Цели урока:
- закрепить знания о вводных словах и постановке знаков препинания при них;
- формировать умение различать значения вводных слов, отличать вводные слова от слов, похожих них;
- совершенствовать пунктуационные навыки учащихся;
- отрабатывать навыки нахождения вводных слов в отрывках текста в формате ОГЭ;
- воспитывать речевую культуру учащихся.
- « Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».
Н.В.Гоголь.
- Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
- Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Вводные слова – слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение. Выделяются запятыми (как и слова ДА, НЕТ) , не являются членами предложения.
Значение
Вводные слова
Различная степень уверенности, неуверенности
Примеры
Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй, наверное, может быть, по-видимому
Различные чувства
Дождь, кажется , скоро кончится.
К счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, к общей радости
Источник сообщения
Порядок мыслей и их связь
По словам, по мнению, по сообщению. По преданию, по-моему, по-твоему
Снег, к счастью , скоро кончится.
По-моему , он пришел вовремя.
Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например, так
Замечания о способах оформления мыслей
Следовательно , я вряд ли справлюсь с переводом.
Одним словом, иначе говоря, лучше сказать, итак, следовательно, значит, таким образом, между прочим, кстати сказать
Одним словом , все обошлось благополучно.
Привлечение внимания собеседника
Извините, простите, пожалуйста, позвольте, допустим, представьте себе
Представьте себе, у нее отличный вкус.
2. Определение темы и цели урока
- 2. Определение темы и цели урока
Задание: ответьте на вопросы, сложите первые буквы ответов и отгадайте зашифрованное слово.
1) К какому разряду относится прилагательное высокий ?
2) Какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы имени прилагательного?
3) Определите группу односоставных предложений с главным членом подлежащим.
4) Какой буквой обозначается на письме звук (э) ?
5) Какой частью речи является слово " пять десятых "?
6) Что такое " инфинитив " ?
7) Как называется раздел науки, изучающий правила написания слов.
Ответ: КОНЕЧНО
Тема урока – «Вводные слова и знаки препинания при них».
Слово ОДНАКО является вводным, если стоит в середине или в конце предложения
Ребята, однако , приготовились к длительному путешествию.
Он рассмеялся, однако .
Не выступают в роли вводных слов и не выделяются запятыми: ведь, вот, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, как бы, вообще, тем не менее
4. Первичное закрепление:
- 4. Первичное закрепление:
1.«Грамматический конструктор»
1) К вечеру однако ветер утих.
2) Весь день бушевал ветер однако к вечеру утих.
1.Лингвистическая игра «Грамматический конструктор»
1 .Всё, в сравнении, познается, говорят. 2.В, он, лес, не, ходил, никогда, однако. 3.К, подходила, берегу, казалось, лодка.
2.Выборочный диктант
- 1.Ваше предложение кажется мне (не)приемлемым. 2.Мы кажется многого (не) предусмотрели. 3.Окно должно быть открыто всю ночь. 4.Окно должно быть забыли закрыть на ночь. 5.Ты может быть хочешь поехать на экскурсию? 6.Ваше предложение может быть принято на определённых условиях. 7. Откровенно сказать я вижу этого человека (в)первые. 8.Я прошу тебя откровенно сказать своё мнение.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Будто, как будто, едва ли, вряд ли, всё-таки, почти, якобы, даже, именно, только.
Например: Вряд ли зима будет снежная. Сегодня именно меня спросят на уроке.
Подготовка к ОГЭ
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы ), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове .
Гоша накидывает ей на плечи курточку, (1)остаётся в одной майке, (2)и кожа на его руках покрывается пупырышками.
– Тебе отец из Англии чего-нибудь привёз?
– Ага. Вот, (3)смотри, (4)транзистор.
– А матери привёз чего-нибудь? Духи, (5) например? Принеси посмотреть.
– Но как же я... Вера, (6) мне же... Ну, (7) неудобно...
« Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, (1) то и подарок; всё зернисто, (2) крупно, (3) как сам жемчуг, (4) и, (5) право, (6) иное название еще драгоценнее самой вещи».
Н.В.Гоголь.
Домашнее задание
- 1 . Разработать словарный диктант по теме "Вводные слова". 2 . Выполнить упражнение № 374.
16
Среди предложений 2-4 найдите предложение с вводным словом
(2) Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... (3) С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. (4) Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга...
3
Укажите предложение с вводными словами
1. Между прочим, через несколько лет наш театр вcё-таки сгорел, что лишний раз подтверждает ту правильную, но бесплодную мысль, что наши мечты сбываются слишком поздно.
2.Мал золотник, да дорог.
3. Одна ласточка весны не делает
1
Рефлексия
- Закончите предложения. 1.При помощи вводных слов говорящий выражает …. . 2.Вводные слова могут иметь следующие значения …. . 3.Вводные слова на письме выделяются … , а в устной речи
3