СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Повышение вычислительных навыков учащихся на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение вычислительных навыков учащихся на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Повышение вычислительных навыков учащихся на уроках математики"»

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « САВЕЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ МУСЫ ДЕНИЛБЕКОВИЧА ГАЗИМАГАМАДОВА» НАУРСКОГО МУНИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Методическая разработка по теме: Повышение вычислительных навыков учащихся на уроках математики как средство достижения прочных знаний Презентация учителя математики Тарамовой Б.И.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« САВЕЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ МУСЫ ДЕНИЛБЕКОВИЧА ГАЗИМАГАМАДОВА»

НАУРСКОГО МУНИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Методическая разработка по теме:

Повышение вычислительных навыков учащихся на уроках математики как средство

достижения прочных знаний

Презентация учителя математики

Тарамовой Б.И.

Основная цель: ознакомить учащихся с дополнительными приемами устных и письменных вычислений, которые позволили бы значительно сократить время, потраченное на вычисления и запись решения, и избежать использования различных вычислительных средств, что в свою очередь позволит сэкономить время на решение заданий ОГЭ и ЕГЭ.

Основная цель:

ознакомить учащихся с дополнительными приемами устных и письменных вычислений, которые позволили бы значительно сократить время, потраченное на вычисления и запись решения, и избежать использования различных вычислительных средств, что в свою очередь позволит сэкономить время на решение заданий ОГЭ и ЕГЭ.

 Задачи: - изучать психолого-педагогические, теоретические и методические источники по данному вопросу;  - разработать систему устных упражнений, способствующих формированию вычислительных навыков. Если мы научим учащихся быстро и правильно считать, не обращаясь ни к бумаге, ни к каким-либо счетным устройствам, то тем самым воспитаем людей, способных быстрее усвоить и лучше выполнять как учебные задания, так и работу в любой отрасли.

Задачи:

  • - изучать психолого-педагогические, теоретические и методические источники по данному вопросу;
  • - разработать систему устных упражнений, способствующих формированию вычислительных навыков. Если мы научим учащихся быстро и правильно считать, не обращаясь ни к бумаге, ни к каким-либо счетным устройствам, то тем самым воспитаем людей, способных быстрее усвоить и лучше выполнять как учебные задания, так и работу в любой отрасли.

Навык – это действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля.

Навыкэто действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля.

 Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приемами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро .

Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приемами.

Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро .

Правильность  – ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т. е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием

Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т. е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием

Осознанность – ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Осознанность проявляется в том, что ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать. В процессе овладения навыков объяснение должно постепенно свертываться.

Осознанностьученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения.

Осознанность проявляется в том, что ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать.

В процессе овладения навыков объяснение должно постепенно свертываться.

Рациональность  – ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т. е. выбирает те из возможных операции, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия.

Рациональностьученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т. е. выбирает те из возможных операции, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия.

Обобщенность – ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, т. е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи.

Обобщенность – ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, т. е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи.

Автоматизм  (свернутость) – ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операции

Автоматизм (свернутость) – ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операции

Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

Прочностьученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

 Умение  является сознательно выполняемым действием, в котором используются такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение, аналогия, и которое опирается на приобретенные ранее знания и навыки .

Умение является сознательно выполняемым действием, в котором используются такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение, аналогия, и которое опирается на приобретенные ранее знания и навыки .

 Формирование вычислительных умений и навыков – это сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности.

Формирование вычислительных умений и навыков – это сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности.

Вычислительные навыки, которыми должен обладать учащийся переходя из начальной школы в основную:  складывать и умножать однозначные числа;  прибавлять к двузначному числу однозначное;  вычитать из однозначного или двузначного числа однозначное;  складывать несколько однозначных чисел;  складывать и вычитать двузначные числа;  делить однозначное или двузначное число на однозначное нацело или с остатком.

Вычислительные навыки, которыми должен обладать учащийся переходя из начальной школы в основную:

  • складывать и умножать однозначные числа;
  • прибавлять к двузначному числу однозначное;
  • вычитать из однозначного или двузначного числа однозначное;
  • складывать несколько однозначных чисел;
  • складывать и вычитать двузначные числа;
  • делить однозначное или двузначное число на однозначное нацело или с остатком.
Для формирования сознательных и прочных навыков в 6-7 классе –учащиеся должны использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9; использовать свойства действий  в 7-8 классе – учащиеся должны уметь применять формулы сокращенного умножения;  степень и ее свойства;  в 9-11 классе – учащиеся должны постоянно закреплять вычислительные навыки.  

Для формирования сознательных и прочных навыков

  • в 6-7 классе –учащиеся должны использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9;
  • использовать свойства действий
  • в 7-8 классе – учащиеся должны уметь применять формулы сокращенного умножения;
  • степень и ее свойства;
  • в 9-11 классе – учащиеся должны постоянно закреплять вычислительные навыки.

 

Способы решения проблем:  1 ) игры, игровые моменты и занимательные задачи 2) тесты «Проверь себя сам» 3) математические диктанты 4) творческие задания и конкурсы; 5) различные приемы устных вычислений

Способы решения проблем:

1 ) игры, игровые моменты и занимательные задачи

2) тесты «Проверь себя сам»

3) математические диктанты

4) творческие задания и конкурсы;

5) различные приемы устных вычислений

Приложение № 1. Тест за начальную школу.  1.Найдите произведение чисел 18 и 3: А) 6 б) 36 в)54 г)15  2. Найдите восьмую часть от числа 3200: А) 300 б) 400 в) 40 г) 1600 3.Вычисли: 2м – 40см А) 240см б) 42см в) 1960см г) 160см 4.Сколько минут в 3 часах  А) 300мин б) 30мин в) 45мин г) 180мин 5.Вычисли: 1908:18  А) 17 б) 16 в) 106 г) не знаю 6.Какое действие выполняется последним при нахождении значения выражения 2700+3000·600-8400:6  А) сложение б) вычитание в) умножение  г) деление 7.Реши уравнение х – 20 = 100  А) 120 б) 80 в) 5 г) 2000 8.Найди площадь прямоугольника со сторонами 6см и 8  А) 14см 2 б) 28см 2 в) 48см 2 г) не знаю

Приложение № 1.

Тест за начальную школу.

1.Найдите произведение чисел 18 и 3:

А) 6 б) 36 в)54 г)15

2. Найдите восьмую часть от числа 3200:

А) 300 б) 400 в) 40 г) 1600

3.Вычисли: 2м – 40см

А) 240см б) 42см в) 1960см г) 160см

4.Сколько минут в 3 часах

А) 300мин б) 30мин в) 45мин г) 180мин

5.Вычисли: 1908:18

А) 17 б) 16 в) 106 г) не знаю

6.Какое действие выполняется последним при нахождении значения выражения 2700+3000·600-8400:6

А) сложение б) вычитание в) умножение

г) деление

7.Реши уравнение х – 20 = 100

А) 120 б) 80 в) 5 г) 2000

8.Найди площадь прямоугольника со сторонами 6см и 8

А) 14см 2 б) 28см 2 в) 48см 2 г) не знаю

Приложение№2 Проверка таблицы умножения и сложения в 5 классе Диктант № 1 4·9; 7·9; 9·8; 8·7; 6·9; 50·10; 63:7; 72:8; 56:7; 64:8; 80:80; 47·0. Диктант № 2  53+7; 38+3; 27+9; 18+17; 28+9; 100-7; 50-14; 52-7; 43-18; 74-36;

Приложение№2

Проверка таблицы умножения и сложения в 5 классе

Диктант № 1

4·9; 7·9; 9·8; 8·7; 6·9; 50·10;

63:7; 72:8; 56:7; 64:8; 80:80; 47·0.

Диктант № 2

53+7; 38+3; 27+9; 18+17; 28+9;

100-7; 50-14; 52-7; 43-18; 74-36;

Устные упражнения важны тем, что: активируют мыслительную деятельность учащихся; развивают память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции; повышают эффективность урока

Устные упражнения важны тем, что:

  • активируют мыслительную деятельность учащихся;
  • развивают память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции;
  • повышают эффективность урока
Устные вычисления (счет в уме) – самый древний и простой способ вычисления. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий успешного обучения математике.  Залог успешности – от «легкого» к постепенно «трудным» вычислениям.

Устные вычисления (счет в уме) – самый древний и простой способ вычисления. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий успешного обучения математике.

Залог успешности – от «легкого» к постепенно «трудным» вычислениям.

Формы восприятия устного счета Зрительная  Слуховая  Комбинированная

Формы восприятия устного счета

  • Зрительная
  • Слуховая
  • Комбинированная
 Н.П. Богданов-Бельский, «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», 1895

Н.П. Богданов-Бельский,

«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», 1895

На картине изображена деревенская школа конца  XIX века  во время урока  арифметики  при решении дроби в уме. Учитель — реальный человек,  Сергей Александрович Рачинский  (1833—1902), ботаник и математик, профессор Московского университета. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского. На классной доске написан пример, который ученикам необходимо решить:

На картине изображена деревенская школа конца  XIX века  во время урока  арифметики  при решении дроби в уме.

Учитель — реальный человек,  Сергей Александрович Рачинский  (1833—1902), ботаник и математик, профессор Московского университета.

На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал

уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы

с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.

На классной доске написан пример, который ученикам необходимо решить:

2 · 365  365 2  =  Н.П. Богданов-Бельский, «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», 1895

2 · 365

365

2

=

Н.П. Богданов-Бельский,

«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», 1895

«Золотая арифметика». Эта система упражнений может быть использована как для оценки уровня развития элементарных вычислительных навыков, так и для их отработки. В каждом примере четыре действия: умножение, деление, сложение и вычитание. Все примеры имеют различную структуру: расположение действий и скобок не имеют повторов. Их решение позволяет проверить и повторить таблицы сложения и вычитания, умножения и деления. Приложение № 3

«Золотая арифметика».

Эта система упражнений может быть использована как для оценки уровня развития элементарных вычислительных навыков, так и для их отработки.

В каждом примере четыре действия: умножение, деление, сложение и вычитание. Все примеры имеют различную структуру:

расположение действий и скобок не имеют повторов. Их решение позволяет проверить и повторить таблицы сложения и вычитания, умножения и деления.

Приложение № 3

28:7+8∙9-63; (66-58+13):7∙10; 20:(33-4∙7)+47; 15:3+8∙(31-26); 30:(2+10∙6-52); 19+7∙(13-10:2); 14+30:5∙10-47; 8∙3:(71-67)+19; 3∙(12-12:2)+35; 10. 10∙2-42:7+58; 11. 27:(9∙5-36)+68; 12. 25:5∙10-(18+19); 13. 8:(39+32-7∙10); 14. 4∙5:(35+24-57); 15. 24+63:(15-6)∙8; 16. (5+9:9)∙2-9; 17. 30:3-5+2∙8; 18. 59+(50:5-3)∙3;
  • 28:7+8∙9-63;
  • (66-58+13):7∙10;
  • 20:(33-4∙7)+47;
  • 15:3+8∙(31-26);
  • 30:(2+10∙6-52);
  • 19+7∙(13-10:2);
  • 14+30:5∙10-47;
  • 8∙3:(71-67)+19;
  • 3∙(12-12:2)+35;

10. 10∙2-42:7+58;

11. 27:(9∙5-36)+68;

12. 25:5∙10-(18+19);

13. 8:(39+32-7∙10);

14. 4∙5:(35+24-57);

15. 24+63:(15-6)∙8;

16. (5+9:9)∙2-9;

17. 30:3-5+2∙8;

18. 59+(50:5-3)∙3;

Приложение№4  Проверка вычислительных навыков учащихся 6-9 классов В - 1  17 : 0,02 В - 2  5,6 : 0,8  0,75 100  21 : 0,07  76 0,1  5,2 100  5,4 : 9  36 0,1  20 - (- 5,8)  0,24 : 8  2 - 1 ,5  2 - 5,3  - 15,7 + 11,3  - 3 - 2,1  7 - 2,34  2,6 - (- 5,5)  0,9 (- 0,5)  - 0,06 х 0,5  9 – 7,2  2,6 - 8,49

Приложение№4

Проверка вычислительных навыков учащихся 6-9 классов

В - 1

17 : 0,02

В - 2

5,6 : 0,8

0,75 100

21 : 0,07

76 0,1

5,2 100

5,4 : 9

36 0,1

20 - (- 5,8)

0,24 : 8

2 - 1 ,5

2 - 5,3

- 15,7 + 11,3

- 3 - 2,1

7 - 2,34

2,6 - (- 5,5)

0,9 (- 0,5)

- 0,06 х 0,5

9 – 7,2

2,6 - 8,49

Методы устной работы:  Беглый счет «Равный счет».  «Счет-дополнение».  «Эстафета». Домино Кроссворды

Методы устной работы:

Беглый счет

«Равный счет».

«Счет-дополнение».

«Эстафета».

Домино

Кроссворды

Беглый счет Произведение каких множителей равно: 60, 45, 24, 100  и т.д.

Беглый счет

Произведение каких множителей равно:

60, 45, 24, 100

и т.д.

Решение задач

Решение задач

Вывод: Систематичная тренировка в устных вычислениях поможет прочным формированиям вычислительных навыков учащихся, что в свою очередь поможет сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Вывод:

Систематичная тренировка в устных вычислениях поможет прочным формированиям вычислительных навыков учащихся, что в свою очередь поможет сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя