение), а в письменной – тире или скобками. Например: По простодушию своей натуры –  это было его отличительной чертой   –  он мог довериться первому встречному.  Его дом  (так он называл шалаш из веток и листьев)  находился на острове посреди озера.

Предложения с вставными конструкциями

Вставные конструкции (словосочетания, предложения), которые передают дополнительную, необязательную информацию.

Вставные конструкции в устной речи выделяются более четкой интонацией (паузы, быстрое произношение), а в письменной – тире или скобками.

Например: По простодушию своей натуры это было его отличительной чертой    он мог довериться первому встречному.

Его дом  (так он называл шалаш из веток и листьев)  находился на острове посреди озера.

Многие слова в русском языке  могут быть или не быть вводными, т.е. имеют двойное значение.

Многие слова в русском языке могут быть или не быть вводными, т.е. имеют двойное значение.

Однако : слово является вводным, если стоит в середине предложения: Петр, однако , решил поступить по-своему .  слово не является вводным, если оно стоит в начале предложения (имеет значение противительного союза но ): Однако Петр решил поступить по-своему .

Однако :

  • слово является вводным, если стоит в середине предложения:

Петр, однако , решил поступить по-своему .

  • слово не является вводным, если оно стоит в начале предложения (имеет значение противительного союза но ):

Однако Петр решил поступить по-своему .

Проверь свои знания:  Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 1.Но учительница,(1) словно шутя,(2) спросила его: «Ты,(3) наверное,(4) хочешь сесть с Черновой,(5) да?». И Толе показалось,(6) будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой. 2. Проводив маму с отцом в очередную командировку,(1) мы с бабушкой тут же,(2) как заговорщики,(3) собирались на экстренный совет. Невысокая,(4) сухонькая,(5) с коротко подстриженными волосами,(6) бабушка напоминала озорного мальчишку. А этот мальчишка,(7) как говорили,(8) сильно смахивал на меня.

Проверь свои знания: Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

1.Но учительница,(1) словно шутя,(2) спросила его: «Ты,(3) наверное,(4) хочешь сесть с Черновой,(5) да?». И Толе показалось,(6) будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.

2. Проводив маму с отцом в очередную командировку,(1) мы с бабушкой тут же,(2) как заговорщики,(3) собирались на экстренный совет. Невысокая,(4) сухонькая,(5) с коротко подстриженными волосами,(6) бабушка напоминала озорного мальчишку. А этот мальчишка,(7) как говорили,(8) сильно смахивал на меня.

3. Игрушечное царство,(1) казалось,(2) послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. Так смотрела на Ларису и я. Как кукла она была более необычной,(3) поражающей воображение,(4) чем я как человек. 4. По мере перехода в высшие классы свободного времени,(1) конечно,(2) становилось меньше,(3) появились другие интересы,(4) и воинские упражнения мои почти прекратились. Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе»,(5) который был введён в программу реального училища в 1889 году.

3. Игрушечное царство,(1) казалось,(2) послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. Так смотрела на Ларису и я. Как кукла она была более необычной,(3) поражающей воображение,(4) чем я как человек.

4. По мере перехода в высшие классы свободного времени,(1) конечно,(2) становилось меньше,(3) появились другие интересы,(4) и воинские упражнения мои почти прекратились. Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе»,(5) который был введён в программу реального училища в 1889 году.

5. – Почему это матери,(1) как правило,(2) детей любят,(3) а не понимают? Вот раньше было: «Благословляю тебя,(4) сын мой,(5) на подвиг...» 6. Да,(1) я,(2) безусловно,(3) простой и примитивный кинозритель,(4) как большинство людей. От кино я именно и жду полного преображения,(5) окончательного обмана – «чтоб не думать зачем,(6) чтоб не помнить когда». Театр на это не способен,(7) да и не претендует. 7. Потом,(1) кстати,(2) она нам рассказывала,(3) что знала про Сталинградскую битву,(4) про то,(5) как наши держались за каждый камень.

5. – Почему это матери,(1) как правило,(2) детей любят,(3) а не понимают? Вот раньше было: «Благословляю тебя,(4) сын мой,(5) на подвиг...»

6. Да,(1) я,(2) безусловно,(3) простой и примитивный кинозритель,(4) как большинство людей. От кино я именно и жду полного преображения,(5) окончательного обмана – «чтоб не думать зачем,(6) чтоб не помнить когда». Театр на это не способен,(7) да и не претендует.

7. Потом,(1) кстати,(2) она нам рассказывала,(3) что знала про Сталинградскую битву,(4) про то,(5) как наши держались за каждый камень.

8. Я долго думал о том,(1) почему мама нисколько не бранила меня,(2) почему она,(3) на моё счастье,(4) даже обрадовалась,(5) что чашку разбил я,(6)а не Бум. 9. Словом,(3) прижился в военной среде,(4) приобретя приятелей среди офицерства,(5) а ещё более – среди солдат. 10. Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4) «ретрухи».  – Пап,(5) ну скажи ей,(6) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?

8. Я долго думал о том,(1) почему мама нисколько не бранила меня,(2) почему она,(3) на моё счастье,(4) даже обрадовалась,(5) что чашку разбил я,(6)а не Бум.

9. Словом,(3) прижился в военной среде,(4) приобретя приятелей среди офицерства,(5) а ещё более – среди солдат.

10. Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4) «ретрухи». – Пап,(5) ну скажи ей,(6) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!