МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« САВЕЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ МУСЫ ДЕНИЛБЕКОВИЧА ГАЗИМАГАМАДОВА»
НАУРСКОГО МУНИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Методическая разработка по теме:
Повышение вычислительных навыков учащихся на уроках математики как средство
достижения прочных знаний
Презентация учителя математики
Тарамовой Б.И.
Основная цель:
ознакомить учащихся с дополнительными приемами устных и письменных вычислений, которые позволили бы значительно сократить время, потраченное на вычисления и запись решения, и избежать использования различных вычислительных средств, что в свою очередь позволит сэкономить время на решение заданий ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи:
- - изучать психолого-педагогические, теоретические и методические источники по данному вопросу;
- - разработать систему устных упражнений, способствующих формированию вычислительных навыков. Если мы научим учащихся быстро и правильно считать, не обращаясь ни к бумаге, ни к каким-либо счетным устройствам, то тем самым воспитаем людей, способных быстрее усвоить и лучше выполнять как учебные задания, так и работу в любой отрасли.
Навык – это действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля.
Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приемами.
Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро .
Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т. е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием
Осознанность – ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения.
Осознанность проявляется в том, что ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать.
В процессе овладения навыков объяснение должно постепенно свертываться.
Рациональность – ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т. е. выбирает те из возможных операции, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия.
Обобщенность – ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, т. е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи.
Автоматизм (свернутость) – ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операции
Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.
Умение является сознательно выполняемым действием, в котором используются такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение, аналогия, и которое опирается на приобретенные ранее знания и навыки .
Формирование вычислительных умений и навыков – это сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности.
Вычислительные навыки, которыми должен обладать учащийся переходя из начальной школы в основную:
- складывать и умножать однозначные числа;
- прибавлять к двузначному числу однозначное;
- вычитать из однозначного или двузначного числа однозначное;
- складывать несколько однозначных чисел;
- складывать и вычитать двузначные числа;
- делить однозначное или двузначное число на однозначное нацело или с остатком.
Для формирования сознательных и прочных навыков
- в 6-7 классе –учащиеся должны использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9;
- использовать свойства действий
- в 7-8 классе – учащиеся должны уметь применять формулы сокращенного умножения;
- степень и ее свойства;
- в 9-11 классе – учащиеся должны постоянно закреплять вычислительные навыки.
Способы решения проблем:
1 ) игры, игровые моменты и занимательные задачи
2) тесты «Проверь себя сам»
3) математические диктанты
4) творческие задания и конкурсы;
5) различные приемы устных вычислений
Приложение № 1.
Тест за начальную школу.
1.Найдите произведение чисел 18 и 3:
А) 6 б) 36 в)54 г)15
2. Найдите восьмую часть от числа 3200:
А) 300 б) 400 в) 40 г) 1600
3.Вычисли: 2м – 40см
А) 240см б) 42см в) 1960см г) 160см
4.Сколько минут в 3 часах
А) 300мин б) 30мин в) 45мин г) 180мин
5.Вычисли: 1908:18
А) 17 б) 16 в) 106 г) не знаю
6.Какое действие выполняется последним при нахождении значения выражения 2700+3000·600-8400:6
А) сложение б) вычитание в) умножение
г) деление
7.Реши уравнение х – 20 = 100
А) 120 б) 80 в) 5 г) 2000
8.Найди площадь прямоугольника со сторонами 6см и 8
А) 14см 2 б) 28см 2 в) 48см 2 г) не знаю
Приложение№2
Проверка таблицы умножения и сложения в 5 классе
Диктант № 1
4·9; 7·9; 9·8; 8·7; 6·9; 50·10;
63:7; 72:8; 56:7; 64:8; 80:80; 47·0.
Диктант № 2
53+7; 38+3; 27+9; 18+17; 28+9;
100-7; 50-14; 52-7; 43-18; 74-36;
Устные упражнения важны тем, что:
- активируют мыслительную деятельность учащихся;
- развивают память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции;
- повышают эффективность урока
Устные вычисления (счет в уме) – самый древний и простой способ вычисления. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий успешного обучения математике.
Залог успешности – от «легкого» к постепенно «трудным» вычислениям.
Формы восприятия устного счета
- Зрительная
- Слуховая
- Комбинированная
Н.П. Богданов-Бельский,
«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», 1895
На картине изображена деревенская школа конца XIX века во время урока арифметики при решении дроби в уме.
Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский (1833—1902), ботаник и математик, профессор Московского университета.
На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал
уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы
с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.
На классной доске написан пример, который ученикам необходимо решить:
2 · 365
365
2
=
Н.П. Богданов-Бельский,
«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», 1895
«Золотая арифметика».
Эта система упражнений может быть использована как для оценки уровня развития элементарных вычислительных навыков, так и для их отработки.
В каждом примере четыре действия: умножение, деление, сложение и вычитание. Все примеры имеют различную структуру:
расположение действий и скобок не имеют повторов. Их решение позволяет проверить и повторить таблицы сложения и вычитания, умножения и деления.
Приложение № 3
- 28:7+8∙9-63;
- (66-58+13):7∙10;
- 20:(33-4∙7)+47;
- 15:3+8∙(31-26);
- 30:(2+10∙6-52);
- 19+7∙(13-10:2);
- 14+30:5∙10-47;
- 8∙3:(71-67)+19;
- 3∙(12-12:2)+35;
10. 10∙2-42:7+58;
11. 27:(9∙5-36)+68;
12. 25:5∙10-(18+19);
13. 8:(39+32-7∙10);
14. 4∙5:(35+24-57);
15. 24+63:(15-6)∙8;
16. (5+9:9)∙2-9;
17. 30:3-5+2∙8;
18. 59+(50:5-3)∙3;
Приложение№4
Проверка вычислительных навыков учащихся 6-9 классов
В - 1
17 : 0,02
В - 2
5,6 : 0,8
0,75 100
21 : 0,07
76 0,1
5,2 100
5,4 : 9
36 0,1
20 - (- 5,8)
0,24 : 8
2 - 1 ,5
2 - 5,3
- 15,7 + 11,3
- 3 - 2,1
7 - 2,34
2,6 - (- 5,5)
0,9 (- 0,5)
- 0,06 х 0,5
9 – 7,2
2,6 - 8,49
Методы устной работы:
Беглый счет
«Равный счет».
«Счет-дополнение».
«Эстафета».
Домино
Кроссворды
Беглый счет
Произведение каких множителей равно:
60, 45, 24, 100
и т.д.
Решение задач
Вывод:
Систематичная тренировка в устных вычислениях поможет прочным формированиям вычислительных навыков учащихся, что в свою очередь поможет сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Спасибо за внимание