Вводные слова и вставные конструкции
Вводные конструкции
– это специальные слова и словосочетания, которые:
1) выражают отношение говорящего к сообщению;
2) не связаны с другими словами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью;
3) не являются членами предложения;
4) в устной речи выделяются интонацией, а на письме запятыми.
Например: Он, самое главное, всегда слово держит;
По-твоему, я не права?
Вы, к счастью, легко отделались.
Цели урока:
- дать понятие о вводных конструкциях и их обособлении.
- тренировать учащихся составлять устные высказывания с применением вводных слов в зависимости от определенного отношения к высказываемому.
- научить правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Значение вводных слов Они передают:
Уверенность
Конечно, действительно, несомненно, безусловно, разумеется, само собой, без сомнения, бесспорно.
Неуверенность
День, безусловно, удался.
Наверно(е), вероятно, кажется, пожалуй, возможно, очевидно, может быть и под.
Чувства говорящего
К счастью, к радости, на радость, на беду, как нарочно, жаль, к сожалению, странное дело, ужас, чего доброго, неровен час.
Кажется, он прав.
Последовательность изложения (порядок мыслей и их связь)
Итак, следовательно, значит, кроме того, таким образом, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны и под.
Без сомнения, это очень красивая вещь.
К счастью, все обошлось.
В Римской империи жемчуг, во-первых, символизировал власть, во-вторых, мудрость.
В мае, возможно, будут заморозки.
К сожалению, я приболела.
С одной стороны, темнота была спасительной: она скрывала нас (Паустовский).
Значение вводных слов Они передают:
Источник сообщения
Сообщают, по словам…, по сообщению…,по сведениям…, по-моему, по моему мнению, по слухам, с моей точки зрения и под.
Приёмы и способы оформления мыслей
По моему мнению, это не очень хорошая мысль – прыгать вниз без страховки.
Словом, одним словом, иначе говоря, мягко выражаясь, так сказать, если можно так выразиться.
Обращение к собеседнику
Одним словом, мы такого не ожидали.
Позвольте, помилуйте, слушайте, понимаете, видите ли, спасибо, пожалуйста, будьте добры, простите, извините и др.
По сообщению синоптиков, на следующей неделе будет похолодание.
Видите ли, вы пришли слишком рано.
Словом, сколько не бились мы с этой проблемой, так ничего и не решили.
Девушка, позвольте, я донесу ваш красный тяжелый чемодан?
Возьмите на заметку!
Вводное слово наверное может употребляться и как наверно . Оба варианта одинаково верные.
Употребление вводных конструкций возможно в начале предложения, в середине или в конце предложения
Например: Мы, по крайней мере , так думаем (с вводным словосочетанием).
По крайней мере, мы так думаем. Мы так думаем, по крайней мере.
Не являются вводными и не выделяются знаками препинания слова:
Вдруг, авось, только, будто, как будто, вряд ли, якобы, ведь, именно, даже, едва ли, якобы, почти, непременно, как раз, обязательно, вот, все-таки и др.
Например: Авось он образумится.
Он как будто ждал этого.
А ведь я предупреждал.
Проверим себя
- К счастью , папы и мамы нет дома. Значит , можно ни у кого не отпрашиваться. Я иду к Любочке, соседке, живущей по соседству. Мне, несомненно , интересно бывать у девочки. У нее, очевидно , много книг, которые очень интересны. Понимаете , Люба любит рассказывать о своих путешествиях. Она, по слухам , уже побывала в Италии и в Африке. Одним словом , у Любочки очень интересно.
Вводное предложение
– это предложение, при помощи которого говорящий выражает свое отношение к высказыванию.
Например: Клубника, я уверен , уже поспела.
Вводные предложения могут быть:
- Двусоставные (я знаю; вы понимаете).
- Односоставные (как мне пишут; говорили о нем).
Предложения с вставными конструкциями
Вставные конструкции (словосочетания, предложения), которые передают дополнительную, необязательную информацию.
Вставные конструкции в устной речи выделяются более четкой интонацией (паузы, быстрое произношение), а в письменной – тире или скобками.
Например: По простодушию своей натуры – это было его отличительной чертой – он мог довериться первому встречному.
Его дом (так он называл шалаш из веток и листьев) находился на острове посреди озера.
Многие слова в русском языке могут быть или не быть вводными, т.е. имеют двойное значение.
Однако :
- слово является вводным, если стоит в середине предложения:
Петр, однако , решил поступить по-своему .
- слово не является вводным, если оно стоит в начале предложения (имеет значение противительного союза но ):
Однако Петр решил поступить по-своему .
Проверь свои знания: Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
1.Но учительница,(1) словно шутя,(2) спросила его: «Ты,(3) наверное,(4) хочешь сесть с Черновой,(5) да?». И Толе показалось,(6) будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.
2. Проводив маму с отцом в очередную командировку,(1) мы с бабушкой тут же,(2) как заговорщики,(3) собирались на экстренный совет. Невысокая,(4) сухонькая,(5) с коротко подстриженными волосами,(6) бабушка напоминала озорного мальчишку. А этот мальчишка,(7) как говорили,(8) сильно смахивал на меня.
3. Игрушечное царство,(1) казалось,(2) послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. Так смотрела на Ларису и я. Как кукла она была более необычной,(3) поражающей воображение,(4) чем я как человек.
4. По мере перехода в высшие классы свободного времени,(1) конечно,(2) становилось меньше,(3) появились другие интересы,(4) и воинские упражнения мои почти прекратились. Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе»,(5) который был введён в программу реального училища в 1889 году.
5. – Почему это матери,(1) как правило,(2) детей любят,(3) а не понимают? Вот раньше было: «Благословляю тебя,(4) сын мой,(5) на подвиг...»
6. Да,(1) я,(2) безусловно,(3) простой и примитивный кинозритель,(4) как большинство людей. От кино я именно и жду полного преображения,(5) окончательного обмана – «чтоб не думать зачем,(6) чтоб не помнить когда». Театр на это не способен,(7) да и не претендует.
7. Потом,(1) кстати,(2) она нам рассказывала,(3) что знала про Сталинградскую битву,(4) про то,(5) как наши держались за каждый камень.
8. Я долго думал о том,(1) почему мама нисколько не бранила меня,(2) почему она,(3) на моё счастье,(4) даже обрадовалась,(5) что чашку разбил я,(6)а не Бум.
9. Словом,(3) прижился в военной среде,(4) приобретя приятелей среди офицерства,(5) а ещё более – среди солдат.
10. Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4) «ретрухи». – Пап,(5) ну скажи ей,(6) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?